11.06.24
7 мин
Итак, предприниматель — не просто бизнесмен, который строит свою компанию, чтобы зарабатывать деньги. Всё гораздо больше и глубже. По крайней мере, именно такой, ценностный подход к предпринимательству мне хочется заложить в детях. В будущем кто-то из них создаст свой бизнес, кто-то станет фрилансером, а кто-то пойдёт строить корпоративную карьеру. Но на каждом пути есть место предпринимательским качествам и навыкам. Остальное — дело техники.
Звучит впечатляюще, но для полноты картины надо связать личность предпринимателя с его делами. Добавим немного практики — она будет разной в зависимости от возраста ребёнка.
Для дошкольников и младших школьников самый действенный метод — наглядный пример. Это правило работает во всех направлениях воспитания и образования.
Мы пришли в кофейню выпить чай и съесть пирожное — самое время обсудить, кто тут работает и готовит нам еду, а также предположить, каков человек, владеющий этим заведением. Оглядеться вокруг, найти авторские детали в интерьере, в названии, в меню, в том, как устроена детская комната. А как чувствуют себя посетители? Они довольны и счастливы или сердятся на долгое обслуживание и ошибки в чеках? А может быть, мы знаем этого человека, который решил открыть кафе, или есть возможность с ним познакомиться?
Так у детей формируются первые представления о том, как устроен бизнес и экономика, как распределяются роли владельца, управляющего или директора, наёмных сотрудников, которые выполняют разные задачи.
Случай из жизни. Примерно с 3 до 5 лет мой сын активно покупал маленькие машинки и создавал свой автопарк. Выбирая новую игрушку, мы обсуждали, как она создаётся: наверное, это происходит на большом заводе машинок, и там есть роботы, которые собирают миллионы моделей. А потом они отправляются в магазины и попадают в игрушечные автопарки маленьких мальчиков. Этим заводом, конечно, владеет какой-то успешный бизнесмен, ведь машинки очень популярны — значит, его бизнес может быть прибыльным.
В такие моменты пора включать ребёнка не просто в наблюдение, а в игру. Это можно сделать с помощью простого вопроса.
И ребёнок с радостью включается в эту игру. Мы можем провести аналогии с реальным миром, и он увидит связи, как зарабатываются деньги. Игрушечные машинки можно продать или обменять, когда они тебе будут надоедать. Причём не по одной, а целой коллекцией — это создаёт дополнительную ценность. Можно сдавать их в аренду другим мальчишкам, у которых такой коллекции нет. Они вернут её через какое-то время, и у тебя останется и доход от аренды автопарка, и твои же машинки.
Если вернуться к истории с кофейней, здесь также есть масса идей.
Такой подход через исследование, вопросы, игры поможет детям понять суть предпринимательства и естественным образом вовлечёт ребят в полезную деятельность.
А как знакомить с предпринимательством подростка? Остановимся на двух практиках.
Экскурсии на заводы, фабрики, фермы, в другие организации, где можно изнутри посмотреть, как создаются продукты и вещи. Встречи с работниками разных профессий и возможность сделать что-то своими руками помогают строить новые нейронные связи, получать важные навыки и умения.
И тут можно перейти ко второй практике, всем знакомой и полезной для развития предпринимательского мышления — это участие в ярмарках.
Детские ярмарки бывают очень разные — от школьной благотворительной до серьёзной предпринимательской, которые совмещаются с защитой бизнес-проектов и питчами перед потенциальными инвесторами.
Детская предпринимательская среда растёт и создаёт благоприятные условия, чтобы с юных лет ребята учились находить возможности сделать свой вклад в экономику страны. Даже самые простые проекты позволяют школьникам погрузиться в деловую атмосферу, а это работает гораздо лучше любых объяснений.
В конце хочу вернуться к изначальному вопросу этой статьи — как доступно рассказать ребёнку про предпринимательство. Мой ответ, что надо не столько объяснять, сколько вовлекать и давать возможность попробовать быть предпринимателем в пусть очень простых, но собственных детских проектах.
Параллельное погружение в предпринимательскую среду — через книги, экскурсии, интересные встречи и разговоры — поможет создать целостное представление и ощущение причастности. Сегодня для такого приобщения к ценностям предпринимательства открывается много возможностей.
#образование
#дети
#родителям
#финансы и деньги
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruМосковская биржа готовит к запуску новый индекс, который должен сделать торговлю более прозрачной для инвесторов, а инсайдеров предостеречь от нарушений. Инвесторы увидят, как сделки инсайдеров влияют на котировки активов. При этом информацию для индекса будут давать сами эмитенты в добровольном порядке.
Снять недорогое и приличное жильё — задача не из лёгких. Как арендовать квартиру выгодно? На какие детали обратить внимание? Что необходимо обсудить с хозяином до сделки? На чём можно сэкономить без ущерба для качества жизни? Разбираемся во всём по порядку
Казалось бы, давать детям деньги за хорошее поведение, учёбу или уборку дома — так себе идея. А есть ли у финансовой мотивации какие-то плюсы? И стоит ли вообще внедрять денежное стимулирование в жизнь детей? СберСова вместе с экспертом по финансовой грамотности Анной Деньгиной разбирается в вопросе.