header-image

Опасный возраст: как помочь пожилым родственникам не стать жертвой мошенников

23.05.23

6 мин

Каждый год злоумышленники обманывают в России тысячи пожилых людей, отнимая у них миллионы рублей. Наши бабушки и дедушки меньше всего защищены от мошенничеств в мире современных технологий и психологических приёмов, которыми пользуются злоумышленники. Рассказываем, как обезопасить родственников от атак аферистов.

В 2022 году объём мошеннических операций, проведённых без согласия клиентов банков, продолжил расти, подсчитал Банк России.

Наши бабушки и дедушки — одна из наиболее незащищённых категорий. Люди старшего возраста часто бывают слишком доверчивы, поэтому схемы их обмана самые простые и основаны преимущественно на эмоциональном воздействии.

Как обманывают

Больше всего пожилые люди боятся за своих родных — и этими страхами активно пользуются злоумышленники.

Схема следующая:

  • Первый мошенник звонит пенсионеру и начинает истошно кричать в трубку. Таким образом он повергает собеседника на другом конце провода в панику. Все действия злоумышленника направлены на то, чтобы вынудить пенсионера в какой-то момент назвать имя родственника, который, по мнению пожилого человека, ему звонит.
  • Дальше начинает действовать второй мошенник. Он представляется следователем, который занимается заведением уголовного дела якобы на родственника пенсионера, ставшего причиной ДТП в качестве водителя или пешехода.
  • По сути, следователь просит своеобразную взятку для стороны, пострадавшей от действий родственника пенсионера, или на операцию для самого родственника — сумму в 500-800 тысяч рублей или даже больше. Если такой суммы на руках у жертвы нет, договариваются на первое время обойтись имеющейся.
  • Задача злоумышленника — заставить пожилого человека не только отдать наличные накопления, но и снять дополнительно недостающие средства со счёта или вклада в банке.

Остальные схемы обмана основаны на похожих легендах. Самое опасное во всех этих способах вымогательства — то, что пожилые люди нередко называют мошенникам и свои адреса проживания, чтобы передать деньги наличными. Это может грозить не только потерей названной суммы, но и полноценным ограблением квартиры, если доверчивый пенсионер проживает один.

Поэтому в подобных случаях необходимо прервать разговор и сразу же перезвонить человеку, от чьего имени поступил звонок — чтобы убедиться, что у него всё в порядке.

Как защитить

Для родственников, которые на слово верят мошенникам, а нередко даже хранят записанный ПИН-код рядом с банковской картой, помощь должна быть комплексной. По согласованию с родственниками старшего возраста можно сделать следующее.

  • Перевести бо́льшую часть наличных накоплений пожилого родственника на вклад или накопительный счёт. Это может создать для мошенников дополнительную сложность при попытке быстро получить средства от пенсионера.
  • Установить пожилому родственнику ежедневный лимит на все операции по карте или счёту. Так мошенники смогут получить только небольшую сумму, дальше у них снова возникнут сложности. Конечно, пенсионер может отменить установленный лимит в отделении банка. Но обычно сотрудники кредитной организации обращают внимание на такое нетипичное платёжное поведение клиента, особенно пожилого, стараются узнать причину и объяснить, что здесь могут быть замешаны мошенники.
  • Договориться с родственником, что средства с карты в банкомате он будет снимать вместе с вами, и запретить ему сообщать другим людям при любых обстоятельствах любые сведения о карте. Даже если родственник нарушит эту договорённость, почти все его средства защитит уже установленный ежедневный лимит на траты.
  • Войти в мобильный банк вашего родственника на вашем телефоне. При этом вместо пароля выберите идентификацию по слепку лица или отпечатку пальца. Так ваш близкий человек сможет контролировать свой баланс и совершать онлайн-операции с вашей помощью, когда вы будете рядом, но сами вы доступа к его счетам иметь не будете. Это поможет соблюсти все правила банка.
  • Подключить совместные уведомления об операциях. Так вы будете получать в своём СберБанк Онлайн сообщения не только о своих доходах и расходах, но также о поступлениях и тратах близкого пожилого человека. Для использования услуги вы оба должны быть клиентами Сбера и иметь доступ к мобильному приложению банка.

Чтобы понять, насколько уязвимы ваши старшие родственники, попросите их ответить на 9 вопросов теста в мобильном приложении СберБанк Онлайн.

Выводы

  1. Нужно помочь вашим пожилым родственникам защититься от финансовых мошенников. Не стоит рассчитывать, что пенсионеры справятся со всем сами.
  2. Постарайтесь взять финансовые операции пожилых родственников под контроль по договорённости с ними и соблюдая правила банка, которым пользуется ваш близкий человек.
  3. Установите в отношениях со всеми родственниками одно простое правило — звоните друг другу посоветоваться или проверить информацию при любом малейшем сомнении:
  • если кто-то звонит одному из вас и говорит, что с другим членом семьи что-то случилось;
  • если есть любое подозрение в мошеннических действиях в отношении любого из вас;
  • если неизвестные люди просят кого-то из вас перевести им деньги или предоставить личные данные.

Можно даже установить дежурных по неделям. Дежурному смогут звонить все члены семьи, если сомневаются в своей безопасности или безопасности своих средств.

ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015.
#семья
#мошенничество
#безопасность

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Безопасность/

Опасный возраст: как помочь пожилым родственникам не стать жертвой мошенников