Читаем, дискутируем, учим языки: как разделить любимое хобби с коллегами

01.11.22

5 мин

header-image

Над внутренними коммуникациями и корпоративной культурой ломают копья топ-менеджеры, о них пишут статьи и книги. Между тем коммуницировать внутри коллектива систематически и с пользой можно и безо всяких инструкций сверху. Главное — найти в компании людей с похожими интересами и организовать их. СберСова рассказывает, как это сделать.

1. Книжный клуб

Если вы обсуждаете с коллегами за утренним кофе прочитанный роман или передаёте новую книгу, актуальную для компании, из рук в руки — то пора создать книжный клуб. Идея лежит на поверхности и довольно проста: встречаться с какой-то периодичностью и обсуждать книги. Но при организации клуба может всплыть несколько нюансов.

Как начать. Можно сделать рассылку по компании и затем откликнувшихся объединить в одном чате (куда же сегодня без чатов). Можно — собраться узким кругом только с теми, с кем разговоры о прочитанном и так идут, обкатать идею, а новых членов клуба подтягивать уже на работающий формат.

Как часто встречаться. Оптимально — раз в месяц. Именно столько времени нужно среднестатистическому человеку, чтобы прочитать книгу в 300–400 страниц. Но тут на усмотрение участников. Самое главное — регулярность. Именно она и делает из литературных посиделок настоящий клуб.

Что обсуждать. Здесь множество вариантов. Можно сделать книжный клуб прикладным (команды мобильной разработки обсуждают книгу по методам ведения проектов, копирайтеры — по инфостилю). Можно обсуждать художественное произведение, нашумевшую новинку, бестселлер. Как вариант — обсуждать не конкретную книгу, а автора, при условии, что собравшиеся много читают, а обсуждаемый автор достаточно плодовит. Другой вариант — обсуждать тему. Она может быть и абстрактной (условная любовь в большом городе) или вполне конкретной (бирюзовые организации).

К обсуждению прикладных книг по разработке, проект-менеджменту, бизнес-процессам и другим темам можно привлечь работодателя хотя бы на уровне приобретения книги (бумажных или электронных экземпляров).

Кто ведёт. Любое заседание любого клуба необходимо проводить, даже если это формальное объявление книги месяца и представление участников. Кто-то должен начинать, передавать слово, соблюдать очерёдность высказываний и логику вечера. Ведущий, модератор — называйте как угодно. Конечно, это должен быть член клуба, а не приглашённый гость. Выбрать его можно жеребьёвкой или по желанию, можно быть ведущим поочерёдно, а можно назначить постоянного.

Сложности

Задумка требует самоорганизации от членов клуба. Есть риски срыва регулярных встреч летом.

Бонус

Будучи участником книжного клуба, ты читаешь 12 книг в году, а это примерно в 6 раз больше, чем читает среднестатистический россиянин.

2. Языковой клуб

В коллективе обнаружилось сразу несколько человек, мечтающих освоить китайский язык, или у коллег есть желание поддерживать разговорный английский — звёзды намекают на то, что пора открывать языковой клуб.

Как начать. Тот случай, когда можно начать через руководство. Изучение иностранных языков всё чаще включают в так называемый «кафетерий льгот»: работники сами могут выбрать, какая «плюшка» за счёт работодателя им нужна — полная или частичная компенсация затрат на обучение. Если поход наверх бесперспективен, то можно пойти по пути всеобщего оповещения, организации «могучей кучки» и устроить обучение вскладчину.

Как часто встречаться. Зависит от того, чего хочется участникам клуба. Но изучение иностранного языка считается эффективным, когда уроки проходят не менее двух раз в неделю.

Что делать. Вариантов множество. Если все члены клуба уже имеют примерно одинаковый уровень знания языка, можно устраивать просто разговорные клубы — встречаться и обсуждать какие-то темы на иностранном языке. Впрочем, тут необходим рефери, который будет направлять разговор и фиксировать ошибки. Распространённый формат: в офис приходит преподаватель и ведёт урок, привнося активное общение, возможность освоить профессиональную лексику, весёлую атмосферу. Сейчас онлайн-школы обучения иностранному языку предлагают групповой вариант обучения, когда каждый из учеников подключается к уроку со своего компьютера и получается виртуальная группа.

Кто ведёт. Тут, конечно, без профессионального преподавателя не обойтись. Если в зоне досягаемости есть коллега со свободным владением языка, то он может взять на себя роль ведущего клуба. Но кроме знания языка необходимы и педагогические задатки, а они есть не у каждого.

Сложности

У желающих войти в языковой клуб, скорее всего, окажется разный уровень языка — от начального до продвинутого. Это может сделать встречи слишком сложными для одних и скучными для других.

Бонус

Если скидываться на преподавателя, обучение языку обойдётся вам значительно дешевле, чем индивидуальные занятия.

3. Дискуссионный клуб

А это уже задача «со звёздочкой». Потому что желание и умение аргументированно спорить с коллегами — недостаточное условие для создания дискуссионного клуба. Здесь нужна тщательная подготовка, распределение ролей и потребность развиваться.

Как начать. Задача дискуссионного клуба — оттачивание навыков публичных выступлений, критического мышления, выстраивания аргументации в споре. Поэтому начать лучше с поиска тех коллег, которым все эти компетенции актуальны. Это могут быть сотрудники отдела продаж, юристы, специалисты, взаимодействующие с клиентами или контрагентами, руководители отделов. Впрочем, задействован в работе клуба может быть и весь коллектив: одни в качестве участников, другие — зрителей.

Кто ведёт. Ведущим дискуссионного клуба может быть как привлечённый модератор, так и кто-то из своих. Главное — иметь опыт участия в дебатах. Задача ведущего — рассказать правила ведения дискуссии, следить за таймингом, направлять коммуникацию в нужное русло, не допуская базара или затухания разговора. Но ведение дискуссии — это далеко не всё. Для того, чтобы дискуссия состоялась и была действительно полезной, необходимо провести подготовительную работу. Стратегия ведения дискуссии требует тщательной проработки плана работы, подготовки списка вопросов, жёсткости ведущего в управлении процессом обсуждения.

Что делать. Заранее определить тему или проблему, которую будут обсуждать участники дискуссии. Это может быть актуальная для коллектива тема с несколькими заинтересованными сторонами. Например, кто должен работать с претензиями партнёров — отдел качества или отдел продаж; или же какая-то глобальная проблема — скажем, есть ли будущее у зелёной экологической повестки.

Целесообразно распределить позиции «за» и «против» между участниками, чтобы у них было время подготовить аргументы. Важно помнить, что задача дебатов/дискуссии — не в том, чтобы непременно найти истину, а отточить навыки аргументации и контраргументации, умение слышать вопрос и отвечать на него, проанализировать проблемную ситуацию. Поэтому вовсе не обязательно распределять роли в зависимости от того, разделяет ли человек те взгляды, которые отстаивает. Наоборот: отстаивать ту позицию, в которую не веришь, ещё интереснее.

Непосредственно для дебатов необходимо заранее подготовить удобное помещение, где оппоненты смогут находиться друг напротив друга и где будет место зрителям. Хорошо, если в помощь выступающим найдётся место для доски или флип-чарта. Но не нужно превращать дебаты в битву презентаций. Главное — живое общение, взаимодействие, дискуссия. Полезно записать ход дебатов на видео, чтобы участники впоследствии могли проанализировать свои выступления.

Общие правила ведения дискуссии: не перебивать и выслушивать выступающих до конца, контролировать эмоции, не переходить на личности, чётко аргументировать позицию и не пускаться в пространные рассуждения, активно участвовать в обсуждении каждого из участников. В завершение дискуссии ведущий подводит итоги, участники и зрители делятся впечатлениями, дают оценку участникам.

Как часто встречаться. На усмотрение участников клуба. Оптимально — раз в месяц, чтобы участники смогли найти время на проработку темы и выстраивание стратегии защиты своей позиции.

Сложности

Серьёзная подготовительная и организационная работа, требующая от участников достаточного количества времени и сил.

Бонус

Помимо прокачивания себя как спикера, участники получают заряд адреналина и предмет для многодневных обсуждений в коллективе.

Не забывайте также, что в коллективе можно организовать и старые добрые кружки по шахматам, игре в настольный теннис, хоровому пению. Главное — не в ущерб рабочему процессу.


#стиль жизни
#работа

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Лайфстайл/

Читаем, дискутируем, учим языки: как разделить любимое хобби с коллегами

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru