

Напротив меня сидит женщина. Ей чуть больше сорока, она прекрасно выглядит, а улыбается так, что понимаешь: скоро весна. Она пришла за консультацией психолога. Но когда я спрашиваю, чем могу быть полезна, женщина слегка пожимает плечами, а потом вздыхает: «Не понимаю, что я делаю не так».
Она начинает рассказывать, как в 25 лет родила ребёнка, тянула его сама, потом сумела построить карьеру — достаточную, чтобы и себя с сыном обеспечить, и родителям помочь. Потом вышла замуж; отдельно подчёркивает, что избранник — состоятельный мужчина.
Вроде бы идеальная история. Вот только пятнадцатилетний сын не ценит материальные блага: от водителя отказывается, домработницу в свою комнату не пускает, одевается кое‑как, хотя шкафы забиты. И вообще будто стыдится всего того, что есть у семьи. «Это так обидно! Я же помню, как осталась с ним одна, когда совсем не было денег. И как я поклялась себе сделать всё, чтобы он ни в чём не нуждался!» —сокрушается мама подростка.
Речь, конечно, зашла и о её детстве. Моя собеседница описала его одним словом — «нищета». Зажиточная аристократка не смогла назвать ни одной вещи, которую ей купили бы родители. Абсолютно всё доставалось от знакомых и соседей — к счастью, мама умела перелицевать, заштопать, перекроить.
И здесь клиентка расплакалась: «Мне всё детство, всю юность так было стыдно за то, как мы живём. Я с одноклассниками-то нормально общаться не могла, стеснялась». И я уверена, что сын этой женщины теми же словами описал бы эмоции, которые вызывает у него благополучие семьи.
Причины очень просты — в семье сохранилось подспудное чувство стыда за бедность. Ощущение, что бедность — это порок, ущербность, то, чего надо стесняться. Даже если такие вещи никогда не произносились прямо, ребёнок считывал их из разговоров и поведения родителей. И теперь подросток ретранслирует это чувство на не столь обеспеченных одноклассников. Стыдясь своего «богатства», старается не ставить друзей в неловкое положение.
Скажу честно — даже если бы родители (главные до какого-то возраста взрослые люди в жизни ребёнка) произносили нечто по смыслу противоположное, ситуация вряд ли изменилась бы. Дети чутко чувствуют подлинное отношение, как ни прикрывай его красивыми фразами.
Вот так и работает наша семейная история — накопленное поколениями отношение к тем или иным вещам. Моей клиентке действительно надо было помочь — но помочь разобраться не с ребёнком, а с чувством стыда, которое проросло через её семью.
Для начала определимся, что же такое стыд. В классической психологии его относят к категории базовых эмоций человека. Согласно науке, стыд — это остановка возбуждения, связанного с реализацией потребности. Звучит непонятно и даже как‑то заумно, но тот же механизм можно объяснить куда проще. Представьте себя ребёнком, который очень хочет булочку. Лежит она в вазочке, манит, источает соблазнительный аромат. Вот вы уже откусили кусочек, но вас обрывает окрик матери: «А ну, куда, это младшей сестре!»
Мать в этой фантазии остановила возбуждение и заставила почувствовать, что вы пали в её глазах. Вот и возник стыд: уже повзрослеете, а всё равно сорок раз подумаете, взять ли последний кусок со стола. Хотя ни мамы, ни сестры рядом не будет. Так стыд перерождается в чувство вины.
Стыд проявляется по-разному. Он может прятаться за злостью, гневом, одиночеством — а может выражаться в замирании или панике. И часто даже не обязательно попадать в трудную ситуацию, достаточно просто её вспомнить. Каждый, заглянув в себя, вспомнит достаточно примеров и сможет зафиксировать личную реакцию.
Стыд — не врождённая эмоция. Человек приходит в этот мир, не зная о таком чувстве. Но дитя растёт, проходит через тысячи ситуаций, и именно родители становятся его проводниками — ребёнок смотрит на их реакции, повторяет за ними. Вот почему так важно, чтобы именно родители объясняли ему правила поведения в обществе. Если вместо этого малыш постоянно слышит укоры, если его стыдят, не объясняя, как и почему «надо» — ребёнок приобретает психологическую травму. Он унижен, смущён, а причины не понимает. А ведь вокруг ребёнка есть и другие взрослые, которые сами могут «научить». Например, строгая бабушка может свести на нет все усилия родителей.
А теперь вернёмся к теме достатка. Если взрослые люди в семье стыдились своего материального положения, дети автоматически будут ощущать ту же эмоцию. Даже если они родились в «лучшие времена», когда и стыдиться вроде бы уже нечего. А вот, оказывается, есть. Почему? Потому что все мы большие любители сравнивать себя с другими.
Идея такого сравнения возникает в младенчестве. Она основана на поиске подобия. Мы смотрим на маму и обнаруживаем, что у неё тоже две руки, два глаза, два уха. И это нормальное сравнение. Но потом взрослые привносят в этот процесс новые нотки. Слышали на детской площадке: «Варенька, посмотри, какой куличик мальчик построил, аккуратный, высокий, а у тебя что?» Конечно, родитель в этот момент «хочет как лучше». Он пытается замотивировать своего ребёнка на достижение лучшего результата. Но вместо этого убивает его самооценку. Сравнение с другим с точки зрения «кто хуже, кто лучше» — это форма неприятия себя. Оно лишает ребёнка возможности быть таким, какой он есть.
Когда дети растут в семьях, где жизнь строится на сравнении себя с другими, они впитывают эту модель, как губки.
Дети вышли из своих квартир, пришли в детские сады, школы и продолжают жить через сравнение. Свои игрушки придирчиво оцениваются в сравнении с чужими, свои гаджеты — с гаджетами одноклассников. У кого‑то это сравнение вызовет чувство стыда, у кого-то зависть и злость.
Что же делать, чтобы дети спокойно относились к материальному положению своих семей? Тем более что они никак не могут на него повлиять?
Я часто вспоминаю историю, как над моим сыном посмеялись в классе. Мы только переехали в Москву и жили на съёмной квартире, считая роскошью походы за продуктами в дешёвый супермаркет. Глава семейства был вынужден оставить нас и уехать на заработки во Владивосток. И тут я одна с двумя маленькими детьми на руках вдруг оказалась втянута в какое‑то нелепое соревнование родителей первоклассников.
Начиналось всё вроде бы безобидно, с осенних поделок. Конечно, я помогала сыну, мы вместе собирали дары леса и продумывали, как и что из них сделать. Я ни разу не художник, и руки у меня уже тогда были скорее для того, чтобы обнимать детей, а не ваять шедевры из каштанов и травинок. Наша работа была аккуратно не замечена учителем, но дети спустя пару дней сказали сыну про «отстой» и «кривые руки».
Я тогда вроде бы отшутилась: «Да мы с тобой и не претендовали на экспозицию на ВДНХ». А потом началось. У других детей всё больше ручек‑карандашей невероятных цветов, а на родительских собраниях анонсируются всё новые дни именинников и школьные праздники в костюмах, сделанных «своими руками».
У меня не было ни денег, ни времени, ни желания участвовать в этой гонке. И посреди всего этого я додумалась купить сыну в «Копейке» бумажных динозавров, которых можно было вырезать и приклеивать в книжку. Точнее, я не додумалась. Я вообще не думала о том, что на это кто‑то как‑то будет реагировать. Я хотела найти занятие для сына во время длинных школьных перемен.
Оказалось, что в тот период динозавры особенно ценились детьми. Только настоящие, резиновые. А бумажные — это снова «отстой».
Помню, как я долго утешала моего первоклассника, усадив к себе на коленки. И как мы с ним искали то хорошее, что у него есть в семье — совсем не хуже резиновых фигурок динозавров, которыми хвастались одноклассники. Вытирая безутешные слёзы моего мальчика, я говорила ему: «Ну вот скажи: у кого‑нибудь ещё есть такая замечательная младшая сестра? А книги? Посмотри, сколько у тебя книг! И мы забыли про твою морскую свинку! Разве есть у кого‑нибудь такая лохматая и большая свинка?» Сын слушал меня и потихоньку успокаивался. Та история стала для меня большим уроком.
#дети
#семья
#родителям
В избранное
Комментариев пока нет
Материнство — самый ответственный труд. Но даже с малышом на руках женщины хотят развиваться, быть успешными и независимыми. Удалённая работа — отличная возможность не ставить свою карьеру на паузу. Находясь в декрете, вы можете развивать навыки, заниматься интересными проектами и даже продвигаться по карьерной лестнице. Рассмотрим несколько способов заработать в декрете без ущерба материнству.

Получая карманные деньги, подросток очень быстро распределяет их на важные для него покупки. Но родителей это не устраивает. Они говорят, что нужно экономить. Подросток не осознаёт, зачем это делать. Как повлиять на него через экологическую повестку и привести к экономии и ресурсов, и денег? Рассказывает федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности Ольга Андреева.

Представители старшего поколения часто вспоминают, как в детстве засиживались с книгами допоздна и даже читали под одеялом с фонариком. У нынешних детей такой любви к чтению нет. Прежний размеренный образ жизни исчез, а в конкурентной борьбе с гаджетами, играми и соцсетями книги часто проигрывают. В итоге родители и учителя часто с грустью отмечают, что подростки совсем перестали читать. СберСова делится несколькими полезными советами о том, как взрастить и укоренить любовь к чтению у детей в уже относительно сознательном возрасте.

Семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, сталкиваются с необходимостью дорогостоящего или длительного лечения, реабилитации, сложностями социальной адаптации ребёнка. Государство предоставляет таким семьям помощь. В 2025 году для семей с детьми-инвалидами предусмотрены различные меры поддержки — выплаты, льготы и налоговые вычеты. Эти меры предусмотрены Социальным фондом России (СФР) и регулируются Трудовым и Налоговым кодексами РФ.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000