Помощь без обмана: как распознать мошенников в благотворительной сфере

01.04.22

8 мин

header-image

Каждый из нас видел в сети такие публикации, после прочтения которых рука сама тянется за кошельком. И речь не о рекламе, не о потреблении, а о просьбах помощи и самой естественной реакции на них — желании помочь ближнему. К сожалению, на нём пытаются нажиться и мошенники. Журналист Анна Дубровская и специалист по кибербезопасности Александр Вураско разбираются, как сделать так, чтобы помощь ушла адресату, а не была перехвачена по пути.

Отношение к благотворительности во всём мире становится более осознанным, и Россия здесь не исключение. По данным опроса ВЦИОМ, если в 2006 году теоретически выигранный в лотерею миллион долларов полностью или частично отправить на благотворительность был готов каждый десятый опрошенный (11%), то в 2021 году — почти каждый второй (43%). При этом исследование показало, что чем люди старше, тем выше среди них доля тех, кто готов пожертвовать свободные денежные средства на добрые дела.

Но не всегда желание помочь тем, кто в этом действительно нуждается, достигает цели. Есть множество примеров того, как люди хотели помочь больному ребёнку или собаке из приюта, а в результате перевели деньги мошенникам.

Схема обмана всегда одна и та же — в соцсетях или на фейковом сайте благотворительного фонда рассказывается душещипательная история, как несколько месяцев или лет с трудом спасали ребёнка, котёнка или щенка, но сейчас ситуация критическая, и деньги нужны очень срочно.

Сердобольные люди начинают распространять эту информацию, а для большей правдоподобности она часто сопровождается видео и фотографиями. Причём сканы историй болезни детей и фотографии спасённых животных могут быть настоящими. Просто собирают деньги другие люди. А реальные благотворители уже собрали денежную помощь. Или не успели собрать…

Одна из ловушек в такой схеме мошенничества заключается в том, что люди сами распространяют эту информацию, предварительно её не проверив. Из-за этого доверие к «благотворительному» сбору повышается. Возможно, сам человек не поверил бы встреченному в интернете посту, но он видит, что его разместил знакомый, которого он хорошо знает, и автоматически верит в правдивость истории.

Как растёт спрос на благотворительность

За последние годы Россия поднялась со 124 на 67 место в Мировом рейтинге благотворительности. Все три показателя (денежные пожертвования, помощь незнакомым людям и волонтёрство) улучшились, и совокупный индекс составил 33% (для сравнения, в 2018 году — 25%).

Благодаря открытым отчётам крупных благотворительных проектов можно наблюдать, как собирают деньги и как они впоследствии расходуются. Здесь есть возможность выбрать направление, которое близко именно вам. Но иногда в соцсети появляется срочный призыв о помощи, и начинает казаться, что без тебя никак. В этот момент надо выдохнуть, отключить эмоции и включить логику.

Как обманывают злоумышленники

Главный принцип работы псевдоблаготворителей в целом известен, но различаются схемы, которые они используют. Бывает, что мошенники с успехом обманывают не только тех, кто совершает благотворительные переводы, но и тех, кто сам работает в благотворительных организациях.

Во втором случае речь может идти о предоставлении якобы полезной и бесплатной информации, размещённой на открытом ресурсе и при скачивании заражающей компьютер сотрудника благотворительного фонда. Ещё один вариант — фейковые поставки, когда злоумышленник предлагает необходимые для фонда расходники по привлекательной цене от индивидуального предпринимателя или юрлица, но по факту либо вовсе не присылает товар, либо присылает не того качества и не в том объёме.

И всё же наиболее популярен обман именно граждан, готовых помочь человеку или животному в сложной ситуации, особенно если речь идёт о спасении жизни.

Пожалуй, самая распространённая сейчас схема — это посты в соцсетях. Злоумышленники могут создавать целые страницы, аккаунты и группы, представляясь волонтёрами, фондами, передержками или приютами. Здесь нередко можно встретить даже полное копирование страницы настоящего приюта. На ней, как правило, не будет указан адрес приюта, но обнаружится электронный адрес для связи, и вам будут активно отвечать на сообщения, предоставляя фотографии по запросу.

Ещё одна популярная схема — фишинг. Обычно это слово слышат клиенты банков или покупатели товаров, но на самом деле эта схема распространена повсеместно. Её суть заключается в получении личных данных пользователей. Это могут быть как платёжные данные карты, так и просто логин с паролем от сайта или мобильного приложения.

Нередко злоумышленники создают для этих целей сайты-двойники известных фондов или присылают письма от них (даже адрес почты может выглядеть как официальный адрес фонда). В таких письмах содержится либо вредоносное вложение, либо просьба перейти по ссылке, которая окажется трояном.

Как не пожертвовать деньги мошеннику

Главное правило при совершении благотворительного перевода — получить максимум информации о том, кому вы собираетесь перевести средства и на что они пойдут. По возможности следует также запросить отчёты о ранее потраченных средствах — настоящие волонтёры, приюты и фонды в этом никогда не откажут. При этом, например, частник может прислать отчёт по целевому использованию средств даже вам лично, а крупный фонд, скорее всего, выложит большой отчёт о расходах на своём сайте.

Существует мнение, что лучше помогать не деньгами, а вещами — купить и привезти лекарство тяжелобольному ребёнку или корм для собачьего приюта. Считается, что мошенник не будет заинтересован в неденежной форме помощи. На самом деле это не так, потому что лекарство в нераскрытой упаковке, радиатор для обогревания вольера и даже новую пачку пелёнок можно впоследствии перепродать.

Если вы выбрали именно благотворительный фонд

  1. Проверьте, существует ли он на самом деле (например, здесь). На СберВместе находятся только проверенные фонды, которым можно доверять.
  2. Убедитесь, что в поисковой выдаче вы переходите именно на официальный сайт фонда. Так, если под ссылкой на сайт фонда стоит пометка «реклама», стоит насторожиться, как и при наличии двух похожих ссылок, одна из которых будет с опечаткой. Вообще лучше взять за правило — и это касается не только благотворительности — никогда не переходить по ссылкам, а всегда самому вбивать адрес сайта.
  3. Посмотрите, какая именно информация представлена на сайте фонда, все ли контакты там указаны, позвоните по телефону, чтобы пообщаться с сотрудниками. Уточните, куда именно можно перевести средства. Если вам предоставят не реквизиты счёта юридического лица, а номер личной банковской карты или онлайн-кошелёк, то делать перевод не стоит.
  4. Спросите знакомых, слышали ли они когда-нибудь о заинтересовавшем вас фонде, переводили ли ему средства, предоставил ли фонд отчёт о тратах. Не забудьте также поискать информацию о фонде в СМИ. Конечно, это не может на 100% гарантировать прозрачность деятельности фонда.
  5. Не проходите мимо так называемых «отзовиков» — сайтов, на которых любой желающий может оставить своё мнение о той или иной компании. Зачастую именно там можно узнать о самой неприглядной стороне деятельности какого-либо фонда. По этой же причине ознакомьтесь с комментариями под постами фонда в его социальных сетях. Отсутствие у фонда профилей в соцсетях также должно насторожить вас.

Если вы решили помочь приюту

  1. Первым делом узнайте его адрес (злоумышленники не будут давать его) и поезжайте туда. По количеству «постояльцев» приюта и условиям их содержания можно понять, насколько давно он создан и для каких целей. Как правило, в настоящем приюте будут рады любой помощи и с удовольствием перечислят, что требуется на постоянной основе (еда, одежда, игрушки, канцелярские принадлежности, утеплители на зиму, средства гигиены), а также расскажут, когда можно приходить в гости и как правильно общаться с жителями приюта, чтобы не ранить их с психологической точки зрения — особенно если вы не планируете сделать кого-то из них частью своей семьи, а приезжаете пообщаться и помочь.
  2. В некоторых приютах правила будут строже — например, такие организации смогут принять только новые вещи, нередко с бирками, или, наоборот, откажутся принимать что-то. Не удивляйтесь, а просто спросите, чем ещё можно помочь.
  3. Следует отметить, что в благотворительной сфере существует особая категория людей — волонтёры. Они не являются сотрудниками фондов или, например, собачьих приютов, но помогают, чем могут, и также нередко собирают деньги на своих подопечных.

Если вы хотите оказать помощь конкретному волонтёру

  1. Обращайтесь только к тому, кого знаете лично и за чьей благотворительной деятельностью наблюдаете хотя бы пару лет.
  2. Советы хороших знакомых — тоже вариант, но они должны быть уверены в добровольце, которого рекомендуют, как в самих себе.
  3. Использование полученных частными волонтёрами средств практически невозможно проконтролировать, поэтому здесь нужно быть особенно внимательными.

Если вы решили откликнуться на просьбу в соцсети

  1. В первую очередь нужно посмотреть на неё критически. Сборы без посредников в лице фондов или НКО встречаются действительно часто. И иногда они настоящие, за ними стоят реальные люди, которые пытаются хоть так помочь родственнику или другу. Проблема в том, что по статистике на каждое реальное объявление приходится десяток размещённых мошенниками «клонов» с подменёнными реквизитами и сотня откровенных фальшивок.
  2. Неважно, в каком формате подано объявление, вариаций достаточно: картинки с реквизитами, комментарии под популярными постами, специально созданные страницы. Доверять им нельзя. Первое, что вам необходимо сделать — это убедиться в реальности объявления. Поищите аналогичные по фотографии, имени и прочим реквизитам. Проверьте, есть ли возможность списаться с организаторами сбора (например, родителями или представителями ребёнка); соответствуют ли данные банковской карты тем сведениям, которые указаны в объявлении.
  3. Злоумышленники всегда апеллируют к эмоциям, заставляя вас как можно быстрее перечислить требуемую сумму. Не торопитесь. Если у вас есть хоть минимальные сомнения, не переводите деньги.

Как не навредить

Мошеннические призывы к благотворительности не обязательно направлены на то, чтобы опустошить ваш кошелёк, однако от этого они не становятся менее опасными.

Все наверняка видели распространяемые в соцсетях и мессенджерах трогательные посты о поиске новых хозяев для собак или кошек в связи с ликвидацией приюта или питомника. Как правило, речь идёт о редких и дорогих породах, а в случае неудачи зверям грозит усыпление. Классическим примером такого объявления является сообщение о ликвидации питомника служебных овчарок, которое ходит по интернету уже лет 10.

Но ведь это объявление не несёт финансовой угрозы, скажете вы, и будете совершенно правы. Только вот текст сообщения содержит реальные телефоны и имена людей, которые будут получать сотни звонков и до хрипоты объяснять звонящим, что у них нет и не было никаких овчарок.

Такие объявления являются отличным примером самораспространяемого информационного оружия: достаточно лишь раз запустить их, и пользователи будут самостоятельно их продвигать, бескорыстно помогая злоумышленникам в достижении их цели — например, атаки на обычных людей, чем-то помешавших мошенникам.

#мошенничество
#безопасность

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Безопасность/

Помощь без обмана: как распознать мошенников в благотворительной сфере