11.06.24
7 мин
Когда моему сыну было 5 лет, на ночь мы читали книгу «Сказки Эльбы» — истории предпринимателей, которые меняют мир вокруг нас и создают что-то новое. Мне хотелось не только на реальных примерах рассказать, что может делать предприниматель, но и показать сыну, какой он, этот человек, который умеет создавать мир вокруг.
Итак, предприниматель — не просто бизнесмен, который строит свою компанию, чтобы зарабатывать деньги. Всё гораздо больше и глубже. По крайней мере, именно такой, ценностный подход к предпринимательству мне хочется заложить в детях. В будущем кто-то из них создаст свой бизнес, кто-то станет фрилансером, а кто-то пойдёт строить корпоративную карьеру. Но на каждом пути есть место предпринимательским качествам и навыкам. Остальное — дело техники.
Звучит впечатляюще, но для полноты картины надо связать личность предпринимателя с его делами. Добавим немного практики — она будет разной в зависимости от возраста ребёнка.
Для дошкольников и младших школьников самый действенный метод — наглядный пример. Это правило работает во всех направлениях воспитания и образования.
Мы пришли в кофейню выпить чай и съесть пирожное — самое время обсудить, кто тут работает и готовит нам еду, а также предположить, каков человек, владеющий этим заведением. Оглядеться вокруг, найти авторские детали в интерьере, в названии, в меню, в том, как устроена детская комната. А как чувствуют себя посетители? Они довольны и счастливы или сердятся на долгое обслуживание и ошибки в чеках? А может быть, мы знаем этого человека, который решил открыть кафе, или есть возможность с ним познакомиться?
Так у детей формируются первые представления о том, как устроен бизнес и экономика, как распределяются роли владельца, управляющего или директора, наёмных сотрудников, которые выполняют разные задачи.
Практически любую жизненную ситуацию можно рассмотреть с предпринимательской точки зрения.
Случай из жизни. Примерно с 3 до 5 лет мой сын активно покупал маленькие машинки и создавал свой автопарк. Выбирая новую игрушку, мы обсуждали, как она создаётся: наверное, это происходит на большом заводе машинок, и там есть роботы, которые собирают миллионы моделей. А потом они отправляются в магазины и попадают в игрушечные автопарки маленьких мальчиков. Этим заводом, конечно, владеет какой-то успешный бизнесмен, ведь машинки очень популярны — значит, его бизнес может быть прибыльным.
В такие моменты пора включать ребёнка не просто в наблюдение, а в игру. Это можно сделать с помощью простого вопроса.
Смотри, у тебя есть целый автопарк, пока игрушечный. А мог бы ты уже сейчас сделать какой-то бизнес из него?
И ребёнок с радостью включается в эту игру. Мы можем провести аналогии с реальным миром, и он увидит связи, как зарабатываются деньги. Игрушечные машинки можно продать или обменять, когда они тебе будут надоедать. Причём не по одной, а целой коллекцией — это создаёт дополнительную ценность. Можно сдавать их в аренду другим мальчишкам, у которых такой коллекции нет. Они вернут её через какое-то время, и у тебя останется и доход от аренды автопарка, и твои же машинки.
Если вернуться к истории с кофейней, здесь также есть масса идей.
Что бы ты добавил в меню на месте владельца кафе? Если в будущем ты откроешь своё кафе, как его назовёшь?
Такой подход через исследование, вопросы, игры поможет детям понять суть предпринимательства и естественным образом вовлечёт ребят в полезную деятельность.
А как знакомить с предпринимательством подростка? Остановимся на двух практиках.
Экскурсии на заводы, фабрики, фермы, в другие организации, где можно изнутри посмотреть, как создаются продукты и вещи. Встречи с работниками разных профессий и возможность сделать что-то своими руками помогают строить новые нейронные связи, получать важные навыки и умения.
Например, мы съездили на Гжельский завод. Экскурсовод рассказал историю предприятия, его владельцев и лучших работников, мы посмотрели процесс создания изделий, а потом пошли на мастер-класс, где каждый сделал собственную «гжелку». Чтобы закончить эту цепочку, хорошо бы своё произведение где-то продать — найти клиентов и заработать деньги.
И тут можно перейти ко второй практике, всем знакомой и полезной для развития предпринимательского мышления — это участие в ярмарках.
Детские ярмарки бывают очень разные — от школьной благотворительной до серьёзной предпринимательской, которые совмещаются с защитой бизнес-проектов и питчами перед потенциальными инвесторами.
Детская предпринимательская среда растёт и создаёт благоприятные условия, чтобы с юных лет ребята учились находить возможности сделать свой вклад в экономику страны. Даже самые простые проекты позволяют школьникам погрузиться в деловую атмосферу, а это работает гораздо лучше любых объяснений.
Со своим сыном мы уже создавали и продавали карточки с полезными финансовыми советами, пекли печенье для ярмарок, делали мотивирующие наклейки, продавали кружки с авторскими картинками, которые он рисовал на уроках информатики в 1 классе. Станет он в будущем предпринимателем или нет, я не знаю. Уверена, что заложенные в детстве навыки уже помогают ему смотреть на мир по-другому, ценить ресурсы — время, деньги, уважать труд людей, которые создают продукты и оказывают услуги. А ещё у него нет страха начинать какое-то дело, создавать что-то новое.
В конце хочу вернуться к изначальному вопросу этой статьи — как доступно рассказать ребёнку про предпринимательство. Мой ответ, что надо не столько объяснять, сколько вовлекать и давать возможность попробовать быть предпринимателем в пусть очень простых, но собственных детских проектах.
Параллельное погружение в предпринимательскую среду — через книги, экскурсии, интересные встречи и разговоры — поможет создать целостное представление и ощущение причастности. Сегодня для такого приобщения к ценностям предпринимательства открывается много возможностей.
Вам понравилась статья?
В избранное
6 полезных привычек миллиардеров
Известные на весь мир предприниматели, заработавшие миллиарды (не унаследовав их от старших поколений семьи), могут быть вдохновляющим примером. Секреты успеха у каждого из них свои. Но есть некоторые привычки, которые их объединяют и при этом вполне доступны любому человеку.
Финансовая безопасность ребёнка: детские карты и смартфоны
У многих первоклассников уже есть смартфоны и банковские карты. Важно объяснить детям правила использования этих инструментов: как безопасно совершать с их помощью покупки, почему нельзя никому давать свою карту, как не попасться на уловки мошенников. Своим опытом с читателями СберСовы делится Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.
Как контролировать семейный бюджет, если живешь с подростком
Часто родители жалуются, что дети ведут себя как потребители, живут с уверенностью, что им все должны. А сами не стараются учиться, не помогают дома. И у родителей возникает закономерный вопрос: в чём причина такого отношения? Рассказывает Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru