

Самая прозаическая версия возникновения привычной нам формы монет связана с древним способом их производства. Первые деньги чеканились так: кузнецы ковали металлический прут небольшого диаметра, а потом просто разрубали его на кругляшки. Эти кружочки чеканились и становились монетами. Однако наличие в разные времена в разных странах металлических денег других форм доказывает, что эта версия не очень убедительна.
Гораздо более логичными выглядят две другие версии, связанные с человеческими пороками.
Первая такая. Многие века цена монеты зависела от физического количества в ней драгоценного металла — золота или серебра. При этом форма металлических денег как раз была неровной, имела скосы и углы. В некоторых странах монеты были овальными или квадратными.
Люди быстро догадались, что с квадратной или овальной монеты легко можно срезать края, переплавить и изготовить из этих огрызков новые платёжные средства. То есть выражение «пилить деньги» имело совершенно буквальный смысл.
Из-за такого мошенничества денежная масса бесконтрольно росла, а покупательная способность легально изготовленных металлических денег, напротив, падала. Проделать подобный фокус с круглой монетой было очень сложно — выступающих краёв у круга нет.
Свой личный вклад в борьбу с жуликами, срезавшими ценные края, внёс один из величайших физиков в мире сэр Исаак Ньютон. Работая в Британском Королевском монетном дворе, он предложил наносить на края защитную резьбу. С тех пор такая резьба называется гурт и почти всегда встречается на краях монет, медалей и жетонов.
Ещё одна антимошенническая версия связана с тем, что круглые металлические деньги тяжелее всего подделать в домашних условиях, они самые защищённые от фальшивомонетчиков. Изготовить дома ровный металлический круг без специального оборудования, которое есть на монетных дворах, практически невозможно.
Кстати, круглая форма — ещё и способ экономить деньги для государства. На такую монету уходит меньше металла, чем на квадратную: когда диаметр круга равен стороне квадрата, площадь круга меньше площади квадрата.
#любопытно
В избранное
Почему не всегда удаётся привлечь покупателя, просто снизив цену? И почему иногда мы переплачиваем за услугу, хотя знаем, что в другом месте дешевле? Разбираемся, как мозг просчитывает, что на самом деле выгодно, а что нет. А по пути обнаружим, что по такой же схеме принимают решение экономисты и политики.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?