Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяСпецпроекты

Модуль 4. Банковские продукты_открытый курс

header-image
Урок 7

Как пользоваться банковскими продуктами и не стать жертвой мошенников

20 мин

В завершение курса по банковским продуктам обсудим важный вопрос, как при их использовании не попасться на удочку мошенников и не потерять свои деньги.

Типичные ошибки пользователей банковских продуктов и как их избежать

1. Небрежное отношение к личным данным

Чем это грозит: можно стать жертвой мошенников, предоставить им несанкционированный доступ к счетам.

Как избежать неприятностей:

  • надёжно хранить пароли, пин-коды, CVC/CVV-код или другие личные данные и не сообщать их никому по телефону, почте или в интернете
  • никому не давать доступ к интернет-банкингу или мобильному банковскому приложению
  • сразу блокировать карту, если она пропала, а также если данные карты стали известны мошенникам. О всех подобных случаях надо незамедлительно сообщать в банк.

2. Переходы по подозрительным ссылкам из сообщений

Чем это грозит: на устройстве могут появиться вирусы, и мошенники могут получить доступ к данным.

Как избежать неприятностей:

  • не переходить по подозрительным ссылкам в письмах или сообщениях
  • перед вводом личных данных на сайте банка проверять, действительно ли это официальный сайт, а не на сайт-подделка.

3. Невнимательность к выпискам и транзакциям

Чем это грозит: можно вовремя не заметить ошибочные или мошеннические операции.

Как избежать неприятностей:

  • регулярно проверять выписки по счетам и транзакции на картах
  • обо всех подозрительных операциях сразу сообщать в банк.

4. Использование простых паролей и недостаточная защита своих аккаунтов

Чем это грозит: мошенники могут взломать аккаунт и получить доступ к личной информации.

Как избежать неприятностей:

  • следовать всем рекомендациям при создании надёжных паролей – использовать в паролях не менее 8 символов, строчные и прописные буквы и дополнительные символы
  • регулярно обновлять пароли
  • не использовать одни и те же пароли для разных аккаунтов
  • если есть такая возможность, включать двухфакторную аутентификацию для входа в интернет-банкинг или мобильное приложение.

5. Покупки у непроверенных продавцов в интернете

Чем это грозит: можно купить некачественный товар, может произойти утечка платёжных данных.

Как избежать неприятностей:

  • покупать только у надёжных продавцов и на проверенных сайтах
  • при оплате картой в интернете использовать надёжные платёжные системы.

6. Несвоевременное обновление операционных систем и антивирусного программного обеспечения.

Чем это грозит: на устройстве могут появиться уязвимости, вирусы, мошенники могут получить доступ к данным.

Как избежать неприятностей:

  • установить антивирусное программное обеспечение на компьютер и мобильное устройство
  • регулярно обновлять операционные системы и приложения, чтобы устранить уязвимости.

7. Использование общедоступных Wi-Fi сетей

Чем это грозит: мошенники могут перехватить данные и использовать их, чтобы украсть деньги.

Как избежать неприятностей:

  • не использовать онлайн-банкинг, если устройство подключено к общедоступным сетям Wi-Fi
  • всегда проверять, что антивирус работает.

8. Доверие звонкам или сообщениям от незнакомых людей

Чем это грозит: можно стать жертвой мошенников и потерять свои деньги.

Как избежать неприятностей:

  • не сообщать никому информацию о своих банковских счетах, платёжных картах и другие финансовые данные
  • не переводить никому деньги по просьбе незнакомцев, даже если они представляются сотрудниками банка.

9. Необдуманные действия при подозрениях

Чем это грозит: паника не поможет предотвратить ущерб, поторопившись и не проверив информацию, можно потерять деньги.

Как избежать неприятностей:

  • если что-то кажется странным или подозрительным, надо обратиться в ближайший офис банка или позвонить в контакт-центр, прежде чем совершать какие-то переводы или другие действия, даже если они кажутся обоснованными.

10. Незнание правил и условий использования банковских продуктов

Чем это грозит: можно получить меньше средств, чем ожидали накопить, или просрочить оплату кредита из-за непонимания схемы начисления комиссий, сроков, ограничений.

Как избежать неприятностей:

  • всегда внимательно читать договор перед подписанием
  • тщательно изучать условия использования банковских продуктов, если что-то непонятно, уточнять у сотрудников банка
  • хранить свой экземпляр договора в доступном месте, чтобы в случае необходимости быстро проверить условия, которые надо вспомнить.

Ещё один совет – учитесь противостоять мошенникам, проходите специальные курсы, читайте про новые схемы мошенничества, чтобы быть готовыми дать им отпор. Сейчас очень много доступных проверенных ресурсов, где публикуется эта информация.

image

Например, на ресурсе «Кибрарий» от Сбера эксперты по безопасности делятся своим опытом, раскрывают мошеннические схемы и рассказывают о расследованиях, которые банк проводит вместе с правоохранительными органами, чтобы защитить своих клиентов.

Библиотека знаний по кибербезопасности

Библиотека знаний по кибербезопасности

Подведём итоги

Чтобы пользоваться банковскими продуктами и не бояться мошенников, финансово грамотный человек всегда соблюдает простые правила защиты личных данных, чтобы потом не жалеть о безвозвратно потерянных личных сбережениях.

Проверьте себя

Какие из перечисленных действий могут привести к утечке личных данных и мошенничеству?

Какие действия могут повысить безопасность при использовании интернет-банкинга?

Возможно несколько вариантов ответов.

Что следует делать, если в выписке по счёту или карте обнаружены подозрительные операции?

Модуль 5. Страхование как защита благополучия

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2025 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru