20 мин • 1 вопрос
В каком возрасте уже пора начинать говорить с ребёнком о деньгах? Как с ним поговорить об этом? Надо ли использовать какие-то специальные слова и определения? Что вообще уже уместно, а что нет?
Когда пора давать карманные деньги и сколько? Надо ли контролировать, как он их тратит?
А если я сам не достиг финансовых успехов, как мне всё не испортить?
В этом уроке поговорим о возрастных особенностях детей и приоритетных задачах финансового воспитания, на которых стоит сфокусироваться родителям.
Траектория финансового развития — это путь от точки А, когда ребёнок ещё не владеет навыками, до точки Б, когда он имеет устойчивые умения и регулярно делает то, что приведёт его к финансовой грамотности и благополучию.
Траектория финансового развития у каждого ребёнка будет своей, уникальной.
Она зависит от большого количества факторов:
Не на все эти факторы мы можем влиять и контролировать степень их воздействия. Поэтому траектория может быть нелинейной.
Это значит, что разные финансовые навыки могут усваиваться у разных детей по-разному, в разные возрастные периоды и с разной степенью погружения.
Например, есть дети, которые уже в 6-7 лет делают первые шаги в инвестициях вместе со своими родителями, а есть те, кто в 13 не имеет своих карманных денег и опыта принятия самостоятельных финансовых решений.
А ещё каждому ребёнку свойственен личный стиль финансового поведения. И это тоже важно учитывать при его воспитании, применяя наиболее подходящие методы.
Приведём некоторые из личных стилей обращения с деньгами, которые выделяют эксперты по финансовому развитию детей.
Транжиры
Транжиры склонны тратить на эмоциях. Такой стиль в будущем может привести к проблемам с бесконтрольными тратами, кредитными картами и долгами.
Осторожные
Осторожные склонны копить и сберегать. Такое поведение в будущем может привести к упущенным возможностям и выгодам.
Организованные
У организованных с деньгами и системой их хранения всё в порядке: копилка, кошелёк, банковская карточка, учёт доходов и расходов. Важно, чтобы в будущем осталось место эмоциям и отношения с деньгами не превратились в сухую рутину.
Лёгкие
Они особо не думают о деньгах. В будущем такой стиль может привести к перекладыванию финансовых обязательств на других.
Целеустремлённые
Целеустремлённые склонны тратить меньше, чтобы достичь финансовой цели. Хорошие качества для финансового будущего.
Конечно, такое деление будет условным, потому что в одном человеке могут проявляться разные стили и разные качества. Но, как правило, один из вариантов будет доминировать.
От того, какой стиль преобладает в поведении вашего ребёнка, зависит стратегия финансового воспитания.
Например, если ребёнок — транжира, то целью финансового воспитания станет освоение навыков накопления денег и управления эмоциями. А для лёгкого малыша придётся искать подходящие моменты, когда его внимание будет сфокусировано на денежной теме. Например, это может быть ситуация, когда он захотел купить что-то крупное, а вы отказали ему в покупке, объяснив, почему так поступили.
В нашей программе мы будем придерживаться следующей возрастной шкалы:
Пройдёмся по всем этапам, чтобы обозначить, какие особенности развития присущи каждому возрасту и какие финансовые задачи актуальны для них.
В три года ребёнок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. У него развиваются речевые и познавательные навыки. Ребёнок хочет всё потрогать, пощупать, попробовать. Он постоянно требует вкусняшки, новые игрушки и не понимает, почему родители ему отказывают.
Нужно показать ребёнку атрибуты этого мира: монеты, банкноты, кошелёк. Объяснить, зачем нужны деньги — чтобы обменивать их на разные вещи: одежду, продукты, игрушки.
Идём дальше. 7-10 лет — это отличный возраст для активной практики обращения с деньгами. Дети идут в школу, где они получают новый финансовый опыт: самостоятельно покупают еду, платят за проезд и так далее. Появляются карманные деньги, которыми можно распоряжаться.
Можно завести детскую СберКарту. В этом возрасте дети вполне могут относиться к карте ответственно.
Как правильно ставить финансовые цели
У ребят появляется больше потребностей, больше свободы, а вместе с ней ответственности и рисков, с которыми они могут столкнуться в жизни. Несмотря на то, что физиологически это может быть периодом бурного роста и гормональных всплесков, многие ребята гораздо лучше понимают своё эмоциональное состояние и могут точнее определить, что часто совершают спонтанные покупки, хотят развивать свой эмоциональный интеллект.
В 11-14 лет дети способны научиться планировать бюджет на месяц и даже делать первые шаги в инвестициях.
В этом возрасте ребёнку полезно попасть в среду сверстников, наставников, которые могли бы помочь с решением вопросов вокруг денег и финансовых тем, но не были бы родителями, с которыми уже не обо всём и не всегда можно поговорить.
В 15-18 лет подростки готовятся к самостоятельной жизни: скоро наступят совершеннолетие и окончание школы. Они довольно много знают о финансовой грамотности. Разбираются в цифровой среде и могут легко найти ответы на вопросы. У них есть свои счёт и карта.
Ошибка | Что делать |
---|---|
1. Не умеют экономить, вести бюджет | Не бросайтесь добавлять денег. Хватит одного-двух раз, чтобы ребёнок научился контролировать свои желания и возможности и начал планировать расходы. |
2. Меряются кошельками | Для начала убедитесь, что ваш ребёнок не пытается купить дружбу или не столкнулся с вымогателями. Потом важно донести до него, что семьи бывают с разными достатком и разным подходом к карманным деньгам. Самоутверждаться за счёт избыточных трат неэтично, непрактично и глупо. |
3. Не соотносят цену и качество | Важно понимать — это учит выбору и даёт потребительский опыт. Пусть ваш ребенок сам поймёт, что лучше: купить одну пару качественных кроссовок или раз в неделю выкидывать дешёвые и некачественные. |
В какой-то момент вам может показаться, что время в финансовом воспитании вашего ребёнка безнадежно упущено. Соседский малыш намного ответственнее относится к деньгам, а ведь он на год младше! Не паникуйте. Постарайтесь убрать лишние эмоции, в них мало пользы. Помните, осознание проблемы — это половина её решения. А дальше алгоритм простой.
1. Разбираемся в причинах.
2. Составляем план действий. Как правило, нужно сделать несколько шагов назад и наверстать упущенное.
3. Определяем, какие ресурсы нужны, чтобы всё получилось: время, изменение привычек и т. д.
4. А потом действуем и время от времени проверяем результат.
Татьяна Загривная, автор книги «Финансы для детей. Пошаговое руководство по воспитанию предпринимателя», основатель клуба предпринимателей «Веселый палтус»
Научиться финансовой грамотности можно в любом возрасте, просто в детстве это даётся легче. Не переживайте, если ваш ребёнок пропустил какие-то этапы. Достаточно приложить некоторые усилия, и вы добьётесь хороших результатов.
Упражнение 2
Упражнение 3
Для выполнения вы можете использовать рабочую тетрадь.
В каком возрасте стоит начинать заниматься финансовым воспитанием детей?
Ответьте на все вопросы, чтобы проверить
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.