Перейти в тест по финансовой грамотности
Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяСпецпроекты
header-image

Проверяй и доверяй: к какому возрасту нужно научить ребёнка самостоятельности

02.12.22

10 мин

Наверное, каждый родитель понимает, что выполнение домашнего задания и сборы в школу должны стать зоной ответственности ребёнка. Как это сделать — расскажем в материале СберСовы.

«Выполнишь домашнее задание, сложишь учебники в рюкзак, подготовишь школьную форму. Всё — самостоятельно, без нашей помощи. И делай это ежедневно». Будет странно, если родители скажут такое первокласснику, да ещё где-нибудь в первой половине учебного года.

Но ещё более странно, когда родители следят, сделал ли одиннадцатиклассник домашнее задание и не забыл ли он в школу тетрадь для практических работ. А ведь бывают даже колледжи, где периодически устраивают родительские собрания и требуют от родителей, чтобы те следили за успеваемостью «детей» — бреющих бороды молодых людей и вполне себе взрослых барышень.

В этом вопросе важно отыскать золотую середину. Бросать ребёнка в самостоятельность чуть ли ни с первого сентября первого класса, наверное, не стоит. Да, мы слышали, что раньше так иногда учили детей плавать: отвезут на лодке на середину реки и бросают в воду, ребёнок всплывает и плывёт — из-за инстинкта самосохранения. Но всё-таки сегодня такой способ кажется, мягко говоря, не очень правильным. С ответственностью за учёбу — то же самое. Лучше отпускать постепенно.

Вообще конкретных чётких инструкций здесь быть не может. Общее в том, что ответственность нужно перекладывать поэтапно, чтобы в итоге учёба и школьная жизнь стали сферой внимания ребёнка, а не родителей. Однако сказать точно — к такому-то классу перестаём контролировать — невозможно. Всё зависит от индивидуальности ребёнка.

Но есть несколько рекомендаций для того, чтобы ребёнку было проще со временем выйти на уровень самостоятельного выполнения домашней работы.

  1. Рабочее место ребёнка должно настраивать на учёбу, а не на желание отвлечься и поиграть. Значит, на нём не должно располагаться ничего лишнего и отвлекающего. Минимализм и порядок — вот принцип заполнения рабочего пространства. На поверхности — только учебник, тетрадь и другие необходимые материалы. Это помогает сконцентрироваться.
  2. Выполнение домашнего задания должно стать привычкой, ежедневной рутиной, как мытьё рук после улицы или чистка зубов. Пришёл ребёнок из школы, пообедал, отдохнул некоторое время и садится за выполнение домашних заданий. Заводить такую привычку нужно с первых дней первого класса. И неважно, что сначала домашнее задание могут не задавать — можно, например, предложить ребёнку раскрасить развивающую раскраску.
  3. Важно, чтобы с первых дней ребёнок собирал свой рюкзак сам, но под контролем родителей. То есть родитель зачитывает список учебников и тетрадей, канцелярских принадлежностей, которые нужно принести на следующий день, а ребёнок складывает. Следующий этап — ребёнок смотрит на расписание (лучше всего бумажное) и сам собирает рюкзак под контролем родителя.
  4. С выполнением домашнего задания — то же самое. Тут однозначно необходимо соблюдать правило: домашнее задание всегда делает ребёнок, сам, с самого начала. Задача родителей — первое время контролировать этот процесс, объяснять, если ребёнку что-то непонятно. Но не делать домашнее задание за него. Это неправильно и не полезно. Постепенно контроль за выполнением может ослабевать, но время от времени хорошо бы устраивать контрольные проверки.

Когда наступят эти этапы — зависит от ребёнка. Кто-то через пару месяцев вполне сможет концентрироваться и собираться самостоятельно, а у кого-то (например, у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) эти шаги растянутся на годы.

А ещё в помощь ребёнку можно сделать еженедельную таблицу с графами «сделал домашнюю работу», «сложил всё необходимое в рюкзак» и оценивать по заранее обговорённой системе — скажем, по шестибалльной. Можно договориться, что в конце недели, если ребёнок наберёт нужное количество баллов, его ждёт поощрительный приз. Например, поход в кафе или кино. Так ему будет интереснее собираться самостоятельно.

Надо помнить, что навык самостоятельности и способности концентрироваться может быть на время утрачен — например, если ребёнок недели три проболел или перешёл в другую школу. В этих случаях у него непременно будет адаптация. Период адаптации — это ещё и пятый класс, начало средней школы, когда вместо одного учителя — много разных. В такие периоды надо снова начинать поддерживать и ненавязчиво контролировать. Буквально как в первом классе — проверяем, сделаны ли уроки, есть ли в пенале линейка, не забыта ли физкультурная форма...

Помогает в выработке самостоятельности и ответственности ведение дневника. Если в вашей школе учитель младших классов требует вести бумажный дневник — отлично. Но сейчас, увы, это присутствует далеко не во всех школах, ведь главный отчётный документ школьника сейчас — дневник электронный. Но мы не о документах, а о самостоятельности. Купите ребёнку яркий дневник — тот, который он сам выберет, например, с любимыми мультипликационными персонажами. Расскажите, как его заполнять, куда записывать домашнее задание. Поговорите с учителем на эту тему, чтобы он был в курсе.

На самом деле наши усилия направлены не только на сам школьный процесс, но и на формирование важнейших навыков, которые необходимы любому человеку в жизни. Ребёнок должен научиться самоорганизации, самоконтролю, планированию. Но при этом важно, чтобы он был всегда уверен: если потребуется поддержка родителей, он обязательно получит её в любой момент.

#дети

#родителям

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru