03.10.23
5 мин
Начинаем с малого. Спрашивайте малыша, например, какую футболку он наденет сегодня в детский сад; что он хочет делать в субботу — поиграть на площадке около дома или смотреть животных в зоопарке? Так ребёнок с самого детства учится самостоятельно принимать решения.
Если хотите со временем вырастить адекватного, мотивированного человека, не пытайтесь лепить из него идеал. Позволяйте ребёнку совершать ошибки. Да, бывает, ошибся. Ошибки можно исправить, но важно брать на себя ответственность за них. Тогда у ребёнка будет выстраиваться цепочка причинно-следственных связей. Рисунок намок под дождём, потому что я отказался класть его в пакет? В следующий раз обязательно уберу! Получил тройку по математике? Буду заниматься дополнительно по часу в день и исправлю.
Вы знаете, чем больше всего нравится заниматься вашему ребёнку и почему? Если нет, самое время обратить на это внимание. Главная задача на этом этапе — помочь с поиском интересов и начать движение в выбранном направлении. Может быть, потребуется перевод в специализированную школу — языковую, с художественным уклоном, с математическим уклоном — в ту, где ребёнку будет интересно. Тогда к выпускным классам он, скорее всего, будет представлять, что у него получается, что ему интересно — и это поможет в выборе профессии.
Не стоит убеждать ребёнка, что выбор профессии — это глобальное решение, которое раз и навсегда определит его судьбу. Если подросток примет эту установку, у него как раз могут возникнуть сложности с принятием решения: ведь ошибиться нельзя!
Да, вопрос, кем быть — важный и требующий серьёзного к себе отношения. На поиск ответа могут уйти месяцы, а то и годы. И здесь родителю лучше быть наблюдателем, мягко предлагая варианты, предоставляя ребёнку делать выбор.
Подростку важно понимать: сейчас он принимает значимое решение, но не единственное, оно не определит весь его жизненный путь, с которого не свернуть. Всё наоборот — если что-то пойдёт не так, если ваш ребёнок поймёт, что это не его, он сможет начать всё заново.
Как ни парадоксально, в таком случае велик шанс выбрать «свою» профессию. Ведь когда на тебя ничего не давит, легче сделать правильный выбор.
Хорошо, если подросток реалистично оценивает возможности, знает свои сильные и слабые стороны. Самооценка должна быть объективной, но с обязательным настроем, что многое можно преодолеть трудом и настойчивостью.
Условно говоря, стать лётчиком, если есть хронические проблемы со здоровьем, не получится. Или профессиональной балериной, начав заниматься в 17 лет. А вот дизайнером — вполне, если человек начал усиленно заниматься рисованием в этом же возрасте.
Если научить ребёнка объективно оценивать свои силы и смотреть в будущее, он не побоится идти вперёд. Но и не станет строить воздушные замки и стремиться на ту стезю, на которой у него нет никаких шансов. Важно, что реалистичная самооценка связана с верой в себя, а это помогает человеку не только на этапе выбора профессии, но и всегда.
Не просто рассказывайте, что есть такая профессия, а дайте возможность ребёнку заглянуть на её кухню. В прямом и в переносном смыслах. Романтичной кажется профессия актёра — сходите на съёмки сериала, посмотрите, как раз за разом, дубль за дублем снимается одна и та же сцена... Пусть хотя бы месяц походит в местный драмкружок — заодно поймёт, что выучить несколько четверостиший для урока литературы, оказывается, не самое сложное задание. Может быть, ребёнок после этого передумает, поймёт, что это не его. А возможно, ещё больше укрепится в своём желании выбрать именно эту профессию.
Если речь о медицине — понятно, в операционную никто не пустит. Но хотя бы заглянуть в медучреждение, поговорить с врачами, медсёстрами и санитарами вполне может получиться.
Договориться со знакомыми и привести подростка в архитектурное бюро, в типографию и так далее родителям вполне под силу. А дальше уже подросток сам смотрит, анализирует, делает выводы. И такие экскурсии могут очень помочь ему определиться с будущей профессией. Желательно приводить подростка не с классом, а одного, и не на полчаса. Иначе будет парадно-буклетное знакомство, а не реальное соприкосновение с профессией.
Дети не столько слушают наши слова, сколько смотрят на то, что мы делаем, как мы живём.
Родителям важно любить собственную профессию. Ребёнок же отлично считывает, определяет, когда работа для родителей — лишь скучный заработок денег, а когда — нечто вдохновляющее, приносящее моральное (и материальное тоже, конечно) удовлетворение. Если перед глазами подростка есть пример того, как это здорово — заниматься любимым делом, то он наверняка будет стремиться найти подходящую профессию. Которую он будет любить, которая позволит ему реализовать свои способности и заработать на жизнь.
#образование
#дети
#родителям
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruВ избранное
Вам понравилась статья?
Многие слышали истории о том, как дети использовали купюры из родительского кошелька как холст для рисования или материал для упражнений с ножницами. Бумажки эти для ребёнка могут быть не ценнее конфетного фантика. Объяснить, что такое деньги, почему они ценны и откуда берутся — не проще, чем рассказать, как появляются дети. Семейный психолог и многодетная мать Екатерина Сиванова делится своим профессиональным мнением и родительским опытом, как поднять и поддержать тему финансов.
Начните с избавления от иллюзий и ложных надежд. Идеальных условий для рождения ребёнка не будет никогда. Бессмысленно ждать, когда вы купите квартиру, закроете ипотеку или получите второе образование. А вот разумную финансовую подготовку к рождению малыша провести необходимо. Не надо переживать, даже если счастливое известие застало врасплох — впереди ещё 9 месяцев.
Если раньше подросток-бизнесмен был чем-то необычным, то с развитием социальных сетей и распространением интернета разработать собственный ИТ‑продукт можно самостоятельно и без стартового капитала. Возьмите 10 самых дорогих компаний мира, 9 из них относятся к технологической сфере и были стартапами всего 10‑15 лет назад. Основатели многих международных корпораций открыли свой бизнес, когда сами были ещё совсем юными.
Должны ли бабушки и дедушки заботиться о внуках — забирать из детского сада или школы, водить на кружки? И как быть, если взгляды бабушки и дедушки на воспитание не совпадают со взглядами родителей их внуков? Об этом — в материале СберСовы.