header-image

Как объяснить ребёнку, кто такой предприниматель

11.06.24

7 мин

Окружающий нас мир — это то, что создала природа и то, что сделал своими руками человек. Дети узнают об этом ещё в дошкольном возрасте и задают много вопросов. Например — как появились мои игрушки, гаджеты и вещи? Кто их придумал? Давайте разбираться вместе с Анной Деньгиной — экспертом Национального центра финансовой грамотности.

Предприниматель — это…

Когда моему сыну было 5 лет, на ночь мы читали книгу «Сказки Эльбы» — истории предпринимателей, которые меняют мир вокруг нас и создают что-то новое. Мне хотелось не только на реальных примерах рассказать, что может делать предприниматель, но и показать сыну, какой он, этот человек, который умеет создавать мир вокруг.

Итак, предприниматель — не просто бизнесмен, который строит свою компанию, чтобы зарабатывать деньги. Всё гораздо больше и глубже. По крайней мере, именно такой, ценностный подход к предпринимательству мне хочется заложить в детях. В будущем кто-то из них создаст свой бизнес, кто-то станет фрилансером, а кто-то пойдёт строить корпоративную карьеру. Но на каждом пути есть место предпринимательским качествам и навыкам. Остальное — дело техники.

header-icon

Кто такой предприниматель

  • У этого человека есть глобальная идея, он может изменить что-то в жизни людей к лучшему, решить проблемы, принести пользу, оставить след в истории.
  • Он хочет быть свободным и чувствует, что его возможности безграничны.
  • У него есть силы и уверенность, чтобы собрать команду и вести вперёд компанию.
  • Он может работать без выходных, вне времени.

Звучит впечатляюще, но для полноты картины надо связать личность предпринимателя с его делами. Добавим немного практики — она будет разной в зависимости от возраста ребёнка.

Если ребёнок ещё маленький

Для дошкольников и младших школьников самый действенный метод — наглядный пример. Это правило работает во всех направлениях воспитания и образования.

Мы пришли в кофейню выпить чай и съесть пирожное — самое время обсудить, кто тут работает и готовит нам еду, а также предположить, каков человек, владеющий этим заведением. Оглядеться вокруг, найти авторские детали в интерьере, в названии, в меню, в том, как устроена детская комната. А как чувствуют себя посетители? Они довольны и счастливы или сердятся на долгое обслуживание и ошибки в чеках? А может быть, мы знаем этого человека, который решил открыть кафе, или есть возможность с ним познакомиться?

Так у детей формируются первые представления о том, как устроен бизнес и экономика, как распределяются роли владельца, управляющего или директора, наёмных сотрудников, которые выполняют разные задачи.

Практически любую жизненную ситуацию можно рассмотреть с предпринимательской точки зрения.

Случай из жизни. Примерно с 3 до 5 лет мой сын активно покупал маленькие машинки и создавал свой автопарк. Выбирая новую игрушку, мы обсуждали, как она создаётся: наверное, это происходит на большом заводе машинок, и там есть роботы, которые собирают миллионы моделей. А потом они отправляются в магазины и попадают в игрушечные автопарки маленьких мальчиков. Этим заводом, конечно, владеет какой-то успешный бизнесмен, ведь машинки очень популярны — значит, его бизнес может быть прибыльным.

В такие моменты пора включать ребёнка не просто в наблюдение, а в игру. Это можно сделать с помощью простого вопроса.

Смотри, у тебя есть целый автопарк, пока игрушечный. А мог бы ты уже сейчас сделать какой-то бизнес из него?

И ребёнок с радостью включается в эту игру. Мы можем провести аналогии с реальным миром, и он увидит связи, как зарабатываются деньги. Игрушечные машинки можно продать или обменять, когда они тебе будут надоедать. Причём не по одной, а целой коллекцией — это создаёт дополнительную ценность. Можно сдавать их в аренду другим мальчишкам, у которых такой коллекции нет. Они вернут её через какое-то время, и у тебя останется и доход от аренды автопарка, и твои же машинки.

Если вернуться к истории с кофейней, здесь также есть масса идей.

Что бы ты добавил в меню на месте владельца кафе? Если в будущем ты откроешь своё кафе, как его назовёшь?

Такой подход через исследование, вопросы, игры поможет детям понять суть предпринимательства и естественным образом вовлечёт ребят в полезную деятельность.

Если ребёнок уже подрос

А как знакомить с предпринимательством подростка? Остановимся на двух практиках.

header-icon

Первая — промышленный туризм

Экскурсии на заводы, фабрики, фермы, в другие организации, где можно изнутри посмотреть, как создаются продукты и вещи. Встречи с работниками разных профессий и возможность сделать что-то своими руками помогают строить новые нейронные связи, получать важные навыки и умения.

Например, мы съездили на Гжельский завод. Экскурсовод рассказал историю предприятия, его владельцев и лучших работников, мы посмотрели процесс создания изделий, а потом пошли на мастер-класс, где каждый сделал собственную «гжелку». Чтобы закончить эту цепочку, хорошо бы своё произведение где-то продать — найти клиентов и заработать деньги.

header-icon

Вторая — участие в ярмарках

И тут можно перейти ко второй практике, всем знакомой и полезной для развития предпринимательского мышления — это участие в ярмарках.

Детские ярмарки бывают очень разные — от школьной благотворительной до серьёзной предпринимательской, которые совмещаются с защитой бизнес-проектов и питчами перед потенциальными инвесторами.

Детская предпринимательская среда растёт и создаёт благоприятные условия, чтобы с юных лет ребята учились находить возможности сделать свой вклад в экономику страны. Даже самые простые проекты позволяют школьникам погрузиться в деловую атмосферу, а это работает гораздо лучше любых объяснений.

Со своим сыном мы уже создавали и продавали карточки с полезными финансовыми советами, пекли печенье для ярмарок, делали мотивирующие наклейки, продавали кружки с авторскими картинками, которые он рисовал на уроках информатики в 1 классе. Станет он в будущем предпринимателем или нет, я не знаю. Уверена, что заложенные в детстве навыки уже помогают ему смотреть на мир по-другому, ценить ресурсы — время, деньги, уважать труд людей, которые создают продукты и оказывают услуги. А ещё у него нет страха начинать какое-то дело, создавать что-то новое.

В конце хочу вернуться к изначальному вопросу этой статьи — как доступно рассказать ребёнку про предпринимательство. Мой ответ, что надо не столько объяснять, сколько вовлекать и давать возможность попробовать быть предпринимателем в пусть очень простых, но собственных детских проектах.

Параллельное погружение в предпринимательскую среду — через книги, экскурсии, интересные встречи и разговоры — поможет создать целостное представление и ощущение причастности. Сегодня для такого приобщения к ценностям предпринимательства открывается много возможностей.

header-icon

Что почитать с ребёнком о предпринимательстве

  • Твой первый бизнес, А. Андрусов. 12+
  • Бизнес Teens. Как начать своё первое дело и добиться успеха, М. Зобнина, Е. Тимохина. 12+
  • Почти взрослый бизнес. 10 шагов к своему делу, Л. Булавкина. 12+
  • Сказки Эльбы. О детских мечтах и взрослых делах. 6+
  • Деньги и бизнес для детей, Д. Васин. 6+
  • Волшебный банкомат-2, Т. Попова. 6+
  • Магазинчик летних надежд, Т. Попова. 6+
  • Мой первый миллион, Киндерномика, Н. Артемьева. 6+
  • Лавка Джо, Н. Редер. 6+
header-icon

Фильмы, которые помогут начать диалог о предпринимательстве

  • Корпорация монстров, 6+
  • История дельфина, 6+
  • Дети шпионов, 6+
  • Человек, который изменил всё, 12+
  • Мы купили зоопарк, 12+
  • В погоне за счастьем, 12+
  • Пряности и страсти, 12+
  • Тинейджер на миллиард, 12+
#образование
#дети
#родителям
#финансы и деньги

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Родителям/

Как объяснить ребёнку, кто такой предприниматель

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru