Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяСпецпроекты

Как научить управлять карманными деньгами

Урок 1

Возрастные особенности и финансовые задачи детей 7-10 лет

10 мин • 1 вопрос

header-image

Дорогие родители, добро пожаловать на курс о финансовом воспитании детей 7-10 лет!

Этот курс продолжает программу, посвящённую финансовому воспитанию детей. Она состоит из пяти курсов:

  1. Как воспитать финансово грамотного ребёнка — базовый курс, который подойдёт всем родителям независимо от возраста детей.
  2. Как объяснить, откуда берутся деньги — курс для родителей дошкольников (3-6 лет).
  3. Как научить управлять карманными деньгами — курс, который вы сейчас изучаете. Подойдёт родителям детей 7-10 лет. На этом курсе мы обсудим возрастные особенности младших школьников, рассмотрим, какие финансовые задачи перед ними стоят, чем могут помочь родители. Поговорим о самых актуальных финансовых навыках и полезных упражнениях для финансового развития. Также расскажем о семейной практике и поговорим с экспертом о спорных вопросах финансового воспитания.
  4. Как привить финансовую осознанность детям. Этот курс подойдёт родителям подростков 11-14 лет.
  5. Как подготовить к самостоятельной финансовой жизни — для родителей старших школьников (15-18 лет).
header-icon

А вы знаете, какой вы родитель?

Откройте ваше мобильное приложение СберБанк Онлайн, вызовите виртуального ассистента Салют, нажав на зеленый шар, и спросите «Какой я родитель?»

Ответьте на несколько вопросов и узнайте, к какому типу родителей относитесь вы.

poster-video

7-10 лет — период младшей школы — это отличное время, когда дети делают первые практические шаги в своей финансовой грамотности. И это уже не просто исследование того, как устроен мир экономики, но и собственное проявление в нём, когда можно и нужно учиться управлять деньгами на своём опыте.

Особенности развития детей от 7 до 10 лет

  • У детей 7-10 лет активно развивается мышление, восприятие мира и самоконтроль. Эти процессы меняют их поведение. Ребята начинают осознавать важность собственного «Я» и учатся смотреть на себя со стороны. У них развивается эмоциональный интеллект.
  • Дети идут в школу. Основным видом познавательной деятельности становится учебный, а не игровой. В начальной школе дети не просто овладевают определёнными знаниями, но ещё и учатся учиться. При этом мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Это значит, что ребёнок может рассуждать и строить логически верные выводы.
  • Важный навык, который приобретают дети младших классов — концентрация внимания. Дети могут дольше оставаться сосредоточенными на одном деле, и именно это позволяет им обучаться и развиваться эффективнее.
  • В школе дети осваивают новые правила поведения, выстраивают отношения с одноклассниками и учителями. В младшей школе закладываются морально-нравственные установки и ценности.
  • Дети по-прежнему очень эмоциональны, любознательны, доверчивы. Они легко проявляют свои чувства и действуют импульсивно, не думая о последствиях.
  • У учеников младшей школы всё ещё слабо развита сила воли. При неудаче они легко могут потерять веру в себя, поэтому им необходима поддержка родителей. Некоторые дети становятся капризными и упрямыми. Так они протестуют против школьных правил.

Теперь давайте посмотрим на этот возраст с точки зрения финансовых задач.

Задачи финансового воспитания

Возраст 7-10 лет — отличное время для реальной практики.

Именно в этот период у ребёнка точно должны появиться карманные деньги.

Малолетние дети имеют право совершать мелкие бытовые сделки, но пока не могут официально устраиваться на работу, за исключением нескольких профессиональных видов деятельности (например, съёмок в кино), и, соответственно, распоряжаться заработком и иными доходами. Материальную ответственность за жизнь детей несут родители. Если ребёнок причинит какой-то ущерб, возмещать его будут взрослые.

При этом растёт потребительская активность ребёнка. Увеличиваются его потребности, как в базовых вещах: школьная форма, учебники, так и в различных гаджетах, модных вещах, которые ребёнок видит среди сверстников. Теперь деньги могут понадобиться ему, чтобы погулять, провести время с друзьями или пойти на день рождения.

При этом растёт потребительская активность ребёнка. Увеличиваются его потребности — как в базовых вещах (школьная форма, учебники), так и в различных гаджетах, модных вещах, которые ребёнок видит среди сверстников. Теперь деньги могут понадобиться ему, чтобы погулять, провести время с друзьями или пойти на день рождения.

Ещё один момент — это каникулы. Родители планируют лагеря и дополнительные занятия, и на этом фоне могут возрасти расходы в семейном бюджете. Эти траты надо обсуждать всем вместе.

Количество вопросов, связанных с миром финансов, растёт, а задачи постепенно усложняются.

Давайте остановимся на основных и самых важных из них.

1. Говорить о деньгах и финансах в семье

Важно обсуждать не только технические вопросы, к примеру, как оплатить обед в столовой и пополнить проездной, но и темы морально-нравственного характера. Например, обязательно ли одалживать деньги друзьям, чтобы они продолжали с тобой общаться. Если об этом не разговаривать с ребёнком, то он домыслит всё сам — и, возможно, совсем не в ту сторону.

2. Распределять карманные деньги

Часть — копить, часть — тратить. Регулярные пополнения бюджета ребёнка, которые будут его основным тренажёром. И эти самые деньги он должен распределять: что потратит, что будет откладывать. Сюда хорошо добавить ещё одну статью — помощь другим, благотворительность.

3. Планировать бюджет на 2-3 дня вперёд

А бюджет — это не просто карманные деньги, но и план доходов и расходов, которыми можно и нужно управлять.

4. Тратить меньше денег, чем получаешь

Или хотя бы не больше. Для этого ребёнок должен управлять своими эмоциями и уметь искать выгодные варианты.

5. Ставить финансовые цели и достигать их

То есть копить на что-то более крупное, чем обычные покупки, избегая лишних трат. Эта задача требует силы воли и осознанности.

6. Развивать навыки менеджера

Ведь любая финансовая цель — это проект, который нужно организовать, спланировать и реализовать.

7. Хранить деньги в нужной форме

Те, что нужны для ежедневных трат, лежат в кошельке. Деньги, которые откладываются на крупные покупки — в копилке. Часть наличных можно перевести в безналичные, открыть банковский счёт и карту.

8. Научиться пользоваться банковской картой

Покажите ребёнку, как пользоваться картой и банкоматом, расскажите об их основных функциях. Оформите ребенку его первую детскую карту.

9. Освоить основные правила безопасности

Расскажите о звонках мошенников. Объясните, что такое ПИН-код и другие средства защиты денег на карте.

10. Углублять знания об устройстве семейного бюджета

Объясните, как устроен бюджет семьи и как дети своим поведением могут на него влиять. Например, не просить лишних игрушек, уважать время, когда родители работают дома, бережно относиться к вещам и ресурсам.

Чтобы помочь с решением этих задач, конечно, нужны усилия со стороны родителей. По-прежнему важно много говорить с детьми о финансовых вопросах, которые их волнуют, делиться своим мнением о том, что хорошо, а что плохо, наладить процессы с регулярными карманными деньгами, открыть ребёнку банковскую карту.

Если кратко

  • Младшие классы школы — отличное время для развития финансовых навыков, ведь дети становятся более самостоятельными, усидчивыми, ответственными, начинают лучше управлять своими эмоциями и желаниями.
  • Начните давать ребёнку карманные деньги, если вы не сделали этого раньше, чтобы он учился принимать финансовые решения и распоряжаться своими деньгами, понимал, на что ему тратить, на что копить, а также начал планировать свой бюджет на 2-3 дня.
  • После первого опыта с наличными деньгами откройте ребёнку детскую банковскую карту, чтобы он приобретал навыки использования банковских продуктов. Поговорите о безопасности.

Что дальше

В следующем уроке поговорим о подходящих ситуациях, упражнениях и инструментах, которые помогут вам развивать актуальные для дошкольников финансовые навыки.

Проверьте себя

Как ребёнок может распределить свои личные деньги?

Возможно несколько вариантов ответов.

Ответьте на все вопросы, чтобы проверить

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2025 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru

СберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.