

Давайте разберёмся, как можно превратить задачу дарения и получения подарков в полезный для финансового развития проект и расставить все точки над i.
Начнём с вопроса, что дарить. Как сделать так, чтобы подарки принесли пользу и удовольствие? И главным инструментом для решения этих задач может стать вишлист. Его можно сделать в специальном приложении, заметках или таблице. Главное, чтобы те, кто получит вишлист, могли понять пожелание ребёнка и зафиксировать своё намерение сделать именно этот подарок, забронировать его.
У моего семилетнего сына Данича есть смартфон, поэтому первый шаг в создании вишлиста — самостоятельный. Я прошу его писать свои хотелки в отдельную заметку на телефоне. Для этого я научила его пользоваться такой функцией. Вот так это выглядело к его семилетию.

Дальше я переносила вишлист в облачную таблицу с общим доступом к файлу. Добавляла туда максимум удобства для дарителей: ссылки на варианты покупок, место, где надо записать бронь. Также добавляла ряд идей, которые сын не вписал в свой список, но как мама я знаю, что это тоже пригодится. Мы обсуждаем с ним желания очень часто. Есть отдельный список желаний, поэтому перенести оттуда идеи для подарков вполне логично.

Годам к двенадцати или раньше мой сын сделает такую таблицу самостоятельно.
Составлять список можно с детьми в возрасте от трёх-четырёх лет, когда они делают первые шаги в самостоятельном выборе. Чем младше ребёнок, тем ближе должен быть вишлист к дате празднования. Постепенно срок растёт, и совсем здорово, если дети начнут заранее записывать свои даже относительно далёкие желания в отдельную заметку. Это помогает им целенаправленно ждать срока.
Так что не откладывайте эту практику в долгий ящик, начинайте в любой удобный момент. Инициируйте процесс сами и помогите ребёнку сделать первые шаги. Лет с 10-11 он начнёт справляться сам, если вовлекать его с дошкольного возраста.
Что делать, если в список хотелок попало что-то такое, чего, по-вашему мнению, там быть не должно?
Конечно, многое зависит от возраста ребёнка. Повлиять на подростка будет сложно. Именно поэтому работу надо начинать гораздо раньше, чем в подростковом возрасте, вкладывая в детскую голову определённые ценности и правила, что приемлемо, а что нет.
Если запрещёнка всё же есть, определите уровень своей критичности. Возможно, в выборе ребёнка нет ничего опасного, а есть просто бесполезное, что, конечно, может раздражать. Обсудите, зачем ему это надо, что он будет с этим делать. Не исключено, что вы услышите убедительную аргументацию. Если здравого зерна нет совсем, спросите, хочет ли ребёнок узнать ваше мнение про этот подарок. Если нет, то и не надо ничего говорить. Если хочет, стоит тактично высказать своё отношение к этому желанию и его пользе. Можно предложить в качестве альтернативы какие-то более интересные, на ваш взгляд, идеи.
Если вы хотите, чтобы в вишлисте оказались только полезные и рациональные подарки, стоит признать, что вряд ли это на 100% возможно. Не только для детей, но и для взрослых доля бесполезности нормальна, подобные приобретения нередко приносят нам много радости. Но чтобы польза всё-таки увеличивалась, надо больше обсуждать потребности, делиться идеями, а также отказывать в каких-то покупках, которых ребёнок добивается вне праздника.
Если ребёнок хочет получить деньги вместо подарков, это нормально. Это его право. Мой сын внёс деньги в свой вишлист в пять лет, потому что у него была идея накопить 42 000 рублей на квадроцикл, и он это сделал с учётом подаренных денег.
Я практикую именно такой подход. Крупные накопления сына лежат на отдельном счёте, к которому у него нет доступа. Но когда он просит — мы обсуждаем, как он хочет их потратить, я говорю ему свои аргументы за или против этих трат, он размышляет и принимает финальное решение. Далее я перевожу ему сумму и скрин с тем, сколько денег списано и сколько осталось, чтобы он понимал: баланс его счёта-копилки уменьшился.
Гости бывают с разными финансовыми возможностями, так что все смогут выбрать вариант в рамках своего бюджета. Но можно сделать и более ровную по цене подборку — например, от 700 до 2000 рублей.
Если ребёнок хочет реально дорогую вещь, лучше всего подарить это через деньги и с помощью отношения к этому как к финансовой цели. Тогда все деньги отправляются в копилку, и в лучшем случае их хватит на что-то крупное. А может, и нет, и процесс накоплений нужно продолжать.
Это вопрос того же вишлиста. Когда впереди маячит день рождения друга, надо спросить, есть ли у него вишлист. Далее оценить, что хочется подарить и сколько денег можно потратить.
У детей, конечно, есть ожидание, что платить будут родители, ведь личных денег может не хватить или жалко их тратить. Но если ребёнок ничего не вкладывает в подарок своим друзьям, это обесценивает опыт.
В итоге подобрали конструктор за 6000 рублей. Я говорю, что могу выделить только 3000 рублей, и спрашиваю, готов ли он взять из своей копилки тоже 3000 рублей. Да, готов! Отлично! Это подарок от нас двоих не просто на словах, но и на деле.
Хорошая практика, как всегда, где-то посередине.

Например, средний презент другу стоит 2000 рублей. Предположим, что у ребёнка пять друзей, то есть общая сумма составит 10 000 рублей. Выдавайте ребёнку 500 рублей в месяц и 500 платите сами. В год получится 12 000 рублей. Да, всё это ваши деньги — но они попадают в общий фонд частично через руки ребёнка, а значит, включают его в процесс, он понимает свой вклад и его ценность.
Когда будет меняться ситуация, например, ребёнок начнёт зарабатывать, можно уменьшать свой вклад. И сообщить ему, что его вклад в подарки друзьям увеличивается, а ваш уменьшается.
#дети
#родителям
#финансы и деньги
В избранное
Комментариев пока нет
Сфера финансовых услуг активно меняется: появляются новые технологические решения, а доступ к привычным услугам становится проще. О том, какие технологии актуальны сегодня и что будет завтра, как меняются процессы в финансовой сфере, рассказываем в статье.

Лето, каникулы, список литературы на лето — знакомая формула для родителей всех школьников. Современный мир требует не только академических знаний, но и умения мыслить стратегически, принимать решения и находить нестандартные подходы в разных ситуациях. Постоянный автор СберСовы и эксперт по финансовой грамотности Анна Деньгина рассказывает о книгах, которые помогут детям разных возрастов развить предпринимательское мышление, финансовую грамотность и другие важные для жизни навыки.

Финансовая грамотность начинается с самого детства. В школах дети изучают множество предметов, мы отправляем их на разные кружки и секции, но очень часто забываем научить их грамотно обращаться с деньгами. Задача взрослых — обратить внимание на своё финансовое поведение, привычки и показывать правильный пример своим детям. Команда Персонального финансового планирования Сбера совместно со СберКлевером решили обратить внимание на важность детской финансовой грамотности и пообщались напрямую с детьми. Мы выяснили, кем они видят себя в будущем, как представляют финансовую подушку и что планируют делать с большими суммами денег. Подробнее — в видеоролике.

Поговорите со своим ребёнком о страховании — что это, как и от чего можно защититься с помощью страховых инструментов. Будет полезно напомнить себе и объяснить ребёнку, насколько важно предвидеть риски. Многие люди не задумываются о ситуациях, которые способны нарушить привычный размеренный ход жизни. Мы не можем их предугадать, а вот обезопасить себя от последствий — вполне реально. СберСова рассуждает на эту тему вместе с Ольгой Андреевой, федеральным экспертом Ассоциации развития финансовой грамотности.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000