02.12.22
10 мин
«Выполнишь домашнее задание, сложишь учебники в рюкзак, подготовишь школьную форму. Всё — самостоятельно, без нашей помощи. И делай это ежедневно». Будет странно, если родители скажут такое первокласснику, да ещё где-нибудь в первой половине учебного года.
Но ещё более странно, когда родители следят, сделал ли одиннадцатиклассник домашнее задание и не забыл ли он в школу тетрадь для практических работ. А ведь бывают даже колледжи, где периодически устраивают родительские собрания и требуют от родителей, чтобы те следили за успеваемостью «детей» — бреющих бороды молодых людей и вполне себе взрослых барышень.
В этом вопросе важно отыскать золотую середину. Бросать ребёнка в самостоятельность чуть ли ни с первого сентября первого класса, наверное, не стоит. Да, мы слышали, что раньше так иногда учили детей плавать: отвезут на лодке на середину реки и бросают в воду, ребёнок всплывает и плывёт — из-за инстинкта самосохранения. Но всё-таки сегодня такой способ кажется, мягко говоря, не очень правильным. С ответственностью за учёбу — то же самое. Лучше отпускать постепенно.
Вообще конкретных чётких инструкций здесь быть не может. Общее в том, что ответственность нужно перекладывать поэтапно, чтобы в итоге учёба и школьная жизнь стали сферой внимания ребёнка, а не родителей. Однако сказать точно — к такому-то классу перестаём контролировать — невозможно. Всё зависит от индивидуальности ребёнка.
Но есть несколько рекомендаций для того, чтобы ребёнку было проще со временем выйти на уровень самостоятельного выполнения домашней работы.
Когда наступят эти этапы — зависит от ребёнка. Кто-то через пару месяцев вполне сможет концентрироваться и собираться самостоятельно, а у кого-то (например, у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) эти шаги растянутся на годы.
А ещё в помощь ребёнку можно сделать еженедельную таблицу с графами «сделал домашнюю работу», «сложил всё необходимое в рюкзак» и оценивать по заранее обговорённой системе — скажем, по шестибалльной. Можно договориться, что в конце недели, если ребёнок наберёт нужное количество баллов, его ждёт поощрительный приз. Например, поход в кафе или кино. Так ему будет интереснее собираться самостоятельно.
Надо помнить, что навык самостоятельности и способности концентрироваться может быть на время утрачен — например, если ребёнок недели три проболел или перешёл в другую школу. В этих случаях у него непременно будет адаптация. Период адаптации — это ещё и пятый класс, начало средней школы, когда вместо одного учителя — много разных. В такие периоды надо снова начинать поддерживать и ненавязчиво контролировать. Буквально как в первом классе — проверяем, сделаны ли уроки, есть ли в пенале линейка, не забыта ли физкультурная форма...
Помогает в выработке самостоятельности и ответственности ведение дневника. Если в вашей школе учитель младших классов требует вести бумажный дневник — отлично. Но сейчас, увы, это присутствует далеко не во всех школах, ведь главный отчётный документ школьника сейчас — дневник электронный. Но мы не о документах, а о самостоятельности. Купите ребёнку яркий дневник — тот, который он сам выберет, например, с любимыми мультипликационными персонажами. Расскажите, как его заполнять, куда записывать домашнее задание. Поговорите с учителем на эту тему, чтобы он был в курсе.
На самом деле наши усилия направлены не только на сам школьный процесс, но и на формирование важнейших навыков, которые необходимы любому человеку в жизни. Ребёнок должен научиться самоорганизации, самоконтролю, планированию. Но при этом важно, чтобы он был всегда уверен: если потребуется поддержка родителей, он обязательно получит её в любой момент.
#дети
#родителям
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruВам понравилась статья?
В избранное
Мир быстро меняется: одни профессии уходят в прошлое, возникают новые. Каждый из нас так или иначе думает о перспективе. Но в реальности успех ждёт того, кто не просто заглядывает вперёд, а активно строит фундамент этого будущего. Для себя и, конечно, для своих детей.
В детстве, если оно у нас счастливое, мы можем не задумываться о деньгах — за нас об этом думают родители. Но потом мы становимся взрослыми и сами должны зарабатывать и копить. Рассказываем, как накопить средства, которые помогут ребёнку вступить во взрослую жизнь, и как научить детей копить.
Подарки — большая статья расходов в бюджете семьи, особенно когда есть дети и их многочисленные друзья. В какой-то момент идеи заканчиваются, а на повестке дня встаёт вопрос — кто должен финансировать покупку презента, подрастающий ребёнок из своих карманных денег или всё же родители. Анна Деньгина, эксперт по финансовому развитию детей, делится собственным опытом и практикой.