02.12.22
10 мин
«Выполнишь домашнее задание, сложишь учебники в рюкзак, подготовишь школьную форму. Всё — самостоятельно, без нашей помощи. И делай это ежедневно». Будет странно, если родители скажут такое первокласснику, да ещё где-нибудь в первой половине учебного года.
Но ещё более странно, когда родители следят, сделал ли одиннадцатиклассник домашнее задание и не забыл ли он в школу тетрадь для практических работ. А ведь бывают даже колледжи, где периодически устраивают родительские собрания и требуют от родителей, чтобы те следили за успеваемостью «детей» — бреющих бороды молодых людей и вполне себе взрослых барышень.
В этом вопросе важно отыскать золотую середину. Бросать ребёнка в самостоятельность чуть ли ни с первого сентября первого класса, наверное, не стоит. Да, мы слышали, что раньше так иногда учили детей плавать: отвезут на лодке на середину реки и бросают в воду, ребёнок всплывает и плывёт — из-за инстинкта самосохранения. Но всё-таки сегодня такой способ кажется, мягко говоря, не очень правильным. С ответственностью за учёбу — то же самое. Лучше отпускать постепенно.
Вообще конкретных чётких инструкций здесь быть не может. Общее в том, что ответственность нужно перекладывать поэтапно, чтобы в итоге учёба и школьная жизнь стали сферой внимания ребёнка, а не родителей. Однако сказать точно — к такому-то классу перестаём контролировать — невозможно. Всё зависит от индивидуальности ребёнка.
Но есть несколько рекомендаций для того, чтобы ребёнку было проще со временем выйти на уровень самостоятельного выполнения домашней работы.
Когда наступят эти этапы — зависит от ребёнка. Кто-то через пару месяцев вполне сможет концентрироваться и собираться самостоятельно, а у кого-то (например, у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) эти шаги растянутся на годы.
А ещё в помощь ребёнку можно сделать еженедельную таблицу с графами «сделал домашнюю работу», «сложил всё необходимое в рюкзак» и оценивать по заранее обговорённой системе — скажем, по шестибалльной. Можно договориться, что в конце недели, если ребёнок наберёт нужное количество баллов, его ждёт поощрительный приз. Например, поход в кафе или кино. Так ему будет интереснее собираться самостоятельно.
Надо помнить, что навык самостоятельности и способности концентрироваться может быть на время утрачен — например, если ребёнок недели три проболел или перешёл в другую школу. В этих случаях у него непременно будет адаптация. Период адаптации — это ещё и пятый класс, начало средней школы, когда вместо одного учителя — много разных. В такие периоды надо снова начинать поддерживать и ненавязчиво контролировать. Буквально как в первом классе — проверяем, сделаны ли уроки, есть ли в пенале линейка, не забыта ли физкультурная форма...
Помогает в выработке самостоятельности и ответственности ведение дневника. Если в вашей школе учитель младших классов требует вести бумажный дневник — отлично. Но сейчас, увы, это присутствует далеко не во всех школах, ведь главный отчётный документ школьника сейчас — дневник электронный. Но мы не о документах, а о самостоятельности. Купите ребёнку яркий дневник — тот, который он сам выберет, например, с любимыми мультипликационными персонажами. Расскажите, как его заполнять, куда записывать домашнее задание. Поговорите с учителем на эту тему, чтобы он был в курсе.
На самом деле наши усилия направлены не только на сам школьный процесс, но и на формирование важнейших навыков, которые необходимы любому человеку в жизни. Ребёнок должен научиться самоорганизации, самоконтролю, планированию. Но при этом важно, чтобы он был всегда уверен: если потребуется поддержка родителей, он обязательно получит её в любой момент.
Вам понравилась статья?
В избранное
Как научить детей грамотно распоряжаться деньгами: советуют эксперты
С 6 лет дети могут пользоваться дебетовыми картами, привязанными к счёту родителей, а в 14 лет можно иметь уже свой банковский счёт. Как подготовить ребенка к появлению у него собственных денег и как научить ими распоряжаться, рассказывают эксперты по личным финансам.
Материнский капитал-2023: кому положен и на что можно потратить
✔ Материнский капитал — выплата на детей, которая существует в России уже больше 15 лет — всё ещё вызывает множество вопросов у родителей. Разбираемся, кому и на что положен материнский капитал, а также с какими спорными вопросами можно столкнуться при его использовании.
Свои пять копеек: гид по карманным деньгам для ребёнка
Да, детям не нужно рассчитывать траты на коммунальные услуги, думать о покупке зимних ботинок или составлять экономичный и здоровый рацион на неделю. Карманные деньги выглядят в глазах родителей милым пустяком. Наверняка чада и спускать их будут на вредные конфеты и ничего не значащую ерунду. Небольшие суммы выступают средством, которое даст ребёнку дополнительную уверенность в себе: он может купить мороженое или лишний раз сходить в кино. Не хуже, чем товарищи. Однако карманные деньги могут выполнять более серьёзную задачу: быть образовательным инструментом.
Как перестать срываться на детей: 5 главных советов
Повышать голос на другого плохо, с этим никто спорить не будет. Тем более если этот другой — ребёнок. Крик разрушающе действует и на того, кто кричит, но особенно негативно — на детскую психику. Ведь ребёнок получает агрессию от того, от кого надеется получить защиту. Все современные рефлексирующие родители понимают это, но без срывов, увы, не обходится. Усталость, трудности на работе, ещё какие-нибудь внешние факторы, и вот родитель не выдерживает и повышает голос. Как минимизировать подобные срывы? Об этом — в материале СберСовы.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru