Купи, продай, не потеряй: как безопасно покупать и продавать в сети

21.02.22

7 мин

header-image

Чтобы продать что-нибудь ненужное или купить нужное, ещё 20-30 лет назад приходилось штудировать газеты или самому размещать в них объявления. Теперь в нашем распоряжении есть онлайн‑маркетплейсы — торговые площадки в сети, которые сделали этот процесс проще и удобнее. Правда, пользуются ими не только честные люди, но и мошенники. О том, как распознать их уловки и уберечься от них — в нашем материале.

Популярность интернет-торговли росла вместе с распространением самого интернета, а в последние два года онлайн‑покупки благодаря пандемии стали неотъемлемой частью жизни большинства россиян. Люди оказались заперты в своих домах и квартирах, двери магазинов закрылись, но желание потреблять или избавляться от ненужного осталось. Оно и было реализовано посредством сделок в сети.

Мошенники не преминули этим воспользоваться — ещё 10 лет назад вероятность нарваться на обман в соцсети или на сайте объявлений была относительно невысока, а сейчас эта проблема стоит необычайно остро. Жертвами злоумышленников становятся десятки тысяч людей, а их потери исчисляются миллиардами рублей.

Комбинаторы на удалёнке

Онлайн-сделки отличает то, что продавец и покупатель общаются дистанционно. Пользователи не способны узнать, кто именно находится по ту сторону монитора, не могут взглянуть в честные или не очень глаза контрагента. При этом существует иллюзия знания — ведь мы можем ознакомиться с профилем в соцсети, узнать номер телефона, имя или прочитать отзывы (часто даже хвалебные). Важно помнить, что на самом деле этой информации недостаточно. Профиль может быть фальшивым, имя вымышленным, отзывы — купленными. Даже профессиональный аналитик не возьмётся делать выводы о человеке, бросив беглый взгляд на такой набор данных.

Другая проблема удалённой сделки в том, что проверить качество товара заранее невозможно. Нередки случаи, когда покупатели получают кирпич вместо смартфона и кусок хозяйственного мыла вместо эксклюзивной бомбочки для ванны. Парадокс в том, что добросовестные покупатель и продавец легко загонят себя в патовую ситуацию, пытаясь договориться — «утром деньги, вечером стулья», или всё‑таки наоборот. А вот мошенники — неважно, обрабатывают они покупателя или торговца — всегда пойдут навстречу и будут имитировать готовность на любые проверки и уступки.

Интернет-торговля популярна у мошенников по простой причине: злодейство проще организовать и реализовать, нежели в реальной жизни — никаких встреч с жертвами, нет ни демонстрации товара, ни передачи наличных. Лишь электронная коммуникация, отправка фотографий, перевод денег на банковскую карту или электронный кошелёк.

Кроме того, в последние годы получила развитие концепция криминального бизнеса как услуги. Опытные злоумышленники создают всю необходимую инфраструктуру для обмана, обеспечивают безболезненный вывод похищенного. Схему под ключ потом сдают в аренду исполнителям, которые, как правило, за скромный процент делают чёрную работу — общаются с жертвами, размещают объявления. Так в криминальный бизнес оказываются втянуты тысячи молодых людей, жаждущих лёгких денег.

Доставка иллюзий — медленно и затратно

Основные торговые площадки борются с мошенничеством, но количество фейковых объявлений остаётся стабильно высоким. Для пользователя это значит, что от злоумышленников он не застрахован. Неважно, о какой операции идёт речь и в какой роли выступает человек — продавца, покупателя, рассерженного клиента, требующего возврата — в каждом из этих случаев он может стать жертвой. Разберём подробнее, как.

1. Купить нужное

Подходящее предложение находится практически сразу. Объявление часто сулит выгоду — цену не набивают или она даже ниже других предложений. Кстати, такая скидка — часто один из признаков мошенничества. Продавец отвечает быстро, но как‑то скомканно. Ссылаясь на неудобство чата площадки, сразу предлагает перейти в другой мессенджер.

Мошенники понимают, что более привычные приложения для случайного клиента удобнее чата на сайте. Именно эту тягу к комфорту они используют, чтобы обойти мониторинг торговых площадок — там переписка контрагентов тщательно анализируется, чтобы выявить подозрительные действия. Так что перевод беседы в сторонний мессенджер — первый сигнал о том, что «на проводе» именно мошенник.

На личную встречу продавец не согласится или явиться не сможет. Болезнь бабушки, срочная командировка — в ход пойдут любые отговорки. Вместо встречи покупателю предложат доставку и тут же пришлют ссылку или QR‑код. В этот момент нужно быть внимательным. Дело в том, что сайт, который откроется по ссылке или QR‑коду, вполне может быть фальшивкой. Такие подделки могут имитировать уже существующие, хорошо зарекомендовавшие себя сервисы или даже страницы самой площадки. Введя данные карты (наверняка они потребуются для оплаты товара или доставки), вы тут же передадите их мошенникам. Типичный фишинг.

2. Продать ненужное

Схема очень похожа на предыдущую. Только разводить будет покупатель, который обязательно заявит о том, что ему нужна доставка или гарантии. Та же ссылка или QR‑код, фишинговый сайт за ней — правда, теперь данные карты потребуются якобы для того, чтобы получить оплату по сделке. Стоит ли говорить, что они не поступят, а наоборот, будут списаны с карты.

Эту схему можно встретить не только на сайтах объявлений. Предлагая скидки, выгодные и эксклюзивные условия, они заманивают пользователей с одной целью — чтобы затем жертвы оставили на фейковом ресурсе данные банковской карты.

Не менее уязвимы и те, кто совершают сделки в соцсетях. Там может создаваться иллюзия прозрачности торговца и возможности влиять на его репутацию через отзывы и жалобы администраторам групп. Стоит помнить, что профиль в соцсети может быть поддельным, а администраторы едва ли отреагируют на ваши жалобы. Варианты плохого исхода разнообразны, учитывая, что оплата и доставка разнесены во времени. Покупатель переводит деньги на чью‑то карту и потом ждёт посылку. Обнаружится ли в ней желаемое и будет ли что‑то вообще — неизвестно.

3. Защита прав потребителей

Этот сценарий подразумевает, что деньги за покупку уже переведены, а товар не доставлен. Продавцы будут вежливо извиняться, объяснят, что произошла ошибка, предложат оформить возврат — конечно же, через очередной подложный сайт, на котором попросят ввести данные карты. Финал, полагаю, понятен. Есть у этого сценария и более изощрённые варианты, когда пользователь сам находит поддельные юрфирмы или пытается воспользоваться услугами «решал», обещающих помочь.

Не доверяй и проверяй

Главное оружие против мошенников — внимательность и осмотрительность. Они работают по шаблонам и редко отходят от них. Так что постарайтесь разрушить сценарий — настаивайте на личной встрече и передаче денег из рук в руки после проверки товара. Не позволяйте тянуть время, не верьте отговоркам о визите тётушки из Бразилии, которая привезла редкий грипп.

Кроме того, помните, что в безопасности должны быть не только деньги, но и ваши личные данные — например, номер телефона. Мы уже говорили, что не нужно переходить в сторонние мессенджеры. Помимо того, что крупные платформы защищают своих пользователей и отслеживают переписку на предмет признаков мошенничества, они ещё и скрывают номера. То есть человек таким образом защищён от излишнего внимания со стороны криминала.

Не нужно соглашаться на условия, которые вы не понимаете до конца. Типичный пример — сделка с гарантом.

Это действенный инструмент. Но проблема в том, что мошенники научились делать сайты, имитирующие страницы самых разных гарантов. Если хочется прибегнуть к такому посредничеству — нужно найти респектабельный сервис самостоятельно и через официальный сайт выполнить все действия. Любые сомнения решайте через службу поддержки. Её сотрудники хорошо знают все популярные приёмы мошенников и помогут вам вывести злоумышленников на чистую воду.

Очевидное, но оттого не менее важное — нельзя оставлять данные банковской карты на сомнительных сайтах. Нужно проверять дату регистрации домена и сведения о его владельце — это можно сделать самостоятельно через сервисы WHOIS, а если задача кажется сложной — обратиться за помощью. Если контрагент присылает в мессенджере ссылку на сайт, где требуется ввести данные карты — высока вероятность того, что это фишинг.

Всегда нужно внимательно проверять назначение и сумму операции. Они указаны в СМС‑сообщении с кодом для подтверждения операции. Нередки случаи, когда под видом платежа злоумышленники пытаются получить доступ к аккаунту в системе онлайн‑банкинга.

Малейшее несоответствие — повод отменить операцию и уведомить банк об инциденте. Кроме того, не стоит использовать для сделок в сети карту, на которой находится значительная денежная сумма. Заведите отдельную — например, виртуальную с ограниченным лимитом и подтверждением каждой операции по СМС.

#мошенничество
#безопасность

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Безопасность/

Купи, продай, не потеряй: как безопасно покупать и продавать в сети