Первый сценарий: вы внезапно получаете сообщение о списании денег со счёта или уведомление о том, что кто-то вошёл в личный кабинет системы онлайн-банкинга. Важным условием в данном случае является тот факт, что вы сами не предпринимали никаких действий: не оплачивали покупки, не диктовали по телефону номер карты и код из СМС, ваша банковская карта не утеряна и не украдена, то есть сама ситуация является для вас неожиданной.
Второй сценарий: встреча с мошенниками. Варианты сетевых мошенничеств предельно разнообразны: это и фейковые интернет-магазины или платёжные системы, сайты несуществующих организаций, объявления на различных торговых площадках, голосовой фишинг (звонки якобы от сотрудников банка или представителей иных структур) и многое другое. Ключевым отличием второго сценария является то, что в данном случае, будучи введёнными в заблуждение, вы сами совершаете необходимые злоумышленникам действия: вводите данные карты на фейковом сайте для оплаты покупки, сообщаете код из СМС или переводите деньги на чужой банковский счёт.
Как только вы поняли, что вас обманули, или увидели сообщение о несанкционированном списании денег, немедленно позвоните в банк. Подробно расскажите оператору о случившемся и попросите его заблокировать карты и доступ к счетам. Помимо обращения по телефону, вам также может потребоваться посетить банк и написать соответствующее заявление.
Сделать это можно двумя способами: лично прийти в территориальный отдел полиции с заявлением или подать электронное сообщение на сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации. Также можно позвонить по номеру 112 и сообщить о случившемся. В последнем случае оператор либо направит к вам сотрудника полиции, либо сообщит, куда необходимо подъехать для подачи заявления.
Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме. Если вы не согласны с принятым решением, вы вправе обжаловать его.
Вы можете обратиться в полицию, не выходя из дома, оставив обращение на сайте Министерства внутренних дел или регионального главка. Форма подачи электронных обращений доступна на главной странице сайта в разделе «Для граждан» или по ссылке.
В рассматриваемых нами ситуациях в открывшемся списке подразделений следует выбрать «Управление ''К'' МВД России» и нажать кнопку «Продолжить». После того, как вы прочитаете информацию о порядке рассмотрения обращений и поставите галочку, вы можете приступать непосредственно к заполнению формы обращения. Требования к описательной части в данном случае ничем не отличаются от требований к письменному заявлению: вам необходимо максимально подробно описать всё произошедшее и при необходимости прикрепить электронные копии подтверждающих документов. Помимо основного текста, в обращении следует указать своё имя, адрес электронной почты и контактный телефон для возможности оперативной связи с вами.
Этим вопросом задаются многие люди, ставшие жертвами сетевых злоумышленников, тем более, если сумма хищения невелика. Причинами таких колебаний является и недоверие полиции, и опасения по поводу бюрократической волокиты, и сомнение в благополучном исходе ситуации.
Одной из причин расцвета интернет-преступности является уверенность злоумышленников в собственной безнаказанности. Да, расследование преступлений в сфере информации и телекоммуникаций — это долгий и сложный процесс. Не стоит надеяться на то, что злоумышленника найдут через неделю после вашего обращения (хотя и такие случаи бывают). В то же время каждое новое заявление даёт полиции ещё одну крупицу информации, и из таких деталей впоследствии собирается единая картина сложного многоэпизодного преступления. Даже если вам не удастся вернуть похищенные деньги, ваше заявление наряду с десятками других подобных документов приблизит момент наступления наказания для злоумышленника. А неотвратимость наказания за совершённые преступления — это отличный способ демотивировать начинающих преступников и заставить их переосмыслить свою жизнь.
Вам понравилась статья?
В избранное
Сомнительные операции: как банки борются с мошенниками
Центробанк рекомендует кредитным организациям замораживать подозрительные операции клиентов или даже блокировать их карты. Для таких операций у регулятора есть целый список критериев, какие действия считаются подозрительными. Разбираемся, почему операции по вашей карте могут ограничить, как этого избежать и что делать в случае блокировки.
Единственные и неповторимые: как создавать надёжные пароли и управлять ими
Большая и важная часть нашей жизни проходит в цифровом мире. Соблюдать правила кибербезопасности сегодня так же обязательно, как и гигиену, иначе проблем не миновать. Мы расскажем, как без усилий создавать стойкие ко взлому пароли и управлять доступом к ним даже с десятка разных устройств.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru