Модуль 7. Защита финансов_открытый курс
20 мин
Система фрод-мониторинга – это система, которая позволяет контролировать и предотвращать мошеннические операции.
В банковской сфере фрод-мониторинг технически представляет собой набор специальных правил и фильтров, которые помогают оценить производимую транзакцию.
Например, в Сбере есть антифрод-система, которая не позволяет проводить финансовые операции под воздействием мошенников. В основе этой системы лежит искусственный интеллект. Система вычисляет ряд операций во всех каналах обслуживания, которые могли проводиться под воздействием мошенников. Причём анализируются не только финансовые операции, но и любые действия с продуктами банка (например, с картами, приложением), а также события о поступлении звонков с мошеннических номеров телефона.
Такой анализ проводится за доли секунды и невидим для клиента. Если система оценивает операцию как подозрительную, она приостанавливается. Далее возможны несколько сценариев:
Последний способ применяется в ситуации, когда есть подозрение, что клиент находится под воздействием злоумышленников и не осознаёт происходящую ситуацию. Сотрудники в диалоге снимают последствия манипуляций мошенников и объясняют клиенту, что его пытаются обмануть, объясняют ему схему мошенничества.
Так как мошенники часто вынуждают или убеждают своих жертв самостоятельно совершать все операции, то клиенты, несмотря на предупреждения и блокировки переводов со стороны банков, всё равно могут настаивать на том, чтобы им разрешили провести операцию.
Чтобы люди могли самостоятельно отличать мошенничество, многие крупные компании разрабатывают специальные сервисы:
Это те самые личные помощники, которые позволяют перепроверить информацию.
Вы сами можете стать частью команды по борьбе с финансовыми мошенниками! Для этого достаточно обо всех подозрительных случаях сообщать сотрудникам настоящей службы безопасности Сбербанка, заполняя специальную форму на странице сервиса «Сообщить о мошеннике».
Сервис «Сообщить о мошеннике» доступен на официальном сайте Сбербанка или в мобильном приложении Сбербанк Онлайн в разделе «Безопасность».
Сервис позволяет внести такие реквизиты мошенников, как номер телефона, аккаунт в мессенджере / соцсетях, ссылку на сайт, адрес электронной почты, номер карты. Каждый внесённый реквизит попадает в базу данных банка, что помогает в дальнейшем предотвратить мошенничество у других клиентов.
Сервис существует с 2019 года, за это время клиенты направили более 30 млн сообщений с мошенническими номерами. Сейчас база данных Сбера с мошенническими телефонными номерами насчитывает более 3,5 млн актуальных записей.
Больше информации о новых и наиболее распространённых схемах финансового мошенничества, а также советы от экспертов по киберзащите Сбербанка вы можете найти на страницах Кибрария.
А теперь разберём, что делать, если вы или ваши близкие всё же оказались в ловушке, расставленной мошенниками – узнаем, как из неё выбраться.
Если вы всё-таки попались на удочку мошенников, главное, не скрывать этот факт и не пытаться разобраться во всём самостоятельно. Лучшее решение в данном случае – рассказать обо всём родителям и вместе с ними обратиться в соответствующие организации или правоохранительные органы.
В банк
О мошенническом переводе надо сообщить в банк – возможно, перевод получится оспорить. Сделать это можно через приложение, по горячей линии или лично в отделении финансовой организации.
Сотрудники подскажут, можно ли что-то сделать в конкретной ситуации. Подробно опишите, что произошло, сообщите обо всех обстоятельствах транзакции.
Но если деньги не были украдены со счёта, а вы сами совершили перевод – банк может не вернуть деньги. В такой ситуации доказать, что вы столкнулись с одним из видов мошенничества, может быть проблематично. Но в любом случае, банк проверит наличие возможности для возврата средств.
В полицию
По факту мошенничества следует обратиться с заявлением в полицию. Лучше это сделать вместе с родителями, так как они ваши законные представители.В заявлении надо будет указать:
К заявлению стоит приложить любые доказательства того, что вас действительно обманули – переписку в мессенджерах или поддельные квитанции, выписки о транзакциях и прочее.
Если полиции удастся выявить владельца счёта, куда был сделан перевод, и будет собрано достаточно доказательств его вины – вероятно, у вас получится вернуть деньги.
В суд
Гражданин, который стал жертвой аферистов, имеет право подать исковое заявление в суд. В нём указываются данные истца и ответчика, а также подробное описание произошедшего. К заявлению нужно приложить имеющиеся доказательства – копии переписки, детализацию телефонных разговоров, показания свидетелей, выписки с банковского счёта и другое.
Важно помнить, что судебное дело может занять не один месяц, а деньги не всегда получается вернуть, но шанс всё-таки есть. Каждый случай рассматривается индивидуально – перед тем, как подавать исковое заявление, можно посоветоваться с адвокатом, чтобы объективно оценить ситуацию.
А надо ли обращаться? Не все на этот вопрос отвечают утвердительно, особенно если сумма похищенных средств не очень большая, но правильный ответ: «Да, обращаться надо обязательно».
Злоумышленники уверены в собственной безнаказанности, поэтому с каждым днём преступлений становится всё больше.
Расследование преступлений в сфере информации и телекоммуникаций – процесс долгий и сложный, но надо пытаться привлечь мошенников к ответственности и делать то, что в наших силах. Пусть злоумышленника не найдут через неделю после вашего обращения (хотя и такие случаи бывают), зато вы создадите прецедент и, возможно, кто-то не попадётся на ту же удочку.
Каждое новое заявление даёт полиции ещё одну деталь, которая впоследствии помогает собрать единую картину сложного преступления.
Однако лучше, конечно, не попадаться на удочку мошенников.
1. Перепроверяйте информацию
Помните, что органы правопорядка и службы безопасности банков не решают важные вопросы по телефону. Если вам сообщили о проблеме с налоговой или полицией, обратитесь в эти структуры напрямую. В случае, когда по телефону вам сообщают о проблемах со счётом, краже денег с него – перезвоните по номеру банка и уточните, есть ли какая-то проблема. Если же вам написал якобы родственник с незнакомого номера и сообщил, что он в беде, позвоните ему лично.
2. Пользуйтесь только официальными приложениями маркетплейсов
Не переходите по ссылке в рекламных сообщениях – возможно, она ведёт на фишинговый сайт, который создали мошенники. Если вам пришло предложение купить что-то по скидке со ссылкой для перехода на маркетплейс – просто зайдите в него через официальный сайт или приложение. На всякий случай перепроверяйте адрес сайта – названия страниц-дублёров незначительно отличаются от официальных.
3. Проверяйте получателя при оформлении благотворительных переводов
Уточните, реален ли человек, в чью пользу совершается сбор. Иногда мошенники используют данные о реальных людях и их проблемах, меняя реквизиты для пожертвований на свои.
4. Не переходите по незнакомым ссылкам на сайтах объявлений
Общаясь с продавцом или покупателем на сайте объявлений при оформлении доставки, не переходите по ссылкам из личных сообщений – все операции проводите через официальный сайт.
5. Не платите за обещания получить какие-либо выплаты
Если ваши родные получили сообщение о единовременной выплате пенсионерам и малоимущим, расскажите им, что надо перепроверить информацию – например, позвонив на горячую линию Социального фонда России. Нельзя верить сообщениям, что для получения выплаты нужно заплатить за услуги оформления – это новый вид мошенничества.
Если у вас или ваших родителей есть приложение «Сбербанк Онлайн», отсканируйте QR-код камерой вашего устройства и перейдите в симулятор. Там вы сможете пообщаться с «мошенниками» в формате диалога и попрактикуетесь правильно реагировать на их уловки.
Симулятор «Смена финансового номера»
Подпис
У финансовых организаций есть современные средства защиты, которые помогают им со своей стороны обеспечивать безопасность финансовых средств клиентов. Но никто, кроме вас, не может принять решение, совершать перевод или нет, вводить на незнакомом сайте данные своей карты или нет, поэтому надо быть максимально внимательными и осторожными.
Если мошенники всё же получили ваши персональные данные, реквизиты банковских карт или ваши деньги, если вы невольно стали участником схем по обналичиванию украденных мошенниками средств, обязательно обращайтесь за помощью в свой банк или полицию. Вернуть украденные деньги непросто, но пробовать точно стоит. Чем активнее мы все вместе будем противостоять финансовым мошенникам, тем меньший ущерб они нанесут нам и нашим близким.
А ещё – повышайте свою финансовую грамотность и делитесь ценными знаниями со своими близкими и друзьями. Это будет ваш весомый вклад в финансовое просвещение и финансовую безопасность!
Пройдите обязательный тест из 8 вопросов, чтобы получить зачёт.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.