1 / 2
У интернет-мошенников, как и у их телефонных коллег, фантазия хорошо развита. Они тоже постоянно придумывают новые уловки, чтобы поймать вас в свои сети. Может быть, поэтому один из любимых ими способов называется фишинг (от англ. fishing – рыбная ловля, выуживание).
Фишинг – это вид мошенничества, при котором злоумышленники рассылают письма и пытаются обманом заставить получателей совершить какое-то действие:
Как правило, мошенники делают массовые рассылки с каким-нибудь «очень выгодным» предложением, например, выигрышем в лотерею или неожиданным денежным переводом, либо, наоборот, запугивают проблемами с аккаунтом или банковским счётом. Любые уловки идут в ход, чтобы заставить вас быстро перейти по ссылке в письме.
Вы также можете получить фишинговое сообщение в мессенджере, социальной сети и даже в SMS-сообщении (тогда это будет смишинг).
Смишинг – это вид мошенничества, при котором пользователь получает СМС-сообщение от «надёжного отправителя» с просьбой указать какую-либо ценную персональную информацию (например, пароль или данные кредитной карты).
Мошенники часто комбинируют звонки по телефону и сообщения через мессенджеры, чтобы вы наверняка поверили им и попались.
Полиция и банки постоянно рассказывают о разных схемах мошенников, но многие люди всё-таки проявляют беспечность и верят псевдосотрудникам госучреждений, банков и других организаций, которые хотят «помочь» им решить несуществующие проблемы.
Более того, иногда в почтовые ящики попадают поддельные платёжные квитанции, об этом периодически пишут в СМИ – и это тоже своего рода фишинг, только в офлайн-формате: оплачивая такую квитанцию, человек переводит деньги на счёт мошенников.
Фишинг – достаточно старый вид мошенничества. Его принципы были описаны ещё в конце 1980-х годов. А первые серьёзные фишинговые атаки зафиксированы во второй половине 1990-х годов. Их жертвами были абоненты крупнейшего на тот момент телекоммуникационного провайдера США – AOL. Абоненты тогда получили сообщения от имени сотрудников технической поддержки провайдера с требованием подтвердить платёжную информацию. Так мошенники хотели получить доступ к данным банковских карт и аккаунтам абонентов.
Знакомая история, правда? Сегодня многие интернет-мошенники пользуются похожими схемами, и люди по-прежнему попадают на удочку фишинговых рассылок и сайтов.
Рекомендации от специалистов по киберзащите:
Если же вы всё-таки ввели данные карты на мошеннической странице, сразу же позвоните родителям и в банк, заблокируйте карту и оформите её перевыпуск.
Конечно же, все эти критерии условны, но если сайт характеризуется хотя бы 2-3 признаками из списка, то крайне высока вероятность того, что доверять ему не стоит.
Если у вас или у вашего друга неожиданно увели аккаунт в социальной сети – вероятнее всего, вы или он посетили фишинговый сайт, сами того не заметив.
Вернуть украденный аккаунт в мессенджере можно. Для этого необходимо обратиться в службу поддержки мессенджера и подробно описать всю ситуацию. Контакты можно найти на официальном сайте или в разделе «Настройки» в самом приложении мессенджера.
Будьте готовы, что вас попросят подтвердить, что аккаунт принадлежит именно вам. Для этого нужно будет назвать устройства, с которых вы обычно входите в аккаунт, ваше последнее местоположение, даты и суммы последних оплат.
Техподдержка может запросить и другие данные. Например, чтобы вы перечислили несколько каналов, на которые подписаны в мессенджере.
А ещё существует опасность подхватить в интернете вирус. Вы переходите по ссылке в письме или сообщении или устанавливаете пиратскую версию игры – и вот ваш телефон уже не работает как надо, заблокирован или пропала часть информации на нём. И с вас требуют деньги, чтобы разблокировать устройство.
Вирусы – вредоносное программное обеспечение (ПО):
Так как из некоторых официальных магазинов приложений исчезли приложения российских банков и госорганизаций, мошенники регулярно предлагают скачать программы по фишинговым ссылкам или даже выкладывают свои разработки в официальных магазинах. Но если загрузить на устройство такие файлы и программы, то на него попадёт вирус или другая вредоносная программа, например, которая предоставляет удалённый доступ ко всем данным на экране, файлам, а также настоящим приложениям онлайн-банков. Последствия могут оказаться катастрофическими: потеря всех данных и финансов. Поэтому необходимо перед загрузкой проверять информацию на официальных сайтах банков – там всегда указано, какие последние версии приложений существуют, где их можно загрузить и как можно установить.
В интернете мошенники активно охотятся за вашими данными и деньгами, и возможностей найти себе жертву у них становится всё больше. Для своих махинаций злоумышленники используют как давно известные уловки, например, стандартные рассылки, так и новые схемы, в основе которых – прямое общение в мессенджерах, онлайн-играх и соцсетях.
Чтобы у мошенников не было шанса обмануть вас, надо соблюдать простые правила безопасности в сети и перепроверять любые просьбы, связанные с предоставлением персональной информации или финансовыми операциями.
Посоветуйте, как поступить в следующих ситуациях.
Статья «Десять советов по безопасным покупкам в интернете»
Статья «Актуальные угрозы кибербезопасности в Telegram»
Статья «Что делать, если ваш аккаунт в Telegram клонировали»
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru