Как научить управлять карманными деньгами

Урок 1

Возрастные особенности и финансовые задачи детей 7-10 лет

10 мин

header-image

Дорогие родители, добро пожаловать на курс о финансовом воспитании детей 7-10 лет!

Этот курс продолжает программу, посвящённую финансовому воспитанию детей. Она состоит из пяти курсов:

  1. Как воспитать финансово грамотного ребёнка — базовый курс, который подойдёт всем родителям независимо от возраста детей.
  2. Как объяснить, откуда берутся деньги — курс для родителей дошкольников (3-6 лет).
  3. Как научить управлять карманными деньгами — курс, который вы сейчас изучаете. Подойдёт родителям детей 7-10 лет. На этом курсе мы обсудим возрастные особенности младших школьников, рассмотрим, какие финансовые задачи перед ними стоят, чем могут помочь родители. Поговорим о самых актуальных финансовых навыках и полезных упражнениях для финансового развития. Также расскажем о семейной практике и поговорим с экспертом о спорных вопросах финансового воспитания.
  4. Как привить финансовую осознанность детям. Этот курс подойдёт родителям подростков 11-14 лет.
  5. Как подготовить к самостоятельной финансовой жизни — для родителей старших школьников (15-18 лет).
header-icon

А вы знаете, какой вы родитель?

Откройте ваше мобильное приложение СберБанк Онлайн, вызовите виртуального ассистента Салют, нажав на зеленый шар, и спросите «Какой я родитель?»

Ответьте на несколько вопросов и узнайте, к какому типу родителей относитесь вы.

7-10 лет — период младшей школы — это отличное время, когда дети делают первые практические шаги в своей финансовой грамотности. И это уже не просто исследование того, как устроен мир экономики, но и собственное проявление в нём, когда можно и нужно учиться управлять деньгами на своём опыте.

Особенности развития детей от 7 до 10 лет

  • У детей 7-10 лет активно развивается мышление, восприятие мира и самоконтроль. Эти процессы меняют их поведение. Ребята начинают осознавать важность собственного «Я» и учатся смотреть на себя со стороны. У них развивается эмоциональный интеллект.
  • Дети идут в школу. Основным видом познавательной деятельности становится учебный, а не игровой. В начальной школе дети не просто овладевают определёнными знаниями, но ещё и учатся учиться. При этом мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Это значит, что ребёнок может рассуждать и строить логически верные выводы.
  • Важный навык, который приобретают дети младших классов — концентрация внимания. Дети могут дольше оставаться сосредоточенными на одном деле, и именно это позволяет им обучаться и развиваться эффективнее.
  • В школе дети осваивают новые правила поведения, выстраивают отношения с одноклассниками и учителями. В младшей школе закладываются морально-нравственные установки и ценности.
  • Дети по-прежнему очень эмоциональны, любознательны, доверчивы. Они легко проявляют свои чувства и действуют импульсивно, не думая о последствиях.
  • У учеников младшей школы всё ещё слабо развита сила воли. При неудаче они легко могут потерять веру в себя, поэтому им необходима поддержка родителей. Некоторые дети становятся капризными и упрямыми. Так они протестуют против школьных правил.

Теперь давайте посмотрим на этот возраст с точки зрения финансовых задач.

Задачи финансового воспитания

Возраст 7-10 лет — отличное время для реальной практики.

Именно в этот период у ребёнка точно должны появиться карманные деньги.

Малолетние дети имеют право совершать мелкие бытовые сделки, но пока не могут официально устраиваться на работу, за исключением нескольких профессиональных видов деятельности (например, съёмок в кино), и, соответственно, распоряжаться заработком и иными доходами. Материальную ответственность за жизнь детей несут родители. Если ребёнок причинит какой-то ущерб, возмещать его будут взрослые.

При этом растёт потребительская активность ребёнка. Увеличиваются его потребности, как в базовых вещах: школьная форма, учебники, так и в различных гаджетах, модных вещах, которые ребёнок видит среди сверстников. Теперь деньги могут понадобиться ему, чтобы погулять, провести время с друзьями или пойти на день рождения.

При этом растёт потребительская активность ребёнка. Увеличиваются его потребности — как в базовых вещах (школьная форма, учебники), так и в различных гаджетах, модных вещах, которые ребёнок видит среди сверстников. Теперь деньги могут понадобиться ему, чтобы погулять, провести время с друзьями или пойти на день рождения.

Ещё один момент — это каникулы. Родители планируют лагеря и дополнительные занятия, и на этом фоне могут возрасти расходы в семейном бюджете. Эти траты надо обсуждать всем вместе.

Количество вопросов, связанных с миром финансов, растёт, а задачи постепенно усложняются.

Давайте остановимся на основных и самых важных из них.

1. Говорить о деньгах и финансах в семье

Важно обсуждать не только технические вопросы, к примеру, как оплатить обед в столовой и пополнить проездной, но и темы морально-нравственного характера. Например, обязательно ли одалживать деньги друзьям, чтобы они продолжали с тобой общаться. Если об этом не разговаривать с ребёнком, то он домыслит всё сам — и, возможно, совсем не в ту сторону.

2. Распределять карманные деньги

Часть — копить, часть — тратить. Регулярные пополнения бюджета ребёнка, которые будут его основным тренажёром. И эти самые деньги он должен распределять: что потратит, что будет откладывать. Сюда хорошо добавить ещё одну статью — помощь другим, благотворительность.

3. Планировать бюджет на 2-3 дня вперёд

А бюджет — это не просто карманные деньги, но и план доходов и расходов, которыми можно и нужно управлять.

4. Тратить меньше денег, чем получаешь

Или хотя бы не больше. Для этого ребёнок должен управлять своими эмоциями и уметь искать выгодные варианты.

5. Ставить финансовые цели и достигать их

То есть копить на что-то более крупное, чем обычные покупки, избегая лишних трат. Эта задача требует силы воли и осознанности.

6. Развивать навыки менеджера

Ведь любая финансовая цель — это проект, который нужно организовать, спланировать и реализовать.

7. Хранить деньги в нужной форме

Те, что нужны для ежедневных трат, лежат в кошельке. Деньги, которые откладываются на крупные покупки — в копилке. Часть наличных можно перевести в безналичные, открыть банковский счёт и карту.

8. Научиться пользоваться банковской картой

Покажите ребёнку, как пользоваться картой и банкоматом, расскажите об их основных функциях. Оформите ребенку его первую детскую карту.

9. Освоить основные правила безопасности

Расскажите о звонках мошенников. Объясните, что такое ПИН-код и другие средства защиты денег на карте.

10. Углублять знания об устройстве семейного бюджета

Объясните, как устроен бюджет семьи и как дети своим поведением могут на него влиять. Например, не просить лишних игрушек, уважать время, когда родители работают дома, бережно относиться к вещам и ресурсам.

Чтобы помочь с решением этих задач, конечно, нужны усилия со стороны родителей. По-прежнему важно много говорить с детьми о финансовых вопросах, которые их волнуют, делиться своим мнением о том, что хорошо, а что плохо, наладить процессы с регулярными карманными деньгами, открыть ребёнку банковскую карту.

Если кратко

  • Младшие классы школы — отличное время для развития финансовых навыков, ведь дети становятся более самостоятельными, усидчивыми, ответственными, начинают лучше управлять своими эмоциями и желаниями.
  • Начните давать ребёнку карманные деньги, если вы не сделали этого раньше, чтобы он учился принимать финансовые решения и распоряжаться своими деньгами, понимал, на что ему тратить, на что копить, а также начал планировать свой бюджет на 2-3 дня.
  • После первого опыта с наличными деньгами откройте ребёнку детскую банковскую карту, чтобы он приобретал навыки использования банковских продуктов. Поговорите о безопасности.

Что дальше

В следующем уроке поговорим о подходящих ситуациях, упражнениях и инструментах, которые помогут вам развивать актуальные для дошкольников финансовые навыки.

Проверьте себя

Как ребёнок может распределить свои личные деньги?

Возможно несколько вариантов ответов.

Урок 2

Развиваем финансовые навыки младших школьников

Следующее задание

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru