header-image

Как учить детей финансовой грамотности: 5 простых правил

17.11.22

5 мин

Раньше говорить с детьми о деньгах было не принято и даже считалось чем-то стыдным. В современной России мало в какой семье возникает вопрос, учить ли детей разумно распоряжаться деньгами. Конечно, учить. СберСова делится несколькими простыми правилами, которые помогут родителям объяснить своему ребёнку азы финансовой грамотности.

Когда начинать

Никаких чётко установленных правил или единой точки зрения, в каком возрасте начинать говорить со своим ребёнком про деньги, ни в мире, ни в России не существует. Большинство психологов и педагогов считают, что лучший возраст для первых домашних уроков финансовой грамотности — пять лет. Но, конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

С 2022 года финансовую грамотность начали официально преподавать во всех российских школах. Такого отдельного предмета в школьной программе нет, но есть специальные курсы финграмотности внутри уроков математики, обществознания, окружающего мира и географии.

Мы же расскажем о способах научить детей дошкольного и раннего школьного возраста обращаться с деньгами.

Правило первое. Объясните ребёнку, что такое деньги и для чего они нужны

Начать разговор с малышом о деньгах лучше с того, как люди торговали, получали еду, одежду, игрушки и сладости, когда никаких денег ещё не было. То есть на простых примерах объяснить, что такое натуральный товарный обмен: корову меняют на кур, бусы или кувшин из глины — на хлеб, осла — на фрукты или овощи. Сказки и наглядные примеры — отличный способ учить детей.

Расскажите про три главные проблемы, из-за которых обмениваться товарами было непросто, невыгодно, а иногда и просто невозможно.

  • Во-первых, некоторые товары физически трудно доставить до места обмена из-за их размера (или характера): тот же осёл очень упрям и точно весит больше, чем какие-нибудь яблоки или помидоры, на которые их хотел выменять его хозяин.
  • Во-вторых, некоторые товары для обмена было очень сложно или невозможно разделить на части: если у вас есть коза, но нет хлеба, как поделить козу, чтобы получить достаточно хлеба? А отдавать целую козу за одну буханку слишком невыгодно.
  • В-третьих, некоторые товары быстро портились: холодильников тогда тоже не было. Невозможно обменять, например, протухшее мясо на что-нибудь съедобное или полезное в хозяйстве.

И тогда люди додумались до чуда — создали «товар товаров». Он не портится, его легко разделить на части и донести до места обмена (хотя нагруженный монетами мешок тоже мог быть очень тяжёлым, но эта тяжесть была его обладателям в радость). Таким «товаром товаров» и стали деньги. А началось всё с монет.

Пример

Чтобы лучше объяснить детям, что такое деньги, Елена, мать троих сыновей, раскладывает перед ними монеты и купюры всех существующих в России номиналов. Она рассказывает детям, что все эти монеты и купюры — деньги, а национальная валюта России — рубль. Что в других странах тоже есть свои валюты и свои монеты и купюры разных номиналов, часто таких же, как и у рубля. А номинал каждой монеты и купюры всегда можно прочитать прямо на ней. По словам Елены, хороший способ показать детям, что такое деньги — решать с помощью этих монет и купюр простые арифметические задачи. Например, набрать из шести монет и купюр разного номинала сумму в 90 рублей: купюра 50 рублей, три монеты по 10 рублей и две монеты по пять рублей. Заодно и по математике можно подтянуться.

Правило второе. Научите ребёнка пользоваться деньгами

Личный пример и личный опыт — лучшие учителя. Ребёнка с 5-6 лет можно уже не просто брать с собой в разные магазины, но и постепенно учить его платить за покупки. Начинайте с того, что особенно нравится малышу. Например, с оплаты сладостей или игрушек.

Покажите ребенку и то, как платить наличными, и другие виды оплаты: банковской картой или телефоном. Пусть ваш сын или дочка сами попробуют заплатить в магазине под вашим контролем. А вот оплачивать покупки в интернете лучше учить несколько позже, чтобы ребёнок втайне от вас не начал сам что-то покупать.

Пример

У Марины двое детей: дочери семь лет, сыну — четыре года. Со старшим ребёнком мама иногда играет в магазин, где в качестве оплаты за покупки выступают настоящие деньги. Дочь не только знает, как выглядят монеты и купюры всех номиналов, но и стала намного лучше считать. А когда дети бывают в настоящих торговых точках, родители позволяют им на кассе поднести карту к терминалу. Так с самого раннего возраста дети погружаются в мир финансов.

Правило третье. Объясните, как зарабатывают деньги

Поначалу детям кажется, что деньги живут в тумбочке, в родительском кошельке, внутри банковской карты или прямо в телефоне, которым платит мама или папа. Самое время объяснить ребёнку, откуда у вас дома на самом деле появляются деньги.

Расскажите про свою работу и зарплату, когда и сколько денег вы получаете. Детям в 9-10 лет уже можно рассказывать про разные виды оплаты труда: почасовую, фиксированную, плату за отдельные проекты. Расскажите, что можно зарабатывать на постоянной работе фиксированную сумму, можно искать другую дополнительную работу (подработку), которая прибавит денег в семье. Или заняться бизнесом, своим делом: тогда у вас не будет начальника и стабильной зарплаты, но появится шанс заработать больше, чем на постоянной работе.

Обычные разговоры с ребёнком на тему, кем бы он хотел быть, когда вырастет, постепенно можно дополнять беседами на тему, сколько денег и как он хотел бы зарабатывать. Разговаривая про разные виды работы как источник денег в семье, вы заодно поможете ребёнку с выбором профессии и лучше узнаете его интересы.

Пример

Сергей объяснил своему сыну, что работает бухгалтером в строительной компании. Он не просто рассказывает, сколько зарабатывает за месяц, но и постоянно показывает мальчику, как они с мамой ведут домашний бюджет: записывают ежедневные расходы и месячные доходы. Их сын видит, на что каждый месяц родители тратят деньги, сколько уходит на него самого, на его развлечения и занятия. Он также видит, на сколько их доходы каждый месяц больше или меньше расходов. По мнению Сергея, так их мальчик лучше научится ценить труд родителей и поймёт, откуда берутся и как расходуются деньги в семье.

Правило четвёртое. Давайте ребёнку карманные деньги

Когда ребёнок научился платить и понимает, откуда в семье берутся деньги, пора приучать его разумно тратить.

Лучший способ научить ребёнка вести бюджет и соразмерять траты с возможностями — регулярно давать ему карманные деньги. Можно также поощрять конкретными суммами по конкретным поводам: например, на день рождения, на Новый год, после окончания очередного учебного года. Так ребёнок поймёт смысл премий и бонусов, которые получают взрослые.

Давать ребёнку небольшие заранее оговорённые суммы на карманные расходы желательно регулярно и в конкретный срок — например, утром в понедельник перед началом учебной недели или в пятницу на неделю вперёд. Каждый год можно немного увеличивать сумму регулярных карманных денег. Заранее обговорите цель траты карманных денег либо просто давайте какую-то сумму и позволяйте ребёнку тратить её по собственному усмотрению.

При любом варианте выдачи карманных денег родители должны придерживаться правил, о которых договорились с ребёнком. Обманывать нельзя: честность — главный принцип в финансовых делах и основа финансовой грамотности.

Пример

Наталья даёт дочери 500 рублей на покупку мармелада на вес и договаривается с продавцом, чтобы тот не продавал товара больше, чем на такую сумму. По условиям дочь не может потратить больше этой суммы, но внутри бюджета может выбирать любой мармелад. По словам Натальи, главный смысл такого упражнения — приучить ребёнка к тому, как не выходить за пределы бюджета и учиться ограничивать свои желания.

Правило пятое. Приучайте ребёнка копить деньги

Момент этого урока финансовой грамотности вы не пропустите при всём желании, его подскажет сам ребёнок. Как только он захочет купить дорогую вещь — гаджет, скутер, велосипед — ваш выход. Объясните, что сразу раскошелиться на такую дорогую покупку вы не можете, но пусть ваш ребёнок накопит на неё сам из карманных денег. В качестве поощрения можно выдать ему сверхплановую сумму.

Заодно посчитайте с ребёнком, сколько денег у него уже есть, сколько стоит та желанная вещь, которую он хочет купить, и сколько времени ему придётся копить, чтобы получить свой приз. Если за время ожидания ему расхочется — не пострадает ни он сам, ни семейный бюджет. А если желания и терпения хватит, долгожданная покупка станет для него особенно ценной. И у него будет вполне оправданное ощущение, что он заработал (хотя на самом деле накопил) эти деньги сам.

Второй способ научить ребёнка копить — открыть ему в банке специальный детский вклад и рассказывать обо всех пополнениях. По желанию самого ребёнка вы можете зачислять на этот вклад часть его карманных денег.

Пример

Сын Виктора попросил новый велосипед. До дня рождения мальчика оставалось полгода. Велосипед стоил 20 069 рублей. Мальчику давали по 5000 рублей в месяц на карманные расходы. Виктор предложил сыну подождать дня рождения или в течение четырёх месяцев копить на велосипед из карманных расходов. Ребёнок согласился копить. Через три месяца родители добавили ему сверх обычных карманных денег в качестве поощрения ещё 5000 рублей, и он купил велосипед вдвое быстрее, чем получил бы его на день рождения.

Эти пять простых правил помогут вам научить своих детей основам финансовой грамотности. А дальше с помощью школы, многочисленных онлайн-курсов и на личном примере уже можно учить быстро растущих детей пользоваться множеством разнообразных финансовых продуктов.

#дети
#родителям
#технологии

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Родителям/

Как учить детей финансовой грамотности: 5 простых правил

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru