Эквайринг: как бизнес перестал бояться и полюбил безналичные платежи

01.09.21

3 мин

header-image

Совершая ежедневные покупки или отмечая особый день в ресторане, при оплате мы всё реже пользуемся наличными деньгами. Бумажки с портретами политиков, писателей и видами городов стремительно выходят из обращения, уступая свои позиции банковским картам. Статистика это подтверждает: в 2020 году в российской торговле безналичными были больше половины (54,1%) платежей. Тогда соотечественники потратили «с карты» 27 триллионов рублей.

ЦБ прогнозирует, что через 3-5 лет только четверть услуг и товаров будет оплачиваться наличными. И причина таких перемен — распространение эквайринга.

Эквайринг (от англ. acquire — «приобретать, получать»)

— это безналичная оплата товаров и услуг картой через платёжные терминалы

Под термином «эквайринг» принято понимать комплекс услуг, который банк предоставляет бизнесу, чтобы тот мог принимать безналичные платежи. Как правило, речь идёт об обслуживании банковского счёта предприятия, приёме и обработке платежей, установке и обслуживании POS-терминала.

Процесс оплаты товара при помощи карты технически сложнее, чем его представляет обыватель.

Условно его можно разделить на следующие этапы:

  • Использование карты. Оплачивая товар, клиент прикладывает её к терминалу либо указывает данные на веб-странице оплаты;
  • Получение данных о платеже. Банк-эмитент получает информацию о платеже и направляет её в процессинговый центр;
  • Подтверждение личности и проверка баланса банком. Покупатель подтверждает свою личность вводом ПИН-кода или кодом из СМС. Банк-эмитент производит проверку наличия необходимой суммы на балансе счёта владельца карты;
  • Процессинг платежа. Банк-эмитент списывает необходимую сумму со счёта владельца карты и отправляет её на счёт банка-эквайера;
  • Отчётность. Покупатель получает кассовый чек об успешном осуществлении платежа, вне зависимости от способа оплаты, через терминал или интернет;
  • Взаиморасчёт. Банк-эквайер вычитает из общей суммы свою комиссию и переводит остаток на счёт торговой точки.

Банки оказывают услугу по приёму карточных платежей по следующим причинам: во-первых, они берут с компаний комиссию за проведение каждого платежа. Во-вторых, таким образом банк становится важной частью бизнес-процессов компании, а значит, может предложить ей дополнительные услуги.

Бизнес подключает эквайринг по нескольким причинам:

  1. Покупатели часто предпочитают карту наличным. В 2020 году на руках у россиян было 209,4 млн активных банковских карт. Это свидетельствует о том, что огромное число клиентов готово пользоваться этим инструментом регулярно. Их можно понять: оплачивать картой удобнее и безопаснее, чем наличными, а банки такие транзакции поощряют, например, начисляя бонусы (кешбэк);
  2. Эквайринг просто подключить. За последние годы процесс постоянно совершенствовался и упрощался. Например, банки часто обучают продавцов работать с техникой, которую, кстати, могут давать компаниям в аренду;
  3. Организация минимизирует риски и расходы. При приёме платежей через эквайринг нет рисков принять фальшивые деньги, потерять средства при краже с торговой точки, при этом можно снизить расходы на инкассацию наличных в банк;
  4. Эквайринг позволяет предлагать уникальные услуги и товары. Многие виды бизнеса — интернет-магазины, сервисы доставки, продажа цифровых товаров — практически не могут зарабатывать, если не принимают оплату по безналичному расчёту;
  5. Чтобы соблюсти закон. Дело в том, что государство обязывает компании, чья выручка превышает 40 млн рублей в год, принимать к оплате национальные карты «Мир» и использовать эквайринг для обработки безналичных платежей. Речь, конечно, только о тех организациях, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги физическим лицам.

Типы эквайринга

Торговый эквайринг

существует в точках физических продаж. Работает через POS-терминалы, которые способны принимать все современные виды банковских карт: бесконтактные, с чипом или с магнитной полосой.

Мобильный эквайринг

всё то же самое, только используются более простые mPOS-терминалы — устройства, подключённые к смартфону или планшету.

Интернет-эквайринг

приём оплаты, с которым мы сталкиваемся при покупках в интернете. В этом случае терминала нет, а оплата производится через форму на сайте продавца, банка или платёжной системы.

ATM-эквайринг

под этим термином подразумевается любая операция с банковской картой через банкомат. Платёжные терминалы также принято относить к ATM-эквайрингу. Мы сталкиваемся с ним, когда пополняем баланс телефона через банкомат или терминал.

#словарь
#платежи и переводы

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Лайфстайл/

Эквайринг: как бизнес перестал бояться и полюбил безналичные платежи

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru