Правила шопинга: как делать разумные покупки во время больших распродаж

29.08.22

7 мин

header-image

В России, как и во всём мире, подходит к концу сезон летних распродаж. Ещё в июле в магазинах появились объявления о скидках, но и можно успеть приобрести купальники и плавки, пляжные платья и аксессуары, шорты и футболки по ценам в несколько раз ниже тех, что были в начале сезона. Но часто, соблазнившись на низкую цену, люди покупают ненужное или просто лишнее. Сегодня поговорим о распродажах — какими они бывают, почему нам предлагают большие скидки и как покупать вещи, чтобы потом не было жаль потраченных денег.

Виды распродаж

Сезонные скидки — лишь одна из разновидностей распродаж. По существующим в интернете календарям сейлов легко понять, что магазины (особенно работающие онлайн) проводят распродажи и акции регулярно. Но если оставить в стороне магазинные акции на определённые товары, можно выделить три вида распродаж — межсезонные, сезонные и праздничные.

  • Межсезонные распродажи чаще всего устраивают магазины одежды и обуви: на спаде спроса они подстёгивают продажи, объявляя о скидках. Снижение интереса, как правило, приходится на период с середины ноября по середину декабря, а также на начало мая. В это время можно ожидать, что магазины будут продавать товары со скидками, чтобы завлечь покупателей.
  • Сезонные распродажи устраивают в конце сезона, чтобы сбыть залежавшийся товар и очистить складские помещения для новых поступлений. Это тоже характерно для магазинов одежды, где коллекции меняются как минимум два раза в год. Такие распродажи длятся три–четыре недели, а скидки в это время могут доходить до 50-70%.
  • Наконец, праздничные распродажи устраивают за 10-15 дней до больших праздников вроде Нового года. Как только период скидок заканчивается, цены возвращаются к прежнему уровню.

Что такое Чёрная пятница

Есть и ещё одна известная и очень популярная распродажа — Чёрная пятница, у которой в середине 2000-х годов появился родной онлайн-брат — Киберпонедельник. Чёрную пятницу устраивают на следующий день после большого американского праздника — Дня благодарения, который ежегодно отмечается в четвёртый четверг ноября.

Родина Чёрной пятницы — США, где заметили, насколько растут продажи в магазинах на следующий день после праздника. Первые распродажи после Дня благодарения там начали устраивать ещё в 1960-е, а уже к 1980-м годам Чёрная пятница стала общенациональным днём больших скидок в магазинах.

Со временем идея устраивать большие сейлы в Чёрную пятницу распространилась по миру, а с появлением онлайн-магазинов перенеслась и на цифровую торговлю. За пределами США, разумеется, Чёрную пятницу с Днём благодарения и поеданием индейки никто не связывает, но все знают, что в магазинах, которые активно участвуют в этом сейле, можно успеть выгодно купить нужный товар.

К слову, в России первая Чёрная пятница онлайн прошла в 2013 году. 6 и 7 декабря на площадке Blackfridaysale.ru появились предложения от 80 ретейлеров. Тогда сайт посетили 5 млн человек: они сделали 100 тысяч заказов со средним чеком на сумму 3 тысячи рублей.

Киберпонедельник в России не связан с Чёрной пятницей. Его устраивают в конце января. Сроки большого киберсейла могут составлять от нескольких дней до недели. Впрочем, продажи в этот период скромнее, чем в Чёрную пятницу: к концу января после новогодних трат россияне уже не располагают большими суммами для покупок.

Зачем магазинам распродажи

Магазинам распродажи выгодны — это один из самых эффективных способов распродать товар, не пользующийся особенной популярностью, привлечь к себе внимание покупателей и заставить их приобретать больше.

Маркетологи объясняют: товар начинают активно покупать, когда снижается его цена. Считается, что скидка в 50% увеличивает оборот в 15 раз. Некоторые категории товаров и вовсе хорошо продаются только в случае, если на них объявлена скидка.

При этом на популярные товары скидок не бывает практически никогда: считается, что их купят и по полной цене.

Как подготовиться к распродаже

По утверждениям маркетологов, на покупателей магически действуют следующие три приёма:

  1. Ценники с зачёркнутой ценой и написанной рядом новой — естественно, меньшей.
  2. Скидки в 50%.
  3. Цены, оканчивающиеся на 9 или 99. Такое ценообразование — психологический трюк. Большинство людей читают слева направо, поэтому уделяют меньше внимания последним цифрам числа. Благодаря этому ценник 2999 мозг интерпретирует как 2900 или даже как 2000, хотя очевидно, что это число ближе всего к 3000.

Чтобы не стать одним из таких заворожённых покупателей, готовых только из-за скидки приобрести что-то ненужное, специалисты по покупательскому поведению советуют всё же подходить к распродажам разумно.

На распродаже стоит покупать то, что вам действительно нужно. Бытовую технику, которой вы будете пользоваться, косметику (проверяйте сроки годности), которая не будет пылиться на полке в ванной, базовые предметы гардероба, верхнюю одежду и обувь, которая пригодится вам с наступлением нового сезона. А ещё одежду на один раз вроде коктейльного платья или бархатного пиджака на праздник. И, разумеется, подарки — особенно в дни предпраздничных распродаж.

Но даже если вы точно знаете, что вам нужно купить, имеет смысл подготовиться к большому сейлу, чтобы не потерять голову на радость ретейлерам. Отследите заранее цены в магазинах и сравните их, чтобы не купить товар с мнимой скидкой. Крупные магазины, дорожащие своей репутацией, не практикуют такой способ обмана покупателя, как искусственная накрутка цены на товар перед распродажей с последующим снижением, но всё же важно проявлять бдительность.

При подготовке к распродаже стоит точно определить, какую сумму вы готовы потратить, чтобы не выйти за рамки бюджета. Лучше всего оставить на карте столько, чтобы не поддаться искушению купить, например, с 70-процентной скидкой вафельницу, которую вы используете затем раз в жизни.

Заранее разберите гардероб — определите, от каких вещей пора избавиться и чего вам будет не хватать. При разборе шкафа составляйте комплекты одежды — так вы нагляднее поймёте, что вам нужно и чего вы имеете в избытке. Это ещё и защитит вас от покупки вещи, которая не подойдёт ни к одному из предметов вашего гардероба и ляжет на полку мёртвым грузом.

7 советов для успешного шопинга

1. На распродаже одежды воздержитесь от покупки остромодных вещей, актуальных только один сезон

Стилисты рекомендуют присматриваться к базовым вещам — джинсам и толстовкам, белым рубашкам и деловым пиджакам.

2. Не покупайтесь на скидку, если видите на вешалке уже утратившую товарный вид вещь

Цикл жизни предметов гардероба начинается уже в магазине — от многочисленных примерок на них образуются катышки, вытягиваются нитки, появляются следы тонального крема и помады.

3. Приходите на распродажу в первые дни

Чем позже вы придёте, тем выше риск не найти вещь нужного размера, цвета или фасона. Особенно если речь идёт о базовых вещах — они исчезают с прилавка первыми.

4. При покупке техники обращайте внимание на модель

При покупке техники имейте в виду: во время больших сейлов магазины могут избавляться от устаревших моделей товаров, которые уже не в полной мере отвечают современным запросам покупателей.

5. Не соблазняйтесь на предложение купить три вещи по цене двух

Часто это приводит к тому, что люди покупают лишние предметы.

6. Не поддавайтесь на маркетинговые уловки вроде объявления о скидке в процентах

Смотреть надо не на размер дисконта, а на конечную цену продукта. Скидка в 75% на пару туфель не должна вводить вас в заблуждение, если конечная цена при этом составляет, например, 20 или 30 тысяч рублей. Постарайтесь ответить себе именно на вопрос, нужны ли вам эти туфли за эти деньги.

7. В случае с предновогодними распродажами торопиться не стоит

Максимальные скидки магазины устанавливают уже после праздника. Так что если вам не нужно покупать подарки родным и вы уверены, что после Нового года у вас ещё останутся деньги, можно и подождать.

#сэкономить
#бюджет

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Расходы/

Правила шопинга: как делать разумные покупки во время больших распродаж

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru