Как объяснить, откуда берутся деньги

Урок 1

Возрастные особенности и финансовые задачи дошкольников

10 мин

header-image

Дорогие родители, мы рады приветствовать вас на нашем курсе о воспитании финансово грамотных дошкольников!

Этот курс продолжает программу, посвящённую финансовому воспитанию детей. В этой программе несколько курсов:

  1. Как воспитать финансово грамотного ребёнка — базовый курс, который подойдёт всем родителям независимо от возраста детей;
  2. Как объяснить, откуда берутся деньги — курс, который вы сейчас изучаете. Подойдёт родителям дошкольников (3-6 лет). На этом курсе мы обсудим возрастные особенности детей от 3 до 6 лет, рассмотрим, какие финансовые задачи перед ними стоят, чем могут помочь родители. Поговорим о самых актуальных финансовых навыках и полезных упражнениях для финансового развития. Также расскажем о семейной практике и поговорим с экспертом о спорных вопросах финансового воспитания;
  3. Как научить управлять карманными деньгами курс для родителей детей 7-10 лет.
  4. Как привить финансовую осознанность детям. Этот курс подойдет родителям подростков 11-14 лет.
  5. Как подготовить к самостоятельной финансовой жизни для родителей старших школьников (15-18 лет).

А вы знаете, какой вы родитель?

Откройте ваше мобильное приложение СберБанк Онлайн, вызовите виртуального ассистента Салют, нажав на зеленый шар, и спросите «Какой я родитель?»

Ответьте на несколько вопросов и узнайте, к какому типу родителей относитесь вы.

Особенности развития детей с 3 до 6 лет

Дети с 3 до 6 лет развиваются очень быстро. Из малыша, который полностью зависит от родителей, ребёнок превращается в самостоятельную личность со своим взглядом на мир и характером.

Мы рассмотрели основные особенности общего развития детей дошкольного возраста.

Теперь посмотрим на финансовые и экономические задачи, ведь дети развиваются в экономической среде: деньги и магазины окружают их с рождения и влияют на формирование финансовой культуры.

Задачи финансового воспитания дошкольников

Чаще всего покупки за детей в этом возрасте делают родители.

Только в 6 лет у ребёнка появляется право самостоятельно делать покупки.

Но это не значит, что до этого возраста ребёнок исключён из мира потребления и экономической жизни семьи.

У него есть свой голос и желание самовыражаться, поэтому ребёнок стремится к самостоятельному выбору тех товаров и услуг, которые актуальны для него: игрушки, лакомства, одежда с любимыми героями, аттракционы в парках и другие развлечения. Малыш способен так донимать родителей, что они просто не в силах ему сопротивляться: покупают всё, что просит ребёнок, лишь бы избежать скандала и истерики. Это особенность возраста.

Ребёнок ещё не умеет контролировать свои эмоции, не понимает ценности вещей и того, как она соотносится с возможностями родителей, и не очень хочет слушать объяснения, почему мы не можем что-то купить.

Однако с этим можно планомерно работать, если объяснять ребёнку, откуда берутся деньги, на что их может хватить. В целом это возраст, когда малышу прививаются основы финансовой культуры, в том числе через личный пример рационального финансового поведения.

Давайте посмотрим, какие задачи финансового воспитания следует решать с детьми 3-6 лет.

  • Научить детей отличать потребности от желаний: что хочу, а что надо. Сначала мы тратим деньги на то, что надо, а потом на «хочу».
  • Показать, что существуют разные ресурсы для достижения целей и получения результатов. Труд, время, деньги — всё это ресурсы. К ним надо относиться бережно. Ресурсы ограничены, поэтому не всегда хватает денег, времени или сил на всё, что хотелось бы сделать, успеть, купить.
  • Научить ждать, а не получать всё и сразу. Ждать можно своей очереди, следующего дня или недели, желаемой покупки.
  • Изучить деньги как предмет: бумажные, металлические, наличные, безналичные. Что люди делают с помощью денег и как.
  • Организовать хранение личных денег ребёнка. Содержать их в порядке, показать, что важно быть аккуратным. Здесь можно познакомить с сейфом, кошельком, копилкой.
  • Показать порядок в хозяйственной деятельности, в покупках. Этому могут помочь списки и расписания.
  • Учиться считать деньги: подсчитывать, сколько их в копилке, соотносить с ценами на товары, сравнивать.
  • Обращать внимание на рекламу, какие чувства и эмоции она вызывает, зачем она нужна.
  • Изучать мир вещей: как они производятся, какие профессии бывают, как связаны доходы человека с его трудом и профессией.

Если кратко

  • Больше разговаривайте с детьми о денежном мире и мире вещей, объясняйте, как что устроено, отвечайте на вопросы.
  • Учитывайте возрастные особенности развития, чтобы не завышать собственные ожидания и не выдвигать чрезмерные требования.
  • Учите детей считать — в том числе деньги, время и другие ресурсы.
  • Проявляйте эмоциональную устойчивость в отношениях с деньгами и демонстрируйте рациональное финансовое поведение.

Что дальше

В следующем уроке поговорим о подходящих ситуациях, упражнениях и инструментах, которые помогут вам развивать актуальные для дошкольников финансовые навыки.

Проверьте себя

В каком возрасте ребёнок может самостоятельно совершать покупки?

Урок 2

Развиваем финансовые навыки дошкольников

Следующее задание

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru