Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяСпецпроекты

Как воспитать финансово грамотного ребёнка

header-image
Урок 5

Личные деньги и семейный бюджет

10 мин

Личные деньги и бюджет — главные инструменты финансового развития. Мы можем долго рассказывать детям теорию, примеры из своей практики, читать с ними книжки по финансовой грамотности, но пока они не столкнутся со своим личным опытом и финансовыми решениями относительно своих денег — всё можно считать подготовкой.

poster-video

Первые деньги у детей появляются довольно рано — в 3-4 года. Подарки от бабушек и дедушек, сдача из магазина и другие случайные поступления.

Карманные деньги

Основной источник дохода в личном бюджете ребёнка. Регулярно выдавать карманные деньги можно начать с 5-8 лет. Именно в этом возрасте у детей формируется чувство собственности. Они учатся считать, могут сравнивать цены, идут в школу, становятся самостоятельнее.

image

Дополнительные источники дохода:

  • подарки
  • подработка
  • продажа старых вещей
  • участие в ярмарках
  • оптимизация трат как игра

Оптимизация трат как игра

Предложите ребёнку сотрудничество: он находит способ сэкономить, а вы ему возвращаете часть разницы. К примеру, он может предложить более дешёвый тариф мобильной связи или найти в интернете скидки на одежду, обувь.

Дополнительные доходы — это отличная возможность для ребёнка потренироваться в обращении с деньгами. Главное, чтобы родители были рядом и присматривали за ним.

Вопрос, который часто мучает родителей: сколько давать карманных денег?

Многие начинают с двухсот-трёхсот рублей в неделю. Важно, чтобы ребёнок понимал, сколько получает денег и на что их можно потратить. Например, он способен посчитать, что на триста рублей можно купить пять шоколадок по шестьдесят.

Когда у ребёнка появятся обязательные расходы, например, обеды в школе и оплата проезда, то карманные можно увеличить.

Так школьник будет учиться самостоятельно распоряжаться деньгами сразу по двум категориям расходов — необходимые траты и необязательные личные покупки.

Карманных денег не должно быть много, чтобы ребёнок мог купить себе всё что хочет. Чтобы развивать умение делать выбор, ждать, проявлять инициативу и договариваться, ребёнку должно не хватать. Как только он столкнётся с ситуацией дефицита, он начнёт думать о более выгодных ценах, накоплениях на цель и дополнительных доходах.

Карманные деньги — это своего рода ресурс для управления свободой. Ведь дети сами решают, что купить на них. Но родителям всё же важно поставить ограничения.
Во-первых, обозначить категории вещей, которые ребёнку покупать нельзя. Это могут быть вейпы, сладости или компьютерные игры. Для каждой семьи этот список будет индивидуальным.
Во-вторых, договориться об обязательных и регулярных тратах, которые будут оплачены из карманных денег. Например, хобби или покупки в коллекцию. В зависимости от этого можно увеличивать или уменьшать сумму выдаваемых денег.
В-третьих, не запрещайте ребёнку тратить так, как он хочет. Не стыдите его, не заставляйте копить, не добавляйте денег, если они закончились. Пусть учится на своих ошибках.
Ещё я рекомендую не забирать деньги из-за плохого поведения или оценок. Карманные — это собственность ребёнка, которую нельзя трогать.

Татьяна Загривная, автор книги «Финансы для детей. Пошаговое руководство по воспитанию предпринимателя», основатель клуба предпринимателей «Веселый палтус»

В отношении карманных денег важно установить правила

Например, на что их нельзя тратить, по каким дням они выдаются, и что делать, если деньги закончились раньше времени.

Будет хорошо, если вместе с карманными деньгами у ребёнка появится трекер или блокнот для учёта денег:

  • сколько получил
  • сколько потратил
  • сколько в накоплениях

Здесь же можно отразить деньги, которые отправляются на благотворительность. На первых порах детям надо помогать с ведением учёта, мотивировать их к тому, чтобы это стало привычкой. Также в подростковом возрасте можно перейти на электронные формы учёта: приложение в телефонах, таблица xls, анализ трат по карте в приложении банка.

Да, детям не нужно рассчитывать траты на коммунальные услуги, думать о покупке зимних ботинок или составлять экономичный и здоровый рацион на неделю.

Тут также стоит сказать, что карманные деньги стоит начинать выдавать в наличной форме. Даже если ваш ребёнок уже старше 10 лет и у него есть банковская карта, но он ещё ни разу не получал регулярные карманные деньги, то всё равно лучше начать с наличных. Важно понять и почувствовать, что деньги — это тоже товар, который мы меняем на другой товар. Также полезно будет сходить на экскурсии в монетный двор, музей денег, ГосЗнак.

Ещё одна важная роль карманных денег — это связь личного бюджета ребёнка с семейным. Для ребёнка карманные деньги — это доход, для семейного бюджета — расход. Если родители ведут семейный бюджет, то его можно очень наглядно показать вместе с другими статьями расходов, которые есть у мамы и папы. Детям постарше можно показать, какая часть расходов уходит на все статьи, связанные с их обеспечением. Это даёт наглядное представление о том, что не все потребности и желания могут уместиться в бюджет семьи.

Если кратко

  • Карманные деньги — важный инструмент развития финансовой самостоятельности ребёнка, часть его личного бюджета.
  • Важно определить правила выдачи карманных денег: сколько, когда, на что можно и нельзя тратить, как вести учёт.
  • Полезно показать взаимосвязь карманных денег и семейного бюджета в целом.
  • В управлении карманными деньгами у ребёнка возникнет много интересных ситуаций и поводов для разговора. Наблюдайте, участвуйте, поддерживайте его.

Практическое задание

Упражнение 7
Упражнение 8

Для выполнения вы можете использовать рабочую тетрадь.

Вот и подошёл к концу наш курс по финансовому воспитанию.

Резюме

  • Вы узнали, с чего начинается финансовое развитие детей и какие факторы влияют на прогресс.
  • Определили, на чём стоит сосредоточиться при финансовом воспитании детей разных возрастов.
  • Обсудили десять базовых финансовых навыков.
  • Выяснили, как домашние дела влияют на экономическое мышление детей.
  • Рассмотрели тему карманных денег и личного бюджета.

Предлагаем вашему вниманию ещё 4 курса, где мы сфокусируемся на насущных вопросах финансового воспитания в зависимости от возраста ребёнка.

  • Как объяснить, откуда берутся деньги (3-6 лет)
  • Как научить управлять карманными деньгами (7-10 лет)
  • Как привить финансовую осознанность (11-14 лет)
  • Как подготовить к самостоятельной финансовой жизни (15-18 лет)

В каждом из них мы рассмотрим возрастные особенности, а также актуальные финансовые задачи и финансовые навыки. Наши эксперты и сами дети поделятся личным опытом управления своими деньгами. Особое внимание мы уделим разбору спорных вопросов финансового воспитания.

Уверены, что обучение будет полезным и интересным!

Поделитесь своими впечатлениями о курсе

Ответьте на несколько вопросов, чтобы помочь другим пользователям выбрать курс по душе.

Картинка блока

Проверьте себя

Что такое «карманные деньги»?

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2025 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru