Как воспитать финансово грамотного ребёнка

Урок 4

Домашнее хозяйство как учебная площадка

10 мин • 1 вопрос

header-image

Когда родители начинают задумываться о финансовом воспитании детей, чаще всего первые вопросы связаны непосредственно с деньгами — сколько и когда давать, или с поведением детей в магазинах. И здесь мы должны вспомнить, что обе эти ситуации — финансовая и потребительская — находятся в сфере экономики. Поэтому без развития экономического мышления у детей нам с вами не обойтись.

Сами по себе знания об экономике или даже диплом экономиста не сделают нас финансово грамотными в отношении личных финансов. Но понимание экономических законов и того, как они влияют на наше финансовое благополучие, точно будет хорошим подкреплением в финансовом развитии и детей, и родителей.

На практике, как правило, если у родителей есть высшее экономическое, финансовое или управленческое образование, то дети в большей степени заинтересованы в теме денег, инвестиций, предпринимательства. Но даже если у вас такого образования нет, очень полезно научиться понимать, как работает экономика. Прежде всего, для развития своей семьи — своего домохозяйства, которое является неотъемлемой частью общей экономической системы.

Рассмотрим быт с точки зрения экономики.

У каждого члена семьи есть свои потребности и желания. Начиная с базовых — вкусно поесть, отдохнуть, поспать, и заканчивая потребностями в обучении и самовыражении.

Экономическая задача семьи — максимально удовлетворить потребности каждого её члена

Для этого нужно потратить ресурсы: труд, время, деньги.

Например, можно выделить выходной на уборку квартиры, а можно заказать услуги клининга. Каждая семья выбирает лучшее для себя, исходя из своих приоритетов.

И здесь мы можем увидеть экономический конфликт: потребности и желания безграничны, а ресурсы ограничены

Приходится выстраивать домашнее хозяйство так, чтобы найти баланс.

Так как же вовлечь ребёнка в домашние дела и заодно развить его финансовые навыки?

1. Трудовой вклад в домашний порядок и уют

У всех членов семьи есть свои обязанности, которые мы выполняем, потому что есть такие правила и общая цель создания хороших условий для жизни. Достаточно часто родители деньгами стимулируют детей выполнять рутинные домашние обязанности. Стоит это делать или нет, есть ли какие-то правила для оплаты домашних дел? Это отличные дискуссионные вопросы.

Оплата домашних дел имеет свои плюсы и минусы. Из положительного: с помощью денег детей легче мотивировать. Из отрицательного: денежная мотивация работает только на короткие дистанции. Через месяц или даже через неделю ребёнок начнёт халтурить. Качество домашней работы упадёт, а цена будет расти. В дальнейшем родители с трудом смогут уговорить выполнить домашние дела бесплатно.

Ольга Андреева, Ассоциация развития финансовой грамотности, педагог-психолог, автор книги «Мама, папа, дайте денег!»

Итак, если вы хотите попробовать оплачивать детям домашние дела, то хорошенько подумайте о том, какие это будут дела. Лучше, если разовые или не самые стандартные, которые вы не отнесёте к ежедневной рутине или прямым обязанностям по уборке своих вещей. Как вы договоритесь с детьми об этой работе, каких результатов будете от них ждать? Всё это тренирует навыки предприимчивости, умения оценивать свой труд, договариваться, считать деньги и более разумно их тратить.

Продолжением такой работы внутри домохозяйства может стать выход за пределы семьи и предложение своих услуг другим людям. Не секрет, что многие ребята начинают подрабатывать, выгуливая собак или помогая на соседских огородах в летний период.

2. Мир вещей

У нас дома есть очень много разных вещей, которые мы покупаем для определённых целей и задач. Уже маленькому ребёнку мы объясняем те простые истины, что холодильник нужен для хранения продуктов, а утюг — для опрятной одежды и аккуратного внешнего вида.

С раннего возраста мы учим ребёнка бережно относиться к вещам, хранить их в порядке, на своих местах, стараться не ломать, а сломанное чинить.

В рамках развития здоровых финансовых и экономических привычек мы можем давать вещам вторую жизнь, сортировать мусор, выбирать экологичные бренды.

Также мы можем говорить детям о том, что и сколько стоит. Это даёт хорошие представления о ценности вещей. И если что-то будет сломано намеренно, то можно возместить часть ущерба за счёт карманных денег.

Ещё одна отличная практика — продажа ненужных вещей. У детей всегда есть игрушки, книжки, одежда, которые имеют товарный вид, но уже не используются. Можно продать их на специальных площадках или принять участие в детских гаражных распродажах, если такие мероприятия практикуются у вас в городе.

3. Поломки

Они чаще всего бывают непредвиденными и приводят к бытовым сбоям. Сломанная стиральная машинки для семьи означает дополнительные расходы на ремонт, потерянное время, плохое настроение. Но это и пример случившегося риска, а значит, повод поговорить о том, как можно от таких рисков защищаться и как можно уменьшить расходы на ремонт.

4. Ресурсы и услуги благоустройства, которые мы используем дома

Свет, вода, тепло, вывоз мусора, уборка территории — всё это стоит денег. Это обязательные расходы в семейном бюджете.

С одной стороны, можно рассказать и показать детям, сколько денег вы платите за ЖКХ и как вы это делаете: например, вместе подключить автоплатёж в мобильном приложении СберБанк Онлайн. А с другой — продолжить развитие бережного использования ресурсов и их экономии.

5. Еда

Совместные закупки, составление списка, планирование конкретного меню, ответственность за покупку какого-то продукта, например, хлеба, на всю семью. Здесь может быть масса идей, как привлечь детей в организацию бытовой задачи. Также можно потренировать математику и бизнес-навыки, например, за выпечкой воскресных блинчиков.

Развивающие вопросы:

  • Сколько потратили на покупку ингредиентов?
  • Сколько блинчиков получилось?
  • Сколько стоил 1 блинчик?

Вовлекать детей в домашнее хозяйство можно уже с 2-3 лет. Усложняйте задачи постепенно. В будущем это поможет вашему ребёнку самостоятельно выстроить свой быт.

Если коротко

  • Домашнее хозяйство — экономическая модель семьи, где есть потребности, ресурсы, риски, цели и задачи.
  • Экономическая задача семьи — удовлетворить потребности каждого её члена. При ограниченных ресурсах необходимо искать баланс.
  • В быту много ситуаций, которые связаны с деньгами и материальными благами. Важно использовать эти ситуации для финансового и экономического развития детей, а не пускать всё на самотёк.

Практическое задание

Для выполнения вы можете использовать рабочую тетрадь.

Проверьте себя

Давайте потренируемся с расчётами. Мама и дочка, чтобы испечь блинчики, потратили: 30 рублей на 1 литр молока, 50 рублей на 1 кг муки и 60 рублей на 10 яиц. Для блинчиков они использовали половину муки и половину яиц и весь пакет молока. Получилось испечь 30 маленьких блинчиков. Какова себестоимость одного блинчика при таких расчётах?

Округлите до целого числа.

Ответьте на все вопросы, чтобы проверить

Урок 5

Личные деньги и семейный бюджет

Следующее задание

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru