Никогда не поздно: как заново построить карьеру после 50 лет

25.03.22

7 мин

header-image

Возраст не помеха тому, чтобы вновь сесть за парту и начать строить карьеру. Даже если обстоятельства берут верх над жизненными и профессиональными интересами, а работа долгие годы воспринимается как обуза и печальная необходимость. Как найти себя в новой профессии в зрелом возрасте и кардинально изменить жизнь? О личном опыте профессионального преображения Софье Архангельской рассказывает Наталья Курляндская.

Моя карьера долго не складывалась. Вначале поступила не туда, куда хотелось, потом семья, рождение ребёнка — не было времени думать о том, чего хочется. Но сын вырос, с мужем мы разошлись. Теперь, когда мне 50 лет, я занимаюсь тем, что мне действительно нравится — дизайном ай-ти продуктов и аналитикой пользовательского опыта. Впрочем, обо всём по порядку.

Главная задача дизайнера ай-ти продуктов (product-дизайнера) — создать удобный для пользователя и полезный для бизнеса цифровой продукт. Для этого специалист должен уметь проектировать пользовательский путь и изучать опыт пользователя (user experience), а также понимать язык программирования и разбираться в маркетинге. Средняя зарплата дизайнера ай-ти продуктов в Москве — около 200 тысяч рублей.

«Просто плыла по течению». Как я не стала художником-графиком

В выпускном классе за три месяца до сдачи экзаменов я решила стать художником, хотя училась в химической школе при МГУ и собиралась поступать на химфак. Поступила в Академию печати на технологию полиграфического производства (сейчас она является частью Политехнического института). Планировала за год подготовиться и перевестись на известный в то время факультет художников-графиков, но ничего у меня не вышло. Грянули 1990-е, страна поменялась, а вместе с ней сильно изменилось не в лучшую сторону финансовое положение моей семьи. Теперь мне нужно было и работать, и доучиваться.

Работала в американском издательстве верстальщиком. По тем меркам зарабатывала очень хорошие деньги: 40 долларов. Для сравнения — моя стипендия была семь. Там я научилась работать с профессиональным софтом. После устроилась менеджером в дизайн-бюро, много работала в связке с дизайнерами, училась у них.

Постепенно поняла, что могу сама заниматься графическим дизайном, стала выполнять заказы на фрилансе. Затем родился ребёнок, я стала много времени уделять семье. Мои профессиональные амбиции отошли на второй план. Я просто плыла по течению.

«Я тратила силы впустую». 14 лет нелюбимой работы за копейки

С 2000 по 2014 годы я оформляла разные буклеты, книжки, энциклопедии. По правде сказать, мне было ужасно скучно и грустно. Я тратила силы впустую. Придумывала и делала вещи, которые люди выкидывают в помойку. Разве что кроме книжек, пожалуй.

Когда случился кризис 2014 года с инфляцией и падением курса рубля, мои доходы обесценились вдвое. Тогда я наконец осознала, что делаю нелюбимую работу, да ещё и получаю за неё копейки. Значит, пора что-то менять.

Примерно два года я искала себя. Увлеклась культурными исследованиями (cultural studies), всерьёз думала о поступлении в магистратуру на культурологию. Но за эту работу тоже ничего не платят, а мне очень нужны были деньги. Чтобы нормально жить, мне нужно было зарабатывать хотя бы тысячу долларов в месяц. Да и делать хотелось что-то реальное, нужное, то, чем пользуются люди.

«Мне было очень страшно». Как я училась новой профессии

Оказалось, изучение пользовательского опыта идеально подходит под мои запросы. Выйти на это направление мне помог мой американский друг. Он работал в Силиконовой долине и хорошо понимал, где и что востребовано. Я ему рассказала про свои поиски и интересы, а он спрашивал, что мне нравится делать, в чём я сильна, какой у меня профессиональный бэкграунд. Я даже не подозревала, что создание цифровых продуктов — это целая наука. Оказывается, каждая иконка, каждый клик имеет особое значение и требует детальной проработки.

Однако кардинально сменить профессию всё равно не решалась. Сначала брала короткие курсы в разных вузах. Например, прошла курс по инфографике в Высшей школе экономики, также занималась веб-дизайном. Ходила на очные интенсивы по анализу пользовательского опыта.

В 2018 году я наконец решилась погрузиться в обучение этой профессии с головой. Выбрала годовую программу в одной известной онлайн-школе по продуктовому дизайну и аналитике пользовательского опыта.

Вообще хотела поступить в университет, но, увы, дневное обучение невозможно было совмещать с работой. Я же не могла позволить себе остаться совсем без денег. Чтобы учиться, взяла один большой заказ по редизайну сайта и кредит, поскольку лишних денег на учёбу у меня не было.

Мне было очень страшно. Бывало, сижу над заданием, ничего не понимаю. Смотрю в окно и думаю: «Ну, что, Наташ, справа от дома у тебя кафешка, слева — почтовое отделение. Если у тебя ничего не получится, есть прекрасная альтернатива». Это, надо сказать, мотивировало.

Первое время чувствовала себя непроходимой тупицей: ничего не понимала. Нужно было много самостоятельно заниматься — читать специфическую документацию по разработке приложений на английском языке, разбираться в терминах и стандартах. Нас не учили делать что-то руками, во всём нужно было разбираться самому. Например, задали придумать и разработать мобильное приложение. Какое? Что нужно учесть при разработке?

Важно понимать, что эта работа требует соблюдения большого количества регламентов. Одно проигнорированное правило, и вся система может рассыпаться. Я разбиралась во всём сама. Моим однокурсникам было, конечно, проще: им по 20-27 лет, в таком возрасте быстрее схватываешь и усваиваешь незнакомую информацию. Хотя большинство из них в итоге бросили школу. Нас на курсе было 40 человек, а до защиты диплома «дожили» трое.

Когда начался блок с аналитикой пользовательского опыта, учёба пошла как по маслу. Всё сложилось воедино: и предыдущее образование, и культурология, благодаря которой я узнала про разные типы исследований. Пользовательский опыт — это изучение того, как люди ведут себя с продуктом. Культурные исследования — про то, как люди ведут себя в какой-то среде. По сути, одно и то же.

Параллельно со всем этим я самостоятельно изучала поведенческую психологию. Знание её азов необходимо для успешных исследований и дальнейшей разработки продукта. Важно понимать, что за тип человека перед тобой сидит, о чём и как с ним лучше говорить. Нужно видеть, насколько осознанно человек отвечает на твои вопросы, действительно ли у него есть та «боль», которую он описывает, готов ли он платить за решение своих проблем.

«За такую работу дизайнер отдал бы почку без раздумий». Как я искала и нашла работу мечты

Пока проходила курс, решила обновить своё резюме (последний раз делала это в 35 лет). Но работодатели даже не отвечали на мои письма. В онлайн-школе рекрутёры помогали нам в составлении хорошего резюме. Первое, что они сказали: «Наталья, уберите возраст». Ещё посоветовали оставить опыт работы за последние 10 лет. И надо же, сработало. Теперь мне звонят и пишут без конца.

Хотя один раз с эйджизмом я всё же столкнулась. Позвонил рекрутёр. Мы с ним хорошо пообщались, он назначил собеседование. Потом позвонил другой из этой же компании и спросил, почему у меня не указана дата рождения в резюме. «Это же ничего не значит», — добавил он. «Ну, как ничего. Мне 49 лет», — ответила я. Собеседование не состоялось.

Первую работу по новой профессии я нашла на бирже онлайн-школы. Меня позвали в стартап, который предлагает компаниям платформу для проведения разных интерактивных мероприятий и стратегических сессий. Это был крутой старт. Нужно было с нуля спроектировать дизайн проекта, не имея ни плана, ни сотрудников. За 9 месяцев мы собрали команду, с которой выпустили хороший продукт, через него прошло уже больше 20 тысяч пользователей. Вообще за такую работу дизайнер отдал бы почку без раздумий: выйти из школы и получить возможность вести целый проект.

Я пошла на самую маленькую зарплату в компании, но даже она позволила мне приумножить заработок почти вдвое. Суммарно с 2017-го по 2019 год я потратила на переобучение 200 тысяч рублей. Чтобы «отбить» потраченные деньги, мне понадобился год.

На запуск стартапа ушло где-то 9 месяцев. Моя основная работа там закончена, сейчас я сотрудничаю с ним в качестве консультанта. После этого успела поработать ещё на двух проектах. Сейчас я работаю в сфере «бизнес для бизнеса» (B2B), и мне тут очень нравится. Хотя многие, особенно молодые дизайнеры, её не любят. А мне эта аудитория кажется отзывчивой и доступной, интересно выяснять, что у кого «болит».

Там много личного контакта. Недавно на исследовательском интервью для одного проекта пользователь мне жаловался, что не спит несколько ночей каждый месяц из-за того, что должен руками поправлять системные отчёты. Оказалось, там сущая ерунда, которую можно легко исправить и подарить человеку спокойный сон.

Я не думала, что всё так удачно сложится. Что буду делать не только интересную, но и полезную для людей работу. Меня завораживает изучение того, как люди думают и принимают решения. В будущем хочу углубиться. Дизайнер ай-ти продуктов — это широкая компетенция. Там и исследования, и статистика, и технологии, а ещё надо понимать, на каком языке программисты говорят. Но нельзя объять необъятное. Мне больше нравится исследовать и анализировать, так что планирую развиваться в этом направлении. Может быть, пойду в магистратуру.

Мои выводы

  • Найти себя никогда не поздно. Важно уметь слышать себя, ответственно подходить к своим интересам и нуждам. Первое, что я сделала, когда решила менять работу — составила список профессий, которые более-менее подходят мне по опыту или которым я могу обучиться, а затем ранжировала их по зарплатам.
  • Образование — это дорого, а кредит брать страшно. Но это риск, на который стоит пойти. Он должен быть обдуманным: нужно чётко спланировать бюджет и источники дохода на время учёбы.
  • Главное — настойчивость. Важно читать дополнительную литературу, ходить на профессиональные мероприятия, знакомиться с единомышленниками. А ещё — не отчаиваться, если что-то не получается, и верить в свои силы. У меня, кажется, получилось.
#личный опыт
#работа

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Лайфстайл/

Никогда не поздно: как заново построить карьеру после 50 лет

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru