Как научить управлять карманными деньгами
10 мин • 1 вопрос
Этот курс продолжает программу, посвящённую финансовому воспитанию детей. Она состоит из пяти курсов:
Откройте ваше мобильное приложение СберБанк Онлайн, вызовите виртуального ассистента Салют, нажав на зеленый шар, и спросите «Какой я родитель?»
Ответьте на несколько вопросов и узнайте, к какому типу родителей относитесь вы.
7-10 лет — период младшей школы — это отличное время, когда дети делают первые практические шаги в своей финансовой грамотности. И это уже не просто исследование того, как устроен мир экономики, но и собственное проявление в нём, когда можно и нужно учиться управлять деньгами на своём опыте.
Теперь давайте посмотрим на этот возраст с точки зрения финансовых задач.
Возраст 7-10 лет — отличное время для реальной практики.
Именно в этот период у ребёнка точно должны появиться карманные деньги.
Малолетние дети имеют право совершать мелкие бытовые сделки, но пока не могут официально устраиваться на работу, за исключением нескольких профессиональных видов деятельности (например, съёмок в кино), и, соответственно, распоряжаться заработком и иными доходами. Материальную ответственность за жизнь детей несут родители. Если ребёнок причинит какой-то ущерб, возмещать его будут взрослые.
При этом растёт потребительская активность ребёнка. Увеличиваются его потребности, как в базовых вещах: школьная форма, учебники, так и в различных гаджетах, модных вещах, которые ребёнок видит среди сверстников. Теперь деньги могут понадобиться ему, чтобы погулять, провести время с друзьями или пойти на день рождения.
При этом растёт потребительская активность ребёнка. Увеличиваются его потребности — как в базовых вещах (школьная форма, учебники), так и в различных гаджетах, модных вещах, которые ребёнок видит среди сверстников. Теперь деньги могут понадобиться ему, чтобы погулять, провести время с друзьями или пойти на день рождения.
Ещё один момент — это каникулы. Родители планируют лагеря и дополнительные занятия, и на этом фоне могут возрасти расходы в семейном бюджете. Эти траты надо обсуждать всем вместе.
Количество вопросов, связанных с миром финансов, растёт, а задачи постепенно усложняются.
Давайте остановимся на основных и самых важных из них.
Важно обсуждать не только технические вопросы, к примеру, как оплатить обед в столовой и пополнить проездной, но и темы морально-нравственного характера. Например, обязательно ли одалживать деньги друзьям, чтобы они продолжали с тобой общаться. Если об этом не разговаривать с ребёнком, то он домыслит всё сам — и, возможно, совсем не в ту сторону.
Часть — копить, часть — тратить. Регулярные пополнения бюджета ребёнка, которые будут его основным тренажёром. И эти самые деньги он должен распределять: что потратит, что будет откладывать. Сюда хорошо добавить ещё одну статью — помощь другим, благотворительность.
А бюджет — это не просто карманные деньги, но и план доходов и расходов, которыми можно и нужно управлять.
Или хотя бы не больше. Для этого ребёнок должен управлять своими эмоциями и уметь искать выгодные варианты.
То есть копить на что-то более крупное, чем обычные покупки, избегая лишних трат. Эта задача требует силы воли и осознанности.
Ведь любая финансовая цель — это проект, который нужно организовать, спланировать и реализовать.
Те, что нужны для ежедневных трат, лежат в кошельке. Деньги, которые откладываются на крупные покупки — в копилке. Часть наличных можно перевести в безналичные, открыть банковский счёт и карту.
Покажите ребёнку, как пользоваться картой и банкоматом, расскажите об их основных функциях. Оформите ребенку его первую детскую карту.
Расскажите о звонках мошенников. Объясните, что такое ПИН-код и другие средства защиты денег на карте.
Объясните, как устроен бюджет семьи и как дети своим поведением могут на него влиять. Например, не просить лишних игрушек, уважать время, когда родители работают дома, бережно относиться к вещам и ресурсам.
Чтобы помочь с решением этих задач, конечно, нужны усилия со стороны родителей. По-прежнему важно много говорить с детьми о финансовых вопросах, которые их волнуют, делиться своим мнением о том, что хорошо, а что плохо, наладить процессы с регулярными карманными деньгами, открыть ребёнку банковскую карту.
В следующем уроке поговорим о подходящих ситуациях, упражнениях и инструментах, которые помогут вам развивать актуальные для дошкольников финансовые навыки.
Возможно несколько вариантов ответов.
Ответьте на все вопросы, чтобы проверить
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.