Сбылась мечта о собственной кофейне, но всё пошло не так

15.11.21

6 мин

header-image

Историю о том, как вложить два миллиона рублей в кофейню в центре столицы, пережить пандемию, а потом всё равно обанкротиться, рассказывает москвич Андрей Беляев.

«Андрей, дело — верняк. Знакомые уезжают из страны, продают островок в торговом центре. Готовый бизнес. Каждый месяц — 100 тысяч чистыми. И это они ещё не напрягаются. А мы с нашим опытом развернёмся ещё круче. Будешь соинвестором?»

Небольшая кофе-точка стоила 2 млн рублей, но друг сторговался за 1,5. Выгода! Провели переговоры с арендодателем. Задали каверзные вопросы. Мол, не поднимете ли аренду, когда срок договора закончится? Нас любезно заверили, что своих арендаторов в беде не бросают, холят и лелеют. В общем, надо было внимательнее читать договор и новости из далёкой Азии. Кофейными магнатами мы решили стать в феврале 2020 года...

Правила работы в торговом центре

Точка была действительно готова к работе: хороший дизайн, обученные бариста, налаженные поставки кофе, молока и всего прочего. По опыту своих друзей знаю, как всё это сложно наладить. И в этом был плюс готового бизнеса.

Оборудование в аренде, но так делают многие. Да и скидку давали на первые три месяца. Товарищ торопил. Мол, сейчас сорвётся хорошая сделка. Продавцы намекали: к ним стоит очередь из желающих поставить здесь точку. Откажемся — завтра найдут других. Представитель арендодателя на первой встрече тоже воодушевил — мол, новые кофе-точки в вашей части торгового центра ставить не будем: «весь пятачок ваш».

Лучше попробовать и пожалеть, чем не попробовать и пожалеть, подумали мы и оформили сделку в начале февраля 2020 года. А с 15-го начали работу. На первом этапе нам откровенно повезло. Впереди были длинные гендерные праздники, а значит, тьма народа в торговом центре. В такие дни выручка любых точек вырастает в разы. Собственно, ради выходных все точки и существуют в торговых центрах. Если бы можно было арендовать помещение только в субботу, воскресенье и праздники, все бы так и поступали. Но так нельзя.

Правила работы в торговом центре жёсткие. Завоз всех расходных материалов — только в ночное время или рано утром. Вся подготовка должна быть проведена заранее. В 10 утра точка должна быть открыта, товар разложен на витрине, сотрудник готов к работе.

Каждое утро супервайзер обходит все этажи. Если что-то не так, делает фото. И арендатора штрафуют. Жёсткие, но в целом логичные правила игры. Мы их приняли. К тому же пропускать первый час после открытия нам было нельзя. Самый большой спрос на кофе — утром и сразу после обеда. Не успел прогреть кофемашину — покупатель ушёл к конкурентам...

Расчёт на скучающих мамочек

Февральские праздники принесли неплохой куш — 70 тысяч рублей выручки за три дня. Но радоваться было рано. Аренда точки стоила нам 200 тысяч рублей в месяц. И примерно столько же уходило на всё остальное — зарплаты сотрудников, кофе, молоко, сиропы, выпечку. А в будни выручка резко падала — до 6 тысяч рублей в день. Когда изучали отчётность предшественников, думали, что получится её поднять за счёт расширения ассортимента. У них из еды были только тортики собственного производства, которые не приносили особой выручки.

Кофейня хоть и стояла рядом с детскими магазинами и мебельным гипермаркетом, но находилась в самом дальнем конце торгового центра, на предпоследнем этаже. Потенциальный клиент, идущий от метро или парковки, проходил мимо минимум трёх конкурентов, и если хотел кофе, то уже допивал его, подходя к нам.

Потратили ещё 500 тысяч на двухмесячный залог по аренде и на замену пластиковых стульев. Вместо них поставили удобные кресла. Мы сделали расчёт на мамочек: они могли сидеть с чашечкой кофе за нашим столиком и через стеклянные стены видеть своего ребёнка, прыгающего на батутах. Клиентам мебельного гипермаркета, уставшим после часовой прогулки по бесконечному магазину, давали скидки при предъявлении чека.

В общем, проинвестировав два миллиона, мы стали ждать улова... А поймали локдаун.

Начало пандемии и неизвестности

В конце марта торговый центр закрыли. Мы распродали все остатки выпечки и десертов. Что не смогли продать — раздали друзьям и съели сами.

Впереди была неизвестность. С двумя сотрудниками пришлось расстаться. Во-первых, никто не знал, когда всё закончится. Во-вторых, мы всё равно хотели их уволить. Одного бариста оставили. Платили ему 20 тысяч в месяц, чтобы он мог как-то продержаться. В случае чего после длительного простоя он легко бы закрыл нам неделю, а то и две, работая без выходных. За это время мы бы подыскали ему сменщиков.

Все остальные расходы снизили до нуля. Партнёр уехал пережидать пандемию на дачу. А мне повезло, что была основная работа. Зарплату там не снижали. При этом не снизил свои запросы и торговый центр. В управляющей компании только пожали плечами: «Никто форс-мажор не объявлял, поэтому платите аренду в полном объёме». Точнее, общаться с нами лично никто не хотел, ссылаясь на пандемию. Лишь присылали издевательские письма. Они были примерно следующего содержания: «Мы понимаем вашу боль, мы очень вам сочувствуем, мы все в одной лодке, ситуация тяжёлая. Но будьте добры перечислить 100% арендной платы, иначе мы расторгнем договор. Всего вам доброго и берегите себя!».

Объединились с такими же маленькими арендаторами. Вели удалённые переговоры. Платить не стали. В крайнем случае у всех был залог за арендную плату на два месяца вперёд. Арендодатель мог использовать его. Но настроение в эти месяцы, как и у всех, было подавленное.

Лето и первая прибыль

В конце весны появились первые проблески надежды. В июне торговые центры открылись, хоть и в усечённом виде. Решение вопроса с арендой за апрель и май администрация отложила на потом. Точнее, споры зашли в тупик. Арендодатели требовали оплатить все «долги», мелкие арендаторы отказывались. Так и работали — стиснув зубы. В администрации понимали, что новых арендаторов в ближайшее время им не найти. А мы — что нужно выйти хотя бы в ноль и постепенно отбивать потери предыдущих месяцев. К тому же не давал покоя потенциальный долг в 400 тысяч за аренду, который нам могли выставить в судебном порядке. Этот «жирок» надо было накопить.

Лето в торговом центре было вялым. Наш расчёт на мамочек с детьми пока не оправдался. Детские развлечения были закрыты вплоть до середины июля. Да и после этого народ не спешил посещать развлекательные заведения. Многие уехали на дачу, а кто-то до сих пор боялся коронавируса. Работать приходилось постоянно. Оформлять заказы, снимать выручку, оплачивать счета, ездить за расходниками, когда больше некому, решать мелкие проблемы (сломалась кофемолка, заглючил эквайринг, отключился модем). Лишь к августу удалось выправить ситуацию и получить первый символический плюс — одну тысячу рублей. У нас даже появился осторожный оптимизм.

Эти расчёты могут заметно отличаться в разных кофейнях. Прибыль очень сильно завязаны на объём продаж. Расходы на аренду и оклады бариста постоянные. В отличие от кофе и молока, они не зависят от количества проданных стаканов. Чтобы выйти в ноль, нам нужно было продавать минимум 80 стаканов в день. Плюс максимально расширять ассортимент (за счёт выпечки, десертов, снэков). Наценка на них меньше, чем на кофе. Но и то хлеб. К примеру, продажа одного круассана окупала нам 15—20 рублей аренды.

Эти расчёты могут заметно отличаться в разных кофейнях. Прибыль очень сильно завязаны на объём продаж. Расходы на аренду и оклады бариста постоянные. В отличие от кофе и молока, они не зависят от количества проданных стаканов. Чтобы выйти в ноль, нам нужно было продавать минимум 80 стаканов в день. Плюс максимально расширять ассортимент (за счёт выпечки, десертов, снэков). Наценка на них меньше, чем на кофе. Но и то хлеб. К примеру, продажа одного круассана окупала нам 15—20 рублей аренды.

Вкус больших денег

Несмотря на периодические вспышки пандемии осенью, кофейня постепенно оживала. Мы расширили ассортимент, поиграли с ценами и нашли оптимальный баланс. В первое время кофе продавали очень дорого — по 200-300 рублей, чтобы отличаться от конкурентов с их 60-рублёвым американо. Но потом снизили ценник до 100-200 рублей. И это сработало, поток сразу же вырос. Тем не менее рост выручки в какой-то момент остановился. Прибыль хоть и была, но символическая — 30-50 тысяч рублей в месяц. Совсем не то, на что мы рассчитывали. Оптимизм постепенно сменялся апатией.

Но впереди был Новый год. И здесь мы наконец почувствовали вкус больших денег! Только за новогодние каникулы мы заработали полмиллиона. Чистыми за месяц вышло бы 200 тысяч. А впереди были февральские, мартовские праздники. Пандемией уже и не пахло, пахло высокой прибылью. Спустя год наш расчёт наконец начал оправдываться, мы выходили на стабильные 100 тысяч в месяц. Но не успели мы порадоваться своей бизнес-чуйке, как вылез главный форс-мажор — и теперь он не был связан с азиатским вирусом.

Арендодатель может всё

Наш договор аренды заканчивался первого апреля. В конце января — за два месяца до окончания — нужно было подписать новый. Администрация торгового центра стесняться не стала и выставила ценник в 300 тысяч рублей в месяц. Мол, инфляция, убытки в пандемию и всё остальное. Но мы вас очень любим и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Что в переводе означало: «А не хотите — тогда съезжайте. У нас уже есть арендатор, готовый встать на ваше место». Никаких «холим и лелеем». Беспощадный столичный бизнес.

Мы попытались показать наши таблицы, по которым было видно, как весь прошлый год мы уходили в минус или колебались около нуля. Работать просто так ещё один год мы точно не хотели. Вся прибыль уходила бы на оплату аренды, а большого потенциала роста мы не видели. Тем более что никто не гарантировал, что в следующем году не произойдёт то же самое. Станем мы зарабатывать больше — арендодатель опять увеличит стоимость аренды и снимет весь жирок.

Выставили объявление о продаже готового бизнеса. Но покупать даже за миллион никто не хотел. Мы продали часть оборудования и выжали максимум за последние два месяца. Заплатили налоги и в сухом остатке вывели 700 тысяч рублей. Больше мы в торговые центры ни ногой.

Мои выводы

Это был интересный бизнес-кейс. Мы закрыли гештальт многих начинающих предпринимателей, мечтающих о собственной кофейне. Поняли, как чувствует себя мелкая рыбёшка в море большого бизнеса. Зауважали крупных предпринимателей, которые смогли стартовать с нижнего уровня и вырастить большую компанию.

Мой напарник взял отпуск, а после решил уйти в онлайн-бизнес. А лично я понял, что романтика предпринимательства совсем не для меня — слишком это нервно. Лучше останусь на наёмной работе. Там, где зарплата два раза в месяц, два выходных в неделю, оплачиваемые отпуска и командировки, ДМС и субсидия на фитнес. Излишки буду вкладывать в ценные бумаги и создавать инвестиционный портфель из тех компаний, которые прошли жёсткий естественный отбор.

Что бы я посоветовал тем, кто хочет рискнуть

Бизнес — это всегда риск и неизвестность. Но некоторые моменты всё же можно просчитать, чтобы не потерять деньги совсем уж на ровном месте.

  • Не идите в тот бизнес, в котором ничего не соображаете. Одной идеи мало, нужен ещё и опыт. Идеальный вариант в нашем примере — поработать бариста в нескольких кофейнях, изучить технологию и лишь после этого открывать собственную точку. Это сэкономило бы нам очень много денег. Например, мы бы поняли, что кофейню вообще нет смысла открывать.
  • Если кто-то продаёт готовый бизнес, не слушайте легенды про «срочно нужны деньги», «уезжаю за границу», «хочу открыть новый проект». Хороший бизнес никто не продаёт. Где-то точно есть подвох.
  • Внимательно читайте условия аренды. В крупных городах это главный фактор, съедающий большую долю прибыли. Желательно, чтобы в договоре стоял максимальный процент, на который она может увеличиться в следующие годы. Если этого нет, у вас большие риски.
  • Если вкладываете деньги в малый бизнес, не будьте просто соинвестором. Участвуйте в операционной деятельности и переговорах, вникайте в нюансы, следите за бухгалтерией. Какими бы ни были отношения с партнёром, лучше держать руку на пульсе самостоятельно. Иначе к рискам банкротства может добавиться человеческий фактор.
#личный опыт
#предпринимателям
#бизнес

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Лайфстайл/

Сбылась мечта о собственной кофейне, но всё пошло не так