Дети VS взрослые: кто лучше разбирается в безопасном использовании банковских продуктов

07.12.22

9 мин

header-image

Меня зовут Иван, мне 17 лет, я учусь в 11-м классе. Два года назад после случая с моим другом Тимуром и его картой я всерьёз заинтересовался — что на самом деле знаю я, мои друзья, родители и вообще взрослые о безопасном использовании карт и других услуг банков. И насколько эти знания соответствуют реальности. И вот сейчас в рамках школьного проекта я провёл опрос среди одноклассников, их родителей и учителей, задавая одни и те же вопросы. Выборка у меня получилась не очень большая: 27 взрослых и 27 подростков. Но результаты опроса настолько меня удивили, что я решил ими поделиться с читателями СберСовы.

Однажды мой друг и одноклассник Тимур потерял банковскую карту, на которой совсем не было денег. Матери Тима ничего не сказал (чтоб не ругалась), но позвонил в банк на горячую линию. На вопрос оператора, нужно ли заблокировать карту, друг честно ответил, что не знает. В итоге карту не заблокировали. Через несколько дней бабушка перевела на эту карту 10 тысяч рублей в качестве подарка Тиме на 15-летие. И эти деньги почти сразу были потрачены злоумышленниками в магазинах города.

Прошло время, история с потерянной картой и 10 тысячами вскрылась, мама Тимы пошла ругаться с банком... Меня же в этой истории тогда больше всего удивило, что и Тимур, и его мама, и я сам были уверены — банк должен, даже обязан позвонить родителю, если с картой подростка что-то случилось. Но оказалось, что это всего лишь расхожее заблуждение, и банк вовсе не должен был это делать.

Заблуждения взрослых

Самым большим удивлением для меня было то, что взрослые (учителя и родители) оказались менее финансово грамотными, чем подростки 14-17 лет. В опросе было 17 вопросов, верно на все 17 не ответил никто. Один человек смог дать верный ответ всего на один вопрос, а 16 было неверных. Среднее же количество верных ответов у взрослых — 7,81. То есть меньше половины.

Популярной ошибкой взрослых оказалась убеждённость, что открыть счёт, карту или вклад клиент в возрасте 14-18 лет может только с согласия родителя — так считали 60%. Может быть, где-то это правило и работает, но знаю по опыту — не везде. Один банк проводил акцию «приведи друга и получи 500 рублей на счёт». Я увидел в этом возможность: почти весь класс по моей наводке оформил себе карты, а я на вырученные деньги купил новые колонки. Согласие мамы или папы ни мне, ни моим друзьям не потребовалось.

Ещё одно заблуждение взрослых — большинство (75%) уверены, что могут полностью контролировать операции подростка по карте или счёту, получить выписку, закрыть его счёт и даже отменить операцию. Но когда мой одноклассник почти все деньги тратил на спортивном тотализаторе, его мама чего только не делала, чтобы карту закрыть, установить лимит или как-то ещё прекратить его игру. Банк отказал во всём, так как она — «третье лицо».

То, что все вопросы банк будет решать именно со взрослыми, многим казалось очевидным — 30% были уверены, что при хищении средств с карты подростка банк сам подключит к проблеме родителя.

Не знают взрослые и то, какие банковские продукты доступны подросткам. Треть опрошенных не знали о подростковых картах, половина — что у школьника может быть отдельный счёт, две трети — о возможности открыть вклад. Но при этом трое опрошенных были убеждены, что кредитную карту школьник может получить в любом банке (точно нет, я пробовал, до 18 лет никак не получится).

А ещё 40% взрослых были уверены, что единственный реквизит карты, который нельзя называть — CVV (три цифры на обратной стороне), а полный номер, дату выдачи, имя и фамилию можно и на рабочем столе оставлять, и по почте или в мессенджере отсылать кому угодно — это безопасно. Видимо, не слышали взрослые про интернет-магазины, где отлично проходят покупки без CVV или кода из СМС.

22% взрослых были уверены, что при ошибочном переводе с карты на карту частному лицу достаточно позвонить в банк, и он сам вернёт деньги назад. Путались родители с учителями и в определении ситуаций, когда банк должен вернуть средства клиенту, а когда это уже дело полиции. 14,8% оказались уверены, что при переводе средств организации банк всё возвращает в автоматическом режиме — достаточно написать заявление.

Также большинство не видят разницы между операцией без согласия клиента и добровольным переводом денег на счета мошенников. Например, 81,5% взрослых уверены, что нет смысла обращаться в кредитную организацию, если мобильный банк взломали — банк ничего не вернёт. Между тем я консультировался в банке — он обязан по закону.

7% считают, что банк обязан вернуть деньги клиенту, если тот сам, своими руками перевёл их злоумышленникам на карту. Хотя такого закона как раз нет, и банк отправит вас в полицию.

85% взрослых даже не подозревают о прекрасной опции чарджбэк (chargeback), дающей возможность через банк вернуть деньги, если вы заплатили интернет-магазину на его сайте и тот не поставил товар. Однако даже я, школьник, пользовался этой опцией — это реально очень удобно и не сказать, чтоб очень сложно.

Четверть взрослых не слышали, что мошенники могут подделать телефон банка и позвонить с его номера от имени службы безопасности. Хотя об этом рассказывают всегда и везде, от телевизора до общественного транспорта. И 22% взрослых считают, что есть шанс позвонить по официальному номеру банка с банковской карты и нарваться на мошенников.

Заблуждения подростков

Честно скажу — при опросе я допустил одну ошибку и опросил не только своих одноклассников (16-17 лет), но и друзей брата (14-15 лет). И эти младшие, конечно, немного подпортили мне статистику, без них средний балл был бы выше. Но даже с учётом их недостаточной грамотности в среднем подростки верно ответили на 11 из 17 вопросов, трое дали верные ответы на все 17 вопросов (у взрослых таких не было).

Подростки в целом хорошо себе представляют, какие продукты им доступны, разве что младшие не знают про вклады. Но это и понятно — откуда в 14 лет деньги для вклада. И что мамино согласие не является обязательным для получения банковской карты, знают почти все, что тоже не может не радовать.

Но с родительским контролем большинство опрошенных прокололись — 52,9% уверены, что мать или отец могут в любой момент получить доступ к их счёту, контролировать все операции, даже отменять. Ошибались и одиннадцатиклассники, и ребята помладше. Правда, что банк не станет звонить маме в случае проблем с картой, знают 76,5% подростков.

По безопасному использованию банковских карт ребята оказались во многих вопросах более продвинуты. Лишь 11% посчитали безопасным называть полные реквизиты карты без CVV (в 4 раза меньше, чем среди взрослых). Но при этом 41,2% были уверены, что банк легко вернёт ошибочный перевод на карту другому человеку — достаточно лишь позвонить в кредитную организацию. Про чарджбэк в курсе 30% подростков, а что оплата через интернет отличается от перевода на расчётный счёт в плане возврата через банк, знали все 100%. О возможностях звонка с подменой номера банка были осведомлены 17,6%.

Вероятность нарваться на мошенников, позвонив по официальному номеру банка, допускают 23,5%. И все 100% подростков уверены (и не напрасно), что банк ничего не должен тем, кто своими руками перевёл деньги «службе безопасности банка». Про несанкционированные операции без участия клиента, то есть когда идёт взлом хакерами, знали чуть меньше половины.

Заключение

Лично для меня выводы очевидны: не только подростки, но и их родители должны научиться правильному обращению с картами и другими продуктами банков. Нам нужно чётко знать правила игры, свои права и риски. Причём учиться лучше всего не по скучным книжкам или на ошибках друзей, а чтобы было интересно. И в сложной ситуации не отвечать «не знаю», как мой друг Тимур.

#молодёжи
#безопасность
#банковские услуги

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Молодёжи/

Дети VS взрослые: кто лучше разбирается в безопасном использовании банковских продуктов

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru