

Большинство детей и родителей называют карманными деньгами весь личный бюджет ребёнка. Однако такой подход приводит к путанице. Например, если ребёнок заработал, продав свои старые игрушки, — это карманные деньги? Или если он попросил денег на школьную экскурсию — это тоже карманные? Нет.
Для простоты и чёткости лучше считать карманными деньгами конкретную статью доходов в личном бюджете ребёнка. Это сделает управление финансами более понятным.
У этого источника дохода есть несколько важных характеристик:
Например, 200 рублей по пятницам на личные нужды — это карманные деньги. А вот деньги, полученные в подарок, заработанные, найденные или выигранные в споре — это уже другие статьи доходов.
У моего ребёнка, например, несколько статей доходов:
Карманные деньги выдаются без усилий со стороны ребёнка, в небольшом размере и по умолчанию.

Ответ на этот вопрос у каждой семьи будет свой. На мой взгляд, более честным будет ввести систему штрафов, которые будут взиматься из личных денег ребёнка. При этом сам факт выдачи карманных денег не отменяется.
В некоторых семьях деньги выдаются только за труд или за хорошие оценки. В этой статье мы не будем рассуждать, хорошо это или плохо. Однако такие доходы не стоит называть карманными деньгами. Лучше использовать термины «подработка» или «стипендия». Это сделает личный бюджет ребёнка более понятным и структурированным.
Сумма зависит от возможностей семьи, но она должна быть обоснованной и понятной ребёнку и родителям. Вот два подхода.
Например, 500 рублей на школьные обеды и 300 рублей на личные нужды. Итого 800 рублей в неделю. Однако в этом случае всю сумму уже нельзя назвать карманными деньгами. Лучше разделить её на целевые и свободные средства.
Один год возраста ребёнка умножается на 50. Например, в 6 лет — 300 рублей, в 7 лет — 350 рублей. Этот метод позволяет показать детям, как с возрастом растут их потребности и ресурсы.
С появлением карманных денег стоит пересмотреть некоторые привычки. Например, если раньше вы покупали ребёнку сладости по его просьбе, теперь можно объяснить, что он может тратить на это свои карманные. То же самое касается игрушек: «Составляй список желаний и сам решай, тратить или копить».
Финансовое воспитание невозможно без деловых разговоров. Они помогают научить ребёнка принимать решения и нести ответственность за свои траты. Если вам сложно вести такие беседы, начните с анализа своих собственных отношений с деньгами. Подумайте, как вы строите семейный бюджет, какие правила соблюдаете. Это поможет вам стать примером для ребёнка.
Ребёнок, особенно сначала, будет совершать ошибки: тратить деньги спонтанно, жалеть о покупках. Степень контроля зависит от вашего стиля воспитания. Например, в нашей семье я не контролирую каждую трату, но интересуюсь, как ребёнок распоряжается деньгами. Если вижу, что он на грани (например, тратит слишком много на игры), могу ввести ограничения.
Начинать лучше с наличных. Это помогает ребёнку научиться считать, сравнивать цены и понимать ценность денег. Переходить на карту можно не раньше 8-9 лет, когда ребёнок освоит основы обращения с наличными.
В начале можно ввести правило: часть денег тратить, часть копить, часть отдавать на благотворительность. Существуют даже специальные копилки, которые помогают организовать этот процесс.
Здорово, если получится вовлечь ребёнка в ведение учёта личного бюджета. Сначала это простой трекер с выдачей карманных денег, потом усложнение на учёт трат, далее вводим планирование на неделю, затем начинаем сравнивать с фактом.
Мало кто из детей с большим энтузиазмом записывает свои денежные потоки. Но попробовать и время от времени возвращаться к этому процессу очень полезно. По мере роста статей расходов система будет усложняться. Сами знаете, как непросто начать вести бюджет во взрослом возрасте – с детства заложить основы этой привычки легче.
Если вы вводите наглядные инструменты – трекеры, таблицы, тетрадки, кеш-буки, потом приложение – это отлично поможет развивать деловые разговоры. По сути, это аналог отчётности, с помощью которой обсуждение может быть гораздо конкретней и понятней, чем данные из головы.

#дети
#родителям
В избранное
Комментариев пока нет
Каждый декабрь родители встают перед нелёгким выбором — поддерживать ли детскую веру в Деда Мороза или признаться, что подарки покупают они сами? И что делать, если ребёнок просит у зимнего волшебника слишком дорогой или вообще нереалистичный подарок? Семейный психолог и мать троих детей Екатерина Сиванова даёт новогодние советы.

День рождения, кроме получения подарков и приятных эмоций — ещё и отличный способ прокачать свои организационные навыки. Если ваш ребёнок старше 8-9 лет, обязательно посмотрите на праздник как на проект, который поможет получить полезные для жизни умения. Как это сделать, рассказывает эксперт по финансовому развитию детей Анна Деньгина.

С 6 лет дети могут пользоваться дебетовыми картами, привязанными к счёту родителей, а в 14 лет можно иметь уже свой банковский счёт. Как подготовить ребенка к появлению у него собственных денег и как научить ими распоряжаться, рассказывают эксперты по личным финансам.
У многих первоклассников уже есть смартфоны и банковские карты. Важно объяснить детям правила использования этих инструментов: как безопасно совершать с их помощью покупки, почему нельзя никому давать свою карту, как не попасться на уловки мошенников. Своим опытом с читателями СберСовы делится Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000