01.02.23
8 мин
Вы уже во всех красках представили печальные последствия смелого выпада и мысленно готовите пути к отступлению? Вполне вероятно, что всё не так уж страшно: мозгу свойственно преувеличивать негативные последствия. Однако перед тем, как начать возражать руководителю, лучше ещё раз всё обдумать и ответить себе на несколько вопросов.
Действительно ли это та ситуация, когда нельзя промолчать? Насколько велика вероятность того, что в результате спора хорошие отношения с боссом уже не будут такими, как прежде? Или начальник к вам прислушается и воспримет критику в позитивном ключе?
Нельзя начинать диалог на горячую голову или действовать без подготовки. Если вы на сто процентов не уверены в своей правоте, лучше посоветоваться с коллегами, а к следующему шагу переходить, только заручившись их поддержкой. И уж, конечно, не стоит начинать критику босса при других сотрудниках.
Идеальный вариант для продуктивного взаимодействия — спорить один на один. Договоритесь о личной встрече или попросите аудиенции после общего собрания. Объясните своему руководителю, почему вы сочли необходимым оспорить его предложения и насколько это важно лично для вас и для компании.
Вряд ли бледный вид, трясущиеся руки и учащённое сердцебиение помогут отстоять свою точку зрения. К сожалению, когда мы чувствуем панику, то непроизвольно начинаем говорить скороговоркой и повышать голос. Поэтому следите за тоном, языком жестов — невербальные сигналы могут выдать вашу неуверенность и приведут к провалу.
Чтобы донести свою точку зрения, важно хотя бы внешне оставаться спокойным. Агрессию и излишнюю напористость тоже не следует брать в союзники. Пара глубоких вдохов помогут прийти в себя. Ведите беседу в спокойном темпе, даже если внутри ощущаете дрожь. И тогда сложный разговор пойдёт по намеченному сценарию.
Согласно данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ):
Подавляющее число россиян (94%) считают важнейшими навыками начальства умение ставить конкретные задачи и контролировать их исполнение, способность собирать команду и поддерживать комфортную атмосферу в коллективе.
Ваша речь должна быть продумана до мелочей, поэтому лучше зафиксировать основные тезисы на бумаге. Расскажите о цели, которую преследуете; апеллируйте к фактам. Не стесняйтесь использовать собственные данные и проверенную информацию коллег.
К вашей позиции с большей вероятностью прислушаются, если она основана на конкретных данных, подтверждающих вашу правоту. Один из лучших способов преуспеть в споре — сосредоточиться на деталях. И, конечно, лучше не просто возражать, но и предлагать свои пути решения проблемы. А ещё по возможности избегайте обвинений.
Когда речь дойдёт до проблемы, ради которой вы решились на разговор с начальником, постарайтесь избегать любых оценочных фраз. Лучше исключить из вашего спича прилагательные с негативной окраской. Не нужно говорить, что план провальный, а задачи невыполнимые. Придерживайтесь нейтральных формулировок и сфокусируйтесь на позиции командного игрока, заинтересованного в решении.
Постарайтесь изучить характер начальника и смело используйте полученные данные. Отлично, если у вас получится вести разговор на его языке. Склонным к аналитике руководителям понравится, если вы подкрепите ваше выступление графиками, диаграммами и таблицами. Для формалистов важнее всего следовать правилам и распорядкам.
Если начальник любит приводить примеры из истории — продумайте, какие исторические события можно упомянуть для убедительности. Руководители-перфекционисты стремятся делать всё лучше всех и требуют этого же от других — поэтому с большей долей вероятности ваши идеи будут встречены с одобрением, если они будут качественно подготовлены.
Разговор должен иметь своё логическое завершение. Как только вы скажете всё, что собирались, постарайтесь резюмировать встречу подведением итогов. Затевать спор просто чтобы доказать, что начальник неправ — не очень хорошая идея. Главное — найти решение, которое устроило бы всех и принесло бы выгоду компании.
Предложите начальнику несколько вариантов, которые вы придумали заранее. Это не только продемонстрирует вашу искреннюю заинтересованность, но и докажет, что вы способны самостоятельно решать проблемы, а не только критиковать.
Будьте готовы к тому, что результат диалога вас разочарует. В конце концов, вы не босс, финальное слово остаётся за руководством. Постарайтесь с достоинством принять любой исход — в конце концов вы хотя бы попытались!
Вам понравилась статья?
В избранное
Как писать объяснительную на работе
Почти каждому из нас хотя бы раз в жизни приходится написать объяснительную записку на работе. Одни работодатели позволяют сделать это в свободной форме, другие требуют соблюдать определённые правила её заполнения. Как правильно оформить объяснительную записку и когда это обязательно делать, рассказывает СберСова.
Как балансировать между жизнью и работой
Представьте себе двух сотрудников. Первый вкалывает за троих, берётся за все проекты, полон энтузиазма. Второй — безынициативен, в работу не вовлечён, можно сказать, ушёл в «тихое увольнение». Как думаете, кто из них в итоге уволится? Скорее всего, оба. Первый пока не замечает, что рабочая деятельность начала поглощать всю его жизнь. Второй находится уже на последней стадии, где остался лишь шаг от ненависти к своим трудовым обязанностям до депрессии. Рассказываем, как соблюдать work-life баланс, то есть баланс между работой и личной жизнью.
Увольнение по сокращению штата: права и льготы сотрудника
Какие у работника есть права, если его сокращают, как проходит процедура сокращения и что делать, если вас поставили перед фактом предстоящего увольнения? Все важные моменты, правила и последовательность действий работника и работодателя читайте в материале СберСовы.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru