1989 год, Ванкувер, супермаркет. Эстонский эмигрант Калле Ласн был раздосадован из-за того, чтобы не мог взять тележку — нужно было вставить четвертак в замок (тележки соединялись цепью, разомкнуть которую можно только монетой). Он совершил небольшой акт вандализма и вставил погнутую монету. В итоге сломал замок и помешал остальным желающим взять тележки.
Позже он уверял, что в этот момент прозрел: избыточное потребление — фундаментальное зло нашей эпохи. И вместе с Биллом Шмальцем основал журнал Adbusters — хулиганский, ёрнический и протестный. Журнал выходил на пожертвования раз в два месяца и был набит антипотребительскими лозунгами и пародиями на рекламу, высмеивающими кампании популярных брендов.
В 1992 году канадский художник Тед Дэйв придумал идею Дня без покупок (Buy Nothing Day). Первые четыре года этот день проводился в сентябре и был локальным ванкуверским событием для нескольких сотен чудаков. Однако Adbusters взялся за его продвижение и в 1997 году совместил дату Дня без покупок с американским днём распродаж — Чёрной пятницей.
Каждый четвёртый четверг ноября в США отмечается День благодарения, когда вся семья собирается поесть индейки с клюквенным сиропом. Почти 150 лет это был обязательный выходной, когда закрыты все магазины. В 1952 году пятница после Дня благодарения стала в США официальным началом рождественского сезона в магазинах — с этого дня можно было украшать витрины красными колпаками и выставлять светящихся оленей.
Неясно, когда точно появился термин Black Friday — он употреблялся и в 1975, и в 1985 годах, но больше относился к огромному скоплению пешеходов и плотному трафику. Однако этот день стал для американских ретейлеров одним из 10 самых прибыльных в году, поэтому торговцы старались его продлить — начинали открывать магазины в 6 утра, затем в 5, в 4 утра, а потом и в полночь накануне; обещали распродажи с огромными скидками, чтобы завлечь покупателей в такую рань.
В 2010-е Чёрную пятницу даже растягивали на весь последующий уикенд, а сейчас многие магазины работают и в День благодарения. С 2013 года Чёрную пятницу как день больших скидок стали проводить и в России, но в основном это делают онлайн-магазины.
В нулевых, когда толпы американцев устремлялись на шопинг в Чёрную пятницу, сотни энтузиастов устраивали в торговых центрах перформансы в честь Дня без покупок. В некоторых ТЦ стояли клоуны, предлагающие ножницами разрезать кредитную карточку и освободить всех от рабства потребления. В других устраивали хороводы пустых тележек. Или люди ходили в масках зомби и ничего не покупали. Сейчас День без покупок стал менее фриковским и более организованным — проходят демонстрации, люди ходят с флагами и раздают листовки.
С одной стороны, предрождественские траты во всём мире истерично растут — в России, например, люди тратят на новогодние покупки сумму, превышающую месячную зарплату. С другой стороны, выросло новое поколение, которое выступает за осознанное потребление. Ведь покупая под влиянием рекламы кучу лишнего, люди не приобретают себе счастья.
Понятно, что и от уменьшения числа покупаемых вещей люди не становятся автоматически счастливыми. Но если они осознают, что это уменьшит горы мусора и тонны пластика в океане, то чувствуют, что им по силам многое. Ведь разумное потребление — это установка, которая поможет изменить жизнь человечества к лучшему.
Вам понравилась статья?
В избранное
От храма до банка: как возникли депозиты и почему они так популярны
Вклады и займы появились тысячи лет назад в храмах древнего Вавилона для небольшого круга состоятельной знати. И только с началом Ренессанса банковское дело распространилось по всей Европе, включая Россию: депозиты приобрели современный вид вложения за вознаграждение и стали широкодоступными. Почему сегодня они остаются одним из основных инструментов как для банков, так и для вкладчиков — в нашем материале.
5 вопросов об акселераторах: зачем школьники и студенты идут в бизнес
Если раньше подросток-бизнесмен был чем-то необычным, то с развитием социальных сетей и распространением интернета разработать собственный ИТ‑продукт можно самостоятельно и без стартового капитала. Возьмите 10 самых дорогих компаний мира, 9 из них относятся к технологической сфере и были стартапами всего 10‑15 лет назад. Основатели многих международных корпораций открыли свой бизнес, когда сами были ещё совсем юными.
Идеальное место для торговли: как устроены современные биржи
Биржи — наиболее сложный и совершенный экономический механизм. Сегодня они способны менять судьбы целых народов и государств и даже провоцировать кризисы, угрожающие остановкой всей мировой экономики. Как эволюционировали торговые площадки и в чём их особенности — в нашем материале.
История новогодней ёлки в России
Путь ёлки к признанию был долог и непрост. Сложно представить, но когда-то Новый год и Рождество обходились без главной виновницы нынешнего торжества, а на какое-то время она и вовсе была скинута с праздничного пьедестала, предана порицанию и даже забвению. Рассказываем о пути, который проделала в нашей стране ель — от обычного дерева до главного символа Нового года.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru