15 мин • 1 вопрос
Остановимся на десяти финансовых навыках.
Ребёнок понимает, зачем он тратит деньги и покупает тот или иной товар или услугу, для какой потребности нужна покупка. Он может сравнить цены и выбрать то, что будет для него более выгодно.
Ребёнок умеет считать деньги, например, сдачу. А также умеет вести свой бюджет: сколько денег пришло, сколько потрачено, сколько осталось, хватит ли ему до новой выдачи карманных денег, может ли он накопить на более крупную покупку и сколько времени для этого понадобится.
Ребёнок не тратит часть своих денег, а умеет их отложить. Для детей постарше сюда добавляется понимание инфляции и необходимости вкладывать деньги, чтобы уберечь от неё и затем приумножить накопления.
Этот навык формирует ответственность возвращать чужое и готовит детей к пониманию кредитных продуктов.
Ребёнок знает, что финансовые вопросы можно и нужно обсуждать, это не запретная тема, о которой надо молчать. Умеет говорить о том, что волнует, поднимать вопросы, слушать другого и даже решать возможные конфликтные ситуации.
Это инициатива что-то попробовать, генерация бизнес-идей. Каждый ребёнок по своей природе предприимчив. Чтобы эти стремления не угасли, важно получать поддержку от родителей.
Предпринимательство — это самостоятельная деятельность с целью систематического заработка. Чтобы вырастить будущего предпринимателя, нужно ещё в детстве разрешить ему действовать, самостоятельно управлять ресурсами, реагировать на неожиданные ситуации. Не каждая семья готова мириться с предпринимательскими экспериментами ребёнка, и это нормально. Например, сейчас мой сын вместе с друзьями строит муравьиную ферму. За неделю работ он испортил клумбу, получил две двойки и порезал руку. Зато ребёнок написал свой первый бизнес-план: он составил список стройматериалов и посчитал время на постройку. Чтобы поддержать ребёнка в его предпринимательских проектах, важно убедиться в безопасности и этичности проекта, не запрещать ему заниматься своим делом, не вмешиваться в процессы и помогать ребёнку только после его просьбы.
Татьяна Загривная, автор книги «Финансы для детей. Пошаговое руководство по воспитанию предпринимателя», основатель клуба предпринимателей «Веселый палтус»
Ребёнок знает о разных профессиях и доходах. Он понимает ценность своей и чужой работы.
Способность анализировать информацию, делать выводы, принимать обоснованные решения, формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
Умение пользоваться банковской картой, счётом, банкоматом, онлайн-банком, другими финансовыми продуктами, которые становятся актуальными по мере взросления. Здесь и про технологию, и про безопасность, и про основы юридической грамотности и понимания основ договора, который заключается между финансовой организацией и клиентом.
Ребёнок умеет делиться, делать добрые дела. Он принимает участие в благотворительности, выступает волонтёром или оказывает безвозмездную помощь тем, кто нуждается в ней.
К перечисленному можно добавить навыки управления.
Любая финансовая цель — это, по сути, проект. Чтобы эффективно его реализовать, надо уметь планировать личные ресурсы, составлять план работ и разбивать его на маленькие задачи, быть дисциплинированным в исполнении.
Все эти навыки можно развить в любом возрасте. Просто инструменты будут разными. Разберём на примере навыка сберегать и вкладывать деньги и разложим на конкретные упражнения для разных возрастов.
В этом возрасте самое простое — завести прозрачную банку-копилку, поставить её на видное место и складывать туда всю мелочь, которая возникает в карманах, остаётся от сдачи или просто найдена на улице.
Можно объяснить детям, что это деньги, которые мы не тратим, и это значит, что мы их сберегаем.
Также вы можете в какой-либо из дней месяца установить «денежный день». В этот день ваша совместная задача — посчитать все накопленные деньги и записать, сколько получилось.
Таким упражнением сразу прокачивается несколько навыков, кроме умения сберегать: говорить о деньгах, вести им счёт.
Теперь упражнение можно усложнить.
Мы помним, что в этом возрасте у ребят уже появляются регулярные карманные деньги, которые они могут распределить на несколько частей. Популярная практика: делить их на 3 части:
Вы можете ввести задачу распределения в правило, объяснить, зачем это нужно, и создать условия, чтобы это было возможно.
Например, можно сделать или приобрести «умную копилку» и сразу дополнить её трекером для учёта. А ещё удобнее завести 3 конверта в банковском мобильном приложении.
Кроме основного навыка сберегать, мы тренируем умение говорить о деньгах, вести им счёт, помогать другим.
В этом возрасте мы продолжаем усложнять развитие этого навыка и можем перевести накопления в банк.
Для этого можно открыть отдельный накопительный счёт (родительский), рассказать, как работает банковский процент, какие условия накопительного счёта, можно ли снять деньги досрочно, будут ли какие-то потери при этом.
Таким образом добавляется дополнительный навык пользования финансовыми продуктами.
В этом возрасте накопительный счёт может быть открыт уже самим ребёнком на самого себя. Для этого понадобится согласие родителей.
Можно продолжить развитие навыка, предложив пройти путь самостоятельно, а потом обсудить тот опыт, который получится. А можно сделать всё вместе, если ребёнку будет некомфортно оставаться одному в новой для себя ситуации.
Осваивать финансовые навыки ребята могут где угодно: дома, в школе, в магазине, в среде друзей, на кружках и секциях дополнительного финансового образования. Они могут делать это самостоятельно, с педагогами, наставниками или более опытными сверстниками.
Способов развивать финансовую грамотность очень много. Кроме упражнений, есть финансовые игры, где моделируются ситуации. Можно обсуждать сцены из фильмов и мультиков, которые затрагивают тему финансов. Главное — оставаться позитивными и отвечать на вопросы детей. У вас всё получится!
Упражнение 4
Упражнение 5
Для выполнения вы можете использовать рабочую тетрадь.
В семье двое детей: 3 и 7 лет. Что лучше всего сделать родителям, чтобы начать развитие навыка сберегать и вкладывать деньги?
Выберите наиболее подходящий ответ
Ответьте на все вопросы, чтобы проверить
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.