Перейти в тест по финансовой грамотности

Зависть или радость?

12.11.24

5 мин

header-image

Как реагировать на эмоции детей, когда у друзей появляются новые гаджеты и одежда? Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка? Своим личным опытом делится эксперт Национального центра финансовой грамотности Анна Деньгина.

Эмоции и мир потребления неразрывно связаны между собой. Мы тратим деньги, чтобы получить радость от обладания новой одеждой, гаджетами – не только для решения рациональных задач, но и потому, что нам это просто нравится. Это может отличать нас от других, доказывать финансовое благополучие и подкреплять нашу уверенность в себе. А ещё мы чувствуем негативные эмоции, злость и зависть, если что-то не можем себе позволить.

Если во взрослом возрасте со своими чувствами и эмоциями мы можем совладать, то особенности эмоционального интеллекта детей учитывать намного сложнее. Эмоции могут быть ярче, в них меньше предсказуемости, иногда они превращаются в настоящую истерику и нежелательное поведение.

Первая практика

Развиваем эмоциональный интеллект ребёнка – и свой собственный

Чем лучше вы можете распознавать своё эмоциональное состояние и управлять им, тем точнее поймёте, что чувствует ребёнок в той или иной ситуации, чтобы встать на его сторону.

Сами по себе эмоции – это не хорошо и не плохо, они всегда есть с нами, и они все нужны нам для здоровой психики.

Как только вы увидели, что ребёнок эмоционально реагирует на те или иные экономические ситуации – осознайте, что эмоция не ваша, а его. Попробуйте прочувствовать, а что вы сами ощущаете, когда наблюдаете его поведение? А затем разберитесь с тем, что чувствует он.

Например, когда другу моего сына купили профессиональные бутсы и футбольную форму, он чувствовал зависть, разочарование и обиду. На уровне поведения он закрылся в своей комнате и вынашивал план, как их украсть (как потом выяснилось). Я же при этом чувствовала, с одной стороны, недоумение (никто из ребят не был профессиональным футболистом), с другой стороны – тревогу, которая всегда настигает меня, когда мои дети обижаются.

Понимая конкретные чувства и эмоции ребёнка, мы можем выбирать способ, как прожить их и определить оптимальное для себя поведение, а также помочь с этим сыну/дочери.

Вторая практика

Даём безусловную поддержку себе и ребёнку

Когда эмоции осознаны, названы – зависть, гнев, стыд или безудержная радость – важна поддержка и безусловное принятие. Даже если ребёнок плохо ведёт себя в моменте – ему нужна поддержка. Не он плохой, просто то, что он чувствует, вызывает подобное поведение. Как помочь ребёнку справиться с эмоциями?

Если я чувствую, что сыну нужна поддержка в сложных эмоциях – я начну этот разговор сама. «Что ты чувствуешь? Ты хочешь поговорить об этом, ты хочешь, чтобы я тебя обняла, ты хочешь побыть один…» В зависимости от того, как проявляется его эмоция – я выстрою своё поведение. Ведь эмоция может быть яркой, в моменте, а может быть скрытой. И если, выходя на диалог с сыном, я сама чувствую злость или раздражение, то сначала я окажу поддержку себе. Цель – прийти к ребёнку в спокойном состоянии. Правило авиабезопасности «надеть маску сначала на себя, потом на ребёнка» тут тоже работает.

Когда дело касается эмоций, связанных с экономической несправедливостью, новыми вещами друзей или желаниями, которые не по карману семье, не обойтись без рационализации всей ситуации. Нам важно объяснить сыну/дочери, что за этими эмоциями стоит, и разложить всё по полочкам. Причём этот разговор может случиться не в моменте проявления эмоции, пусть она уляжется – а тогда, когда ребёнок готов воспринимать информацию, настроен на диалог и на некоторые размышления.

Третья практика

Выясняем, почему возникла такая эмоция и что за ней стоит

Пришло время найти ответы, почему могла произойти та ситуация, которая вызвала эмоцию. Это может быть сложно и не всегда очевидно. Но попытаться стоит.

– Ты обиделся, что другу купили крутую футбольную форму, а тебе нет? – Да, я был в бешенстве. – Почему? – У него есть, а у меня нет. Хотя он и в футбол-то играть не умеет, просто мяч пинает во дворе. – Ты тоже хочешь крутую форму? – Конечно! Но вы не купите, скажете, зачем она тебе, и что это дорого и бесполезно. – А ты с этим не согласен? – Не согласен, очень даже полезная для меня покупка. – Это как-то связано с твоим желанием круто играть в футбол? – Конечно, крутая форма помогает круто играть в футбол!

В этом примере мы с сыном докопались до его сильного желания, которое спровоцировало обиду: он хочет круто играть в футбол и верит, что дорогая форма и бутсы в этом помогут.

Вторая часть нашего диалога была рассуждением о том, что ещё, кроме крутой формы, помогает отлично играть в футбол: регулярные тренировки, например, или желание спортсмена прогрессировать, количество времени, которое он проводит с мячом. Форма, конечно, важна, но не так значима, как кажется.

В какой-то момент диалога ситуация, вызвавшая эмоцию, обросла такими деталями и подробностями, что форма отступила на второй план.

Четвёртая практика

Что мы будем с этим делать

Если мы докопались до истинного желания ребёнка, даже если оно связано с предметом зависти, всегда можно рационализировать план по достижению желаемого.

Превращаем желание в финансовую цель – и вперёд. Сколько стоит то, что ты хочешь? Где это продают? Как можно финансировать покупку?

В примере с формой, хоть мы и проговорили все детали развития крутых футбольных навыков, в качестве финансовой цели она всё же возникла.

  1. Мы съездили в профессиональный футбольный магазин.
  2. Выбрали форму и размер, сделали фотки и повесили их на карту желаний.
  3. Договорились о финансировании и плане накоплений: 50 на 50. Половину даём мы, половину ты копишь сам.
  4. Продумали, как надо изменить свои траты, чтобы накопить нужную сумму.
  5. Поддерживали на пути накоплений, и наконец все вместе совершили покупку, прожив все радости и обсуждая все сложности на этом пути.

Это стандартный подход к проектированию желания и финансовой цели, и для управления эмоциями он отлично работает. Становится понятно, как получить то, что хочешь, когда это станет возможным и какая поддержка будет оказана.

Реакция родителей на эмоции ребёнка, связанные с экономическими и финансовыми ситуациями, может быть очень полезной и конструктивной, если вовремя взять себя в руки. Для этого нужно развивать эмоциональный интеллект всех членов семьи.

В помощь родителям и их детям

В завершение статьи – небольшая подборка книг и мультфильмов, которая вам поможет в подобных ситуациях.

header-icon

Книги

  • «Просто о важном». Наталья Ремиш
  • «Гранд отель чувств». Лидия Бранкович
  • «Где живут эмоции». Виктория Шиманская
  • «6 минут». Спенст Доминик
  • «Эмоциональный интеллект». Нина Зверева, Светлана Иконникова
  • «Эмоциометр инспектора Крока». Сюзанна Изерн
header-icon

Мультфильмы

  • «Головоломка». Студия Pixar Animation Studios
  • «Головоломка 2». Студия Pixar Animation Studios
  • «Душа». Студия Pixar Animation Studios
  • «Мир в моей голове». Locus, Sidus Animation, Studio N, Barunson E&A

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Родителям/

Зависть или радость?

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru