Спросите у Иванова. О чём говорит главный российский индекс потребительской уверенности

05.10.21

3 мин

header-image

Обычных людей мало интересуют расчёты Минфина или данные Росстата. Собственные доходы и расходы, возможность покупать нужные товары и откладывать на чёрный день важнее любых макропоказателей. Поэтому во многих странах, и Россия здесь не исключение, замеряют потребительские настроения граждан, которые зачастую отличаются от официальной статистики.

Иванов — собирательный образ россиянина со средними доходами и средним уровнем жизни. Не бедного и не богатого. А «Потребительский индекс Иванова», который с 2013 года ежеквартально измеряют специалисты SberCIB Investment Research — это отражение того, как и на что тратят деньги россияне, как меняются их предпочтения и потребительское поведение. Но главное — как сами Ивановы оценивают экономическую ситуацию в стране сейчас и в обозримом будущем.

Методика расчёта похожа на ту, что используется в квартальных исследованиях самого Росстата и в потребительских индексах стран ЕС. При этом «Индекс Иванова» содержит намного больше вопросов, относящихся к потребительскому поведению людей со средним уровнем дохода. То есть этот индекс приближен к потребностям людей, а не к абстрактной макроэкономике.

Как же выглядит этот самый средний человек и как меняются его предпочтения?

Так, доля Ивановых, пытающихся экономить на отдыхе и развлечениях, снижается начиная с осени прошлого года, по данным СБЕР Про | Медиа (sber.pro). Сейчас таких россиян — 40 и 45% соответственно, что на 4–6 процентных пунктов (п. п.) меньше, чем в первом квартале 2021 года и на 20 п. п. ниже, чем во втором квартале 2020 года.

Доля тех, кто пытался меньше тратить на еду в ресторанах и кафе, достигла нового минимума — 45% (51% в I квартале 2021 года, 68% — во II квартале 2020 года).

Этому способствует и рост доходов. Средняя зарплата выросла с 38,7 тысяч рублей до 40 тысяч. Подросли и сбережения, в среднем на 5% — до 54 тысяч рублей. А доля дохода, направляемого на сбережения, увеличилась с 7,2 до 7,5%. Доля тех, кто считает, что сейчас не время для сбережений, стала ниже и составила 39%.

Доля Ивановых, покупающих в интернете, превышает 60%. Этот показатель не растёт с 2019 года, однако ассортимент того, что люди заказывают, постоянно увеличивается. Так, за год доля опрошенных, заказывающих еду из ресторанов, выросла с 38 до 42%.

Ещё один важный факт — 26% Ивановых готовы отказаться от недостаточно экологичных товаров. Ещё в первом квартале этот показатель был намного скромнее — 18%. Доля тех, кто готов переплачивать за товары и услуги с меньшей нагрузкой на окружающую среду, составляет 22%. Причём среди них 16% считают оправданной пятипроцентную наценку за экологичность, а 6% согласны платить и больше.

«Индекс Иванова» — самый масштабный в России индекс потребительской уверенности и один из самых известных российских потребительских индексов за рубежом. На его выводы опираются многие исследования потребительского поведения россиян и оценки экономического положения в стране. В мае 2020 года он достиг минимального значения в –36%, но с тех пор настроения россиян постепенно улучшились — в первом полугодии 2021 года индекс составил –17%.

#финансы и деньги

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Экономика/

Спросите у Иванова. О чём говорит главный российский индекс потребительской уверенности

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru