10 мин • 1 вопрос
Первые деньги у детей появляются довольно рано — в 3-4 года. Подарки от бабушек и дедушек, сдача из магазина и другие случайные поступления.
Карманные деньги
Основной источник дохода в личном бюджете ребёнка. Регулярно выдавать карманные деньги можно начать с 5-8 лет. Именно в этом возрасте у детей формируется чувство собственности. Они учатся считать, могут сравнивать цены, идут в школу, становятся самостоятельнее.
Дополнительные доходы — это отличная возможность для ребёнка потренироваться в обращении с деньгами. Главное, чтобы родители были рядом и присматривали за ним.
Многие начинают с двухсот-трёхсот рублей в неделю. Важно, чтобы ребёнок понимал, сколько получает денег и на что их можно потратить. Например, он способен посчитать, что на триста рублей можно купить пять шоколадок по шестьдесят.
Когда у ребёнка появятся обязательные расходы, например, обеды в школе и оплата проезда, то карманные можно увеличить.
Так школьник будет учиться самостоятельно распоряжаться деньгами сразу по двум категориям расходов — необходимые траты и необязательные личные покупки.
Карманных денег не должно быть много, чтобы ребёнок мог купить себе всё что хочет. Чтобы развивать умение делать выбор, ждать, проявлять инициативу и договариваться, ребёнку должно не хватать. Как только он столкнётся с ситуацией дефицита, он начнёт думать о более выгодных ценах, накоплениях на цель и дополнительных доходах.
Карманные деньги — это своего рода ресурс для управления свободой. Ведь дети сами решают, что купить на них. Но родителям всё же важно поставить ограничения.
Во-первых, обозначить категории вещей, которые ребёнку покупать нельзя. Это могут быть вейпы, сладости или компьютерные игры. Для каждой семьи этот список будет индивидуальным.
Во-вторых, договориться об обязательных и регулярных тратах, которые будут оплачены из карманных денег. Например, хобби или покупки в коллекцию. В зависимости от этого можно увеличивать или уменьшать сумму выдаваемых денег.
В-третьих, не запрещайте ребёнку тратить так, как он хочет. Не стыдите его, не заставляйте копить, не добавляйте денег, если они закончились. Пусть учится на своих ошибках.
Ещё я рекомендую не забирать деньги из-за плохого поведения или оценок. Карманные — это собственность ребёнка, которую нельзя трогать.
Татьяна Загривная, автор книги «Финансы для детей. Пошаговое руководство по воспитанию предпринимателя», основатель клуба предпринимателей «Веселый палтус»
Например, на что их нельзя тратить, по каким дням они выдаются, и что делать, если деньги закончились раньше времени.
Будет хорошо, если вместе с карманными деньгами у ребёнка появится трекер или блокнот для учёта денег:
Здесь же можно отразить деньги, которые отправляются на благотворительность. На первых порах детям надо помогать с ведением учёта, мотивировать их к тому, чтобы это стало привычкой. Также в подростковом возрасте можно перейти на электронные формы учёта: приложение в телефонах, таблица xls, анализ трат по карте в приложении банка.
Да, детям не нужно рассчитывать траты на коммунальные услуги, думать о покупке зимних ботинок или составлять экономичный и здоровый рацион на неделю.
Тут также стоит сказать, что карманные деньги стоит начинать выдавать в наличной форме. Даже если ваш ребёнок уже старше 10 лет и у него есть банковская карта, но он ещё ни разу не получал регулярные карманные деньги, то всё равно лучше начать с наличных. Важно понять и почувствовать, что деньги — это тоже товар, который мы меняем на другой товар. Также полезно будет сходить на экскурсии в монетный двор, музей денег, ГосЗнак.
Ещё одна важная роль карманных денег — это связь личного бюджета ребёнка с семейным. Для ребёнка карманные деньги — это доход, для семейного бюджета — расход. Если родители ведут семейный бюджет, то его можно очень наглядно показать вместе с другими статьями расходов, которые есть у мамы и папы. Детям постарше можно показать, какая часть расходов уходит на все статьи, связанные с их обеспечением. Это даёт наглядное представление о том, что не все потребности и желания могут уместиться в бюджет семьи.
Упражнение 7
Упражнение 8
Для выполнения вы можете использовать рабочую тетрадь.
Вот и подошёл к концу наш курс по финансовому воспитанию.
Предлагаем вашему вниманию ещё 4 курса, где мы сфокусируемся на насущных вопросах финансового воспитания в зависимости от возраста ребёнка.
В каждом из них мы рассмотрим возрастные особенности, а также актуальные финансовые задачи и финансовые навыки. Наши эксперты и сами дети поделятся личным опытом управления своими деньгами. Особое внимание мы уделим разбору спорных вопросов финансового воспитания.
Уверены, что обучение будет полезным и интересным!
Ответьте на несколько вопросов, чтобы помочь другим пользователям выбрать курс по душе.
Что такое «карманные деньги»?
Ответьте на все вопросы, чтобы проверить
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.