Можно ли купить или продать успех в бизнесе: всё самое главное о франшизе
28.11.22
5 мин
Задумываетесь об открытии своего дела, хотите выбрать перспективное направление инвестиций или траекторию предпринимательской деятельности, а может быть, даже не осмеливаетесь об этом мечтать? Очень зря. Есть проверенная модель, по которой выгодный бизнес делится своими секретами с теми, кто готов стать частью его истории успеха. Это франчайзинг.
В зависимости от имеющихся ресурсов кто-то нащупывает ниши для создания собственного бизнеса, кому-то нужно выбрать направление вложений для обеспечения безбедной старости, а для кого-то важно подобрать надёжного работодателя. Как вычислить перспективные направления?
Одним из самых комфортных способов входа в бизнес называют франчайзинг. По данным Forbes, число участников франшиз с начала 2022 года в России выросло на 20%. Порог требуемых первоначальных инвестиций начинается с нескольких сотен тысяч рублей. Наиболее распространённые направления — доставка, торговля, общественное питание.
Словарь
Франчайзинг — использование на возмездной основе модели и технологий другого
бизнеса, сети его поставщиков, брендов и товарных знаков, единой рекламной
кампании.
Франшиза — право на использование бизнес-модели другой, чаще всего сетевой компании.
Франчайзер — тот, кто даёт право на использование своей бизнес-модели.
Франчайзи — компания, получившая право на использование чужой бизнес-модели.
Паушальный взнос — единоразовый платёж за право использования бизнес-модели другой компании. Часто применяется при франчайзинге, но является не единственной схемой расчёта. Может быть предусмотрена регулярная фиксированная плата (роялти) или плата, зависящая от объёма продаж франчайзи; либо договор может содержать обязательство о закупке у франчайзера определённого объёма товаров и услуг.
Как заработать на чужой идее
Модель франчайзинга привлекательна по той причине, что помогает зарабатывать на уже проверенной, доказавшей свою работоспособность бизнес-идее. Например, предприниматель создаёт образовательный курс для детской группы развития, подбирает персонал, интерьер и оборудование, находит пути выхода на целевую аудиторию. Клиенты, то есть дети, довольны, и его проект оказывается очень востребованным у родителей. Можно самостоятельно тиражировать модель в других районах города, а есть вариант запустить продажу франшиз и за счёт этого привлечь единомышленников и их средства, заодно переложив на них часть рисков реализации.
Для покупателя франшизы тоже есть смысл: да, она не даст той прибыли, которую может принести свой бизнес, основанный на уникальной разработке или открывший ранее неосвоенную нишу. Но и вероятность полного провала в этом случае многократно ниже. Мир бизнеса довольно жесток. По статистике, до 85% вновь созданных компаний закрываются в течение первых пяти лет. Среди франчайзи такова участь всего около 15% компаний.
Основные типы франчайзинговых моделей
Прямой франчайзинг —
право на одно предприятие на определённой территории. Но можно купить сразу несколько франшиз, если средства позволяют.
Субфранчайзинг —
право открывать свои предприятия и продавать франшизы третьим лицам на определённой территории. Обычно партнёр становится представителем в определённой стране или регионе. Например, недавно сибирский субфранчайзи «Макдоналдс» выкупил всю сеть в России.
Мастер-франшиза —
полная автономия партнёра на выделенной территории.
Обратный франчайзинг —
получение товара на реализацию. За франчайзи остаются только текущие расходы и доход от оборота.
Производственный франчайзинг —
право на производство, реализацию и техническое обслуживание товарной продукции. Например, производство товаров зарубежных брендов — автомобилей, электроники, производственного инструмента и т. п.
Сервисный франчайзинг —
право на предоставление услуг, в том числе с помощью фирменного оборудования. Например, сеть химчисток, вендинговых автоматов, автоматизированных пунктов выдачи заказов.
Основные преимущества работы по франшизе
Быстрый старт благодаря доступу к работающей, проверенной временем модели бизнеса с отточенными технологиями и готовой рыночной нишей.
Возможность стать частью известного на рынке бренда со своим кругом потребителей и доказавшей эффективность маркетинговой стратегией.
Использование общей рекламной кампании бренда. Иногда на это есть отдельный сбор.
Единые стандарты качества товаров и услуг, а также система контроля за их соблюдением.
Технологическая и образовательная поддержка со стороны франчайзера.
Единая система внедрения новых разработок с переносом рисков инноваций, как правило, на собственные подразделения сети.
Заинтересованность партнёров по бизнесу, финансовых институтов, арендаторов в работе с известными брендами. Поставщики, банки, торговые центры с большей охотой работают с партнёром уже раскрученной сети.
Значение вашего личного вклада в успех
Каким бы раскрученным ни был бренд, едва ли не наполовину успех франчайзи зависит от самого предпринимателя, решившего стать частью известного имени. Как и от любого другого бизнесмена, от него потребуются:
достаточные познания в экономике и юриспруденции;
вложение в дело собственных средств, сил и времени;
талант организатора производства.
Вдобавок к этому франчайзинговая модель требует:
правильного выбора рыночной ниши и франчайзера на роль старшего партнёра;
строгого соблюдения стандартов и правил франчайзера;
готовности честно делиться прибылью за пользование «зонтиком» бренда;
смирения франчайзи перед невозможностью быстрого внедрения собственных инициатив и бизнес-идей.
Недостатки франчайзинговой модели
Полная зависимость франчайзи от уровня компетенции головной компании, её стратегии, выбора ключевых партнёров-поставщиков и инструментов продвижения.
Экономические и репутационные риски для всей сети из-за некомпетентности франчайзи.
Повышенные риски утечки коммерческой тайны через недобросовестных партнёров, воровства бизнес-модели для создания конкурента.
В зависимости от экономической модели франшизы и ситуации на рынке в одних случаях франчайзер может получить от сети меньшую прибыль по сравнению с потенциально возможной от собственных предприятий. А в другой ситуации франчайзи отдаёт значительно бо́льшую часть своих доходов, чем если бы вёл дело самостоятельно.