Русская пословица «Деньги счёт любят» очень точно описывает главное упражнение, которое важно выполнять людям в отношении своих расходов и доходов. Деньги действительно любят, чтобы их регулярно считали.
Отправная точка при таком планировании домашнего бюджета — ваши доходы.
Принцип нулевого бюджета основан на том, чтобы расходы всегда были равны доходам. Нулевой бюджет означает использование всех доходов прошлого месяца для финансирования расходов текущего. Поэтому нулевой бюджет можно использовать и при отсутствии регулярных доходов. В таком случае вашим бюджетом становится та сумма, которую вы установили для себя на следующий месяц, исходя из прежних доходов.
Каждый рубль этих доходов непременно должен быть на что-нибудь потрачен. Причём расходами при нулевом бюджете считаются и накопления. То есть если вы постоянно откладываете какой-то определённый процент от зарплаты или время от времени какую-то конкретную сумму ваших доходов — в данном случае это тоже статья расходов. На подушку безопасности.
Запускать нулевой бюджет можно только тогда, когда у вас уже есть запас денег хотя бы на месяц стандартных расходов. Поэтому для начала важно минимум три-четыре месяца тщательно фиксировать текущие расходы. И лучше сразу начать разделять их по основным категориям: продукты, коммунальные услуги, транспорт, одежда, развлечения, лекарства, траты на врачей, траты на образование и другие.
Если в какой-то месяц ваши доходы ниже прежних среднемесячных, это дополнительный стимул проанализировать траты: на каких статьях расходов можно относительно безболезненно сэкономить.
Плюсы нулевого бюджета | Минусы нулевого бюджета |
---|---|
вы всегда точно знаете, сколько можете потратить в ближайший месяц; | невозможно начать копить без сокращения изначальных трат на какие-то статьи расходов; |
вы постоянно имеете перед глазами картину доходов и расходов и можете понять, на чём сэкономить. | невозможно даже частично финансировать непредвиденные расходы, если до перехода на этот принцип у вас не было накоплений. |
Отправная точка при таком планировании вашего бюджета — расходы.
Вы определяете для себя несколько важных категорий расходов, для каждой заводите конверт, подписываете его и кладёте туда определённую сумму.
Самое распространённое деление — питание, одежда, лекарства, транспорт, коммунальные услуги, развлечения, накопления. То есть семь конвертов. Эти категории можно и укрупнять, и, наоборот, разбивать на более мелкие части.
Приблизительные траты на каждую из этих статей на ближайший месяц рассчитываете вы сами. Если вы раньше записывали, сколько потратили за месяц на еду, лекарства или транспорт, вам не составит особого труда определить, сколько денег положить в каждый из этих конвертов на новый месяц.
Дальше всё просто. Например, идёт март. Деньги на питание в марте вы берёте только из конверта «Питание», деньги на транспорт — из конверта «Транспорт», деньги на развлечения — из конверта «Развлечения». Если месяц не закончился, а деньги из этого конверта иссякли, вы останетесь без развлечений до апреля. А если закончились деньги на питание или на лекарства, вам придётся брать их из других конвертов — в том числе залезть в конверт «Накопления», который и заводится для таких случаев. Потому что без развлечений прожить можно, а без еды или необходимого лекарства — не очень.
Другой вариант — принцип кувшинов: все расходы делятся на шесть частей.
Плюсы | Минусы |
---|---|
очень просто пользоваться; | сложно оценить выполнение бюджета, потому что нет исходного общего лимита трат и часть их может не попасть в заданные вами категории; |
легко можно понять, на что вы тратите лишние деньги, а на что вам их объективно не хватает; | трудно откладывать на долгосрочные цели и планировать отложенные покупки в рамках соблюдения этого принципа; |
легко перераспределять деньги между расходными статьями. | неудобно пользоваться, если деньги приходят на разные карточки, а не наличными, и у вас много источников дохода или доходы нерегулярны. |
#бюджет
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruВам понравилась статья?
Покупка автомобиля – это всегда дорого, на такое крупное приобретение приходится копить или брать заём в банке. Но стать обладателем новой машины и сэкономить возможно с помощью кредита с господдержкой. СберСова выяснила, кто может получить льготный автокредит и какие автомобили доступны по этой программе.
СберСова часто пишет о том, как следует экономить, но не менее важным навыком является умение разумно тратить. Если вы вдруг получили дополнительный доход — например, премию на работе, а может быть, вам досталась сумма денег в наследство — подумайте, что можно сделать, чтобы потом не было обидно за зря потраченные деньги. Советами, как грамотно распорядиться поступлениями в личный бюджет, делится исполнительный директор СберСтрахования жизни Александр Тихомиров.
Траты на одежду — пожалуй, первое, что нужно пересмотреть, когда речь заходит об управлении личными финансами. Особенно если шкафы переполнены, а используется лишь часть вещей. Как следует из опросов, большинство из нас носит не более 30% того, что есть в гардеробе. А между тем расходы на одежду можно превратить в инвестиции в собственный имидж. Простые и действенные советы стилистов на эту тему — в материале СберСовы.
Пользоваться такси, когда нужно быстро добраться до места, безусловно, удобно. Не надо идти пешком до остановки общественного транспорта, пересаживаться с метро на автобус или искать, где припарковать свою машину. Но услуги такси дорожают с каждым годом. Как сэкономить на перевозках? Разбираемся вместе со СберСовой.