Онлайн-курсыЖурналПроверь себяСпецпроектыПодкасты

Как объяснить, откуда берутся деньги

Возрастные особенности и финансовые задачи дошкольников
Урок 1

Возрастные особенности и финансовые задачи дошкольников

10 мин

Дорогие родители, мы рады приветствовать вас на нашем курсе о воспитании финансово грамотных дошкольников!

Этот курс продолжает программу, посвящённую финансовому воспитанию детей. В этой программе несколько курсов:

  1. Как воспитать финансово грамотного ребёнка — базовый курс, который подойдёт всем родителям независимо от возраста детей;
  2. Как объяснить, откуда берутся деньги — курс, который вы сейчас изучаете. Подойдёт родителям дошкольников (3-6 лет). На этом курсе мы обсудим возрастные особенности детей от 3 до 6 лет, рассмотрим, какие финансовые задачи перед ними стоят, чем могут помочь родители. Поговорим о самых актуальных финансовых навыках и полезных упражнениях для финансового развития. Также расскажем о семейной практике и поговорим с экспертом о спорных вопросах финансового воспитания;
  3. Как научить управлять карманными деньгами курс для родителей детей 7-10 лет.
  4. Как привить финансовую осознанность детям. Этот курс подойдет родителям подростков 11-14 лет.
  5. Как подготовить к самостоятельной финансовой жизни для родителей старших школьников (15-18 лет).

А вы знаете, какой вы родитель?

Откройте ваше мобильное приложение СберБанк Онлайн, вызовите виртуального ассистента Салют, нажав на зеленый шар, и спросите «Какой я родитель?»

Ответьте на несколько вопросов и узнайте, к какому типу родителей относитесь вы.

Особенности развития детей с 3 до 6 лет

Дети с 3 до 6 лет развиваются очень быстро. Из малыша, который полностью зависит от родителей, ребёнок превращается в самостоятельную личность со своим взглядом на мир и характером.

3-4 года
  • В 3 года наступает важный момент, когда ребёнок начинает осознавать свою отдельность от мамы, у него формируется образ «Я», он начинает самоутверждаться и проявлять всё больше самостоятельности, хочет делать «как взрослый», но пока не может.
  • Кроме этого, с 3-4 лет дети начинают действовать не под влиянием сиюминутного «хочу», а исходя из более сложных и стабильных мотивов.
  • В игре со сверстниками трёх-четырёхлетки учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. При этом игры начинают обрастать сюжетами и персонажами. Чтобы игра получалась, дети должны всё больше взаимодействовать со сверстниками и понимать их желания и эмоции.
  • В целом эмоциями дети в этом возрасте управляют плохо, выражают их ярко, протестно, только учатся распознавать, что же они чувствуют. При этом они очень хотят, чтобы с их мнением считались, поэтому и бунтуют.
  • Внимания хватает минут на 10-15, потом дети хотят переключаться на другой вид деятельности.
  • Дети активно осваивают речь, придумывают несуществующие слова или вкладывают свой смысл в то, что уже знают. Мышление и словарный запас стремительно развиваются, это можно здорово поддержать книгами и диалогами.
4-5 лет
  • С 4-5 лет дети выходят из кризиса трёхлетнего возраста и становятся немного послушней. Более выраженной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
  • Ребёнок уже многое может сделать самостоятельно, меньше нуждается в опеке взрослых. При этом он может громче заявлять о своих правах, потребностях, пытаться установить свои правила.
  • Дети начинают лучше понимать чувства других людей и сопереживать. Формируются основные этические понятия, которые ребёнок воспринимает на основе поступков значимых взрослых.
  • Бурно развивается воображение, дети могут чувствовать себя героями сказок, где способны реализовать всё то, что не получается в реальном мире. Такое магическое мышление помогает детям обрести чувство безопасности и справиться со своими страхами.
  • Дети больше интересуются ровесниками, у них расширяется диапазон чувств, которые проявляются в игре. Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Всё более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
  • В 5 лет дети очень активны и любознательны. Они готовы всё время говорить и обсуждать различные вопросы. Познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
5-6 лет
  • 5-6 лет — возраст активного развития физических и познавательных способностей. Основным способом познания окружающего мира по-прежнему остаётся игра, хотя она становится сложнее и по форме, и по содержанию.
  • К шести годам дети могут отлично идентифицировать себя: знают полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес, как зовут родителей и чем они занимаются. Дети могут уже многое рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, как близкие заботятся друг о друге, как сам ребёнок помогает взрослым.
  • Развиваются инициативность, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность и произвольность поведения. Ребёнок может регулировать себя на основе норм и правил, становится более сдержанным, может делать что-то без контроля взрослого. Он может лучше обуздывать свои эмоции, готов делиться и помогать.
  • Продолжается активное изучение окружающего мира. Дети не просто задают много вопросов, но и сами начинают формулировать ответы.
  • В 5-6 лет ребята очень хотят показать себя миру, привлечь внимание. При этом им всё ещё трудно соизмерить собственные желания с чужими потребностями и возможностями, они всё время проверяют прочность границ взрослых, чтобы получить то, что хотят.
  • Сюжетно-ролевые игры сменяются играми по правилам. Обостряется чувство справедливости. Большую роль играют родители, причём наибольшим авторитетом пользуется родитель того же пола: ему во всём подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола.
  • К 7 годам дети начинают воспринимать новые правила и требования, которые приходят извне. Если в 5-6 лет детям свойственно только положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной, но всё ещё очень ориентированной на внешнюю оценку. Мнение о себе составить трудно, поэтому образ себя формируется из тех оценок, которые дети слышат в свой адрес.

В целом к семи годам ребёнок готов к переходу на новый этап своего развития, он уже хочет пойти в школу, стремится к взрослости, за которой стоит смена социальных ролей. Психологически он более устойчив, способен гораздо дольше сосредотачивать своё внимание на познавательной деятельности или на выполнении задач.

Мы рассмотрели основные особенности общего развития детей дошкольного возраста.

Теперь посмотрим на финансовые и экономические задачи, ведь дети развиваются в экономической среде: деньги и магазины окружают их с рождения и влияют на формирование финансовой культуры.

Задачи финансового воспитания дошкольников

Чаще всего покупки за детей в этом возрасте делают родители.

Только в 6 лет у ребёнка появляется право самостоятельно делать покупки.

Но это не значит, что до этого возраста ребёнок исключён из мира потребления и экономической жизни семьи.

У него есть свой голос и желание самовыражаться, поэтому ребёнок стремится к самостоятельному выбору тех товаров и услуг, которые актуальны для него: игрушки, лакомства, одежда с любимыми героями, аттракционы в парках и другие развлечения. Малыш способен так донимать родителей, что они просто не в силах ему сопротивляться: покупают всё, что просит ребёнок, лишь бы избежать скандала и истерики. Это особенность возраста.

Ребёнок ещё не умеет контролировать свои эмоции, не понимает ценности вещей и того, как она соотносится с возможностями родителей, и не очень хочет слушать объяснения, почему мы не можем что-то купить.

Однако с этим можно планомерно работать, если объяснять ребёнку, откуда берутся деньги, на что их может хватить. В целом это возраст, когда малышу прививаются основы финансовой культуры, в том числе через личный пример рационального финансового поведения.

Давайте посмотрим, какие задачи финансового воспитания следует решать с детьми 3-6 лет.

  • Научить детей отличать потребности от желаний: что хочу, а что надо. Сначала мы тратим деньги на то, что надо, а потом на «хочу».
  • Показать, что существуют разные ресурсы для достижения целей и получения результатов. Труд, время, деньги — всё это ресурсы. К ним надо относиться бережно. Ресурсы ограничены, поэтому не всегда хватает денег, времени или сил на всё, что хотелось бы сделать, успеть, купить.
  • Научить ждать, а не получать всё и сразу. Ждать можно своей очереди, следующего дня или недели, желаемой покупки.
  • Изучить деньги как предмет: бумажные, металлические, наличные, безналичные. Что люди делают с помощью денег и как.
  • Организовать хранение личных денег ребёнка. Содержать их в порядке, показать, что важно быть аккуратным. Здесь можно познакомить с сейфом, кошельком, копилкой.
  • Показать порядок в хозяйственной деятельности, в покупках. Этому могут помочь списки и расписания.
  • Учиться считать деньги: подсчитывать, сколько их в копилке, соотносить с ценами на товары, сравнивать.
  • Обращать внимание на рекламу, какие чувства и эмоции она вызывает, зачем она нужна.
  • Изучать мир вещей: как они производятся, какие профессии бывают, как связаны доходы человека с его трудом и профессией.

Если кратко

  • Больше разговаривайте с детьми о денежном мире и мире вещей, объясняйте, как что устроено, отвечайте на вопросы.
  • Учитывайте возрастные особенности развития, чтобы не завышать собственные ожидания и не выдвигать чрезмерные требования.
  • Учите детей считать — в том числе деньги, время и другие ресурсы.
  • Проявляйте эмоциональную устойчивость в отношениях с деньгами и демонстрируйте рациональное финансовое поведение.

Что дальше

В следующем уроке поговорим о подходящих ситуациях, упражнениях и инструментах, которые помогут вам развивать актуальные для дошкольников финансовые навыки.

Проверьте себя

В каком возрасте ребёнок может самостоятельно совершать покупки?

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2025 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru

На этом сайте используются Cookies.

Подробнее