Слово «нетворкинг» образовано от двух английских: net — «сеть» и work — «работа» или «рабочий». Иначе говоря, это сеть рабочих контактов, а также работа над тем, чтобы эту самую сеть расширять. От просто приятельства такое общение отличается темой (бизнес, дело, карьера) и изначальной взаимовыгодностью. Возможно, новый знакомый не пригодится вам лично, зато порекомендует исполнителя или заказчика для вашей услуги — а может быть, это вы сведёте его с подходящими людьми.
Нетворкинг родом из «Теории шести рукопожатий», разработанной американскими социологами Стэнли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом в 1969 году. Согласно ей, каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку знакомых, состоящую в среднем из пяти человек. Предположение тут же взяли на вооружение в бизнесе: перед какой бы задачей вы ни стояли, от нужной для её решения персоны вас отделяет шесть рукопожатий. Правда, чтобы выстроить эффективную цепочку, не обойтись без построения целой сети.
Никто не любит, когда им пользуются. Поэтому атаковать случайного знакомого своими проблемами и просьбами найти решение — плохая стратегия. Важно выстроить коммуникацию на равных: не только «ты мне», но и «я тебе». Расскажите о своей профессии или проекте, зарекомендуйте себя человеком, общаться с которым не просто интересно, но и потенциально выгодно.
Эксперты советуют придумать и отрепетировать речь-визитку на случай новых знакомств. Причём в нескольких вариантах: 30 секунд — на случай короткой встречи в лифте, 2-3 минуты — если собираетесь на деловую вечеринку-фуршет. Стоит чётко обозначить свою сферу деятельности, желательно — подчёркивая, кому и зачем вы можете быть полезны. К примеру, не «я — риелтор», а «я — специалист, который помогает предпринимателям переводить жилое помещение в нежилое».
Продемонстрируйте также позитивный настрой, энергичность и увлечённость своим делом. Это просигнализирует собеседнику: у вас много идей и планов, среди которых может найтись что-то полезное для него.
Одного знакомства, как ни крути, недостаточно. Если спустя два года после случайной встречи вы огорошите человека деловой просьбой, вряд ли стоит рассчитывать на помощь. Напоминайте о себе: поздравляйте с профессиональными праздниками и достижениями, обсудите новости вашей отрасли, пригласите на деловое мероприятие или встречу в кафе. Всё как и в любых других отношениях: сначала надо вложить силы и время в их построение, и лишь потом — пожинать плоды.
Успешно закинуть сеть — значит сделать это уместно. Люди редко настроены на рассказ о себе в очереди к врачу или у кассы супермаркета. Напротив, коммуникабельность как нельзя лучше пригодится там, где гости готовы к деловому общению: на обучающих курсах, профессиональных конкурсах и конференциях, в сообществах, союзах и коворкингах.
Полезно завести аккаунт в социальной сети, где будут перечислены ваши услуги и заслуги, навыки и достижения. Во-первых, такие страницы сами по себе привлекают новых людей. Во-вторых, электронную визитку удобно оставлять новым знакомым, а после — поддерживать отношения онлайн.
Не переходите на ты, не спросив, комфортно ли это новому знакомому.
Начните разговор с того, что вас объединило: поинтересуйтесь, понравилось ли собеседнику мероприятие/выступление; спросите, что его объединяет с хозяином встречи, если вы на частной вечеринке.
Приведите аргументы, если собеседник начал дискуссию, поделитесь личной историей, если ваш визави уже рассказал что-то о себе.
Почему он здесь, какие цели перед ним стоят, над какими идеями он думает. Посоветуйте подходящую книгу, ресурс или сообщество, расскажите о себе и своей профессии.
Полезно иметь под рукой qr-код, ведущий на вашу персональную страницу или сайт.
Например, обменяться контактами с пятью людьми. Это поможет справиться с сомнениями и помнить, что вы на правильном пути.
Вам понравилась статья?
В избранное
Это не я! Что такое синдром самозванца и почему важно его победить
О синдроме самозванца часто пишут в статьях по психологии и в женских журналах, про него сочиняют шутки и даже посвящают ему целые научные работы. СберСова рассказывает, почему этот термин стал так популярен и каким образом он касается каждого из нас.
Продавцы слов: как заработать деньги и славу, став писателем
Богатство и слава остаются важнейшими критериями успешной состоявшейся жизни во всём мире. Один из способов добиться всех этих целей разом, да ещё и занимаясь увлекательным творческим делом — стать знаменитым востребованным писателем. Рассказываем, как это получилось у авторов, чья литературная карьера может служить примером для ищущих своё место под солнцем.
Договор гражданско-правового характера (ГПХ): что это и как работает
Договор гражданско-правового характера — популярный сегодня вариант сотрудничества между работодателем и работником. Считается, что он более выгоден компаниям, при нём работник не так защищён с правовой точки зрения. Разбираемся в нюансах и рассказываем, что в такой форме трудовых отношений изменилось в последнее время.
Как справиться с профессиональным выгоранием: 5 советов
Работа перестала приносить прежнюю радость, всё чаще вы недовольны собой, всё сильнее раздражают коллеги. Плюс хроническая усталость, сонливость и апатия. Всё это — симптомы профессионального выгорания, защитная реакция организма на постоянный стресс от работы. Явление сегодня настолько распространено, что Всемирная организация здравоохранения официально включила его в свой перечень, определив как синдром, возникающий в результате хронического стресса на работе, с которым не удалось справиться. Рассказываем, как можно одолеть профессиональное выгорание.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
sbersova@sberbank.ru