Онлайн-курсыЖурналПроверь себяСпецпроектыПодкасты

Подарки и финансовое развитие детей: миф или реальность

05.03.24

7 мин

Подарки и финансовое развитие детей: миф или реальность

Подарки — большая статья расходов в бюджете семьи, особенно когда есть дети и их многочисленные друзья. В какой-то момент идеи заканчиваются, а на повестке дня встаёт вопрос — кто должен финансировать покупку презента, подрастающий ребёнок из своих карманных денег или всё же родители. Анна Деньгина, эксперт по финансовому развитию детей, делится собственным опытом и практикой.

Что дарить?

Давайте разберёмся, как можно превратить задачу дарения и получения подарков в полезный для финансового развития проект и расставить все точки над i.

Начнём с вопроса, что дарить. Как сделать так, чтобы подарки принесли пользу и удовольствие? И главным инструментом для решения этих задач может стать вишлист. Его можно сделать в специальном приложении, заметках или таблице. Главное, чтобы те, кто получит вишлист, могли понять пожелание ребёнка и зафиксировать своё намерение сделать именно этот подарок, забронировать его.

У моего семилетнего сына Данича есть смартфон, поэтому первый шаг в создании вишлиста — самостоятельный. Я прошу его писать свои хотелки в отдельную заметку на телефоне. Для этого я научила его пользоваться такой функцией. Вот так это выглядело к его семилетию.

Дальше я переносила вишлист в облачную таблицу с общим доступом к файлу. Добавляла туда максимум удобства для дарителей: ссылки на варианты покупок, место, где надо записать бронь. Также добавляла ряд идей, которые сын не вписал в свой список, но как мама я знаю, что это тоже пригодится. Мы обсуждаем с ним желания очень часто. Есть отдельный список желаний, поэтому перенести оттуда идеи для подарков вполне логично.

Годам к двенадцати или раньше мой сын сделает такую таблицу самостоятельно.

Умение собирать свой вишлист очень полезно для детей, потому что:

  • учит лучше понимать свои желания;
  • учит точно выражать, что хочешь;
  • учит понимать цену своего желания;
  • учит понимать, что не всегда эти желания есть, ты не знаешь, чего хочешь, и это вызывает разные эмоции про себя самого;
  • развивает эмпатию — ребёнку будет легче объяснить, что и другие люди имеют свои желания, потребности;
  • приучает ребёнка к планированию и составлению списков любых желаний и потребностей.

Составлять список можно с детьми в возрасте от трёх-четырёх лет, когда они делают первые шаги в самостоятельном выборе. Чем младше ребёнок, тем ближе должен быть вишлист к дате празднования. Постепенно срок растёт, и совсем здорово, если дети начнут заранее записывать свои даже относительно далёкие желания в отдельную заметку. Это помогает им целенаправленно ждать срока.

Так что не откладывайте эту практику в долгий ящик, начинайте в любой удобный момент. Инициируйте процесс сами и помогите ребёнку сделать первые шаги. Лет с 10-11 он начнёт справляться сам, если вовлекать его с дошкольного возраста.

А если ребёнок хочет ерунду или запрёщенку?

Что делать, если в список хотелок попало что-то такое, чего, по-вашему мнению, там быть не должно?

Конечно, многое зависит от возраста ребёнка. Повлиять на подростка будет сложно. Именно поэтому работу надо начинать гораздо раньше, чем в подростковом возрасте, вкладывая в детскую голову определённые ценности и правила, что приемлемо, а что нет.

Если запрещёнка всё же есть, определите уровень своей критичности. Возможно, в выборе ребёнка нет ничего опасного, а есть просто бесполезное, что, конечно, может раздражать. Обсудите, зачем ему это надо, что он будет с этим делать. Не исключено, что вы услышите убедительную аргументацию. Если здравого зерна нет совсем, спросите, хочет ли ребёнок узнать ваше мнение про этот подарок. Если нет, то и не надо ничего говорить. Если хочет, стоит тактично высказать своё отношение к этому желанию и его пользе. Можно предложить в качестве альтернативы какие-то более интересные, на ваш взгляд, идеи.

Если вы хотите, чтобы в вишлисте оказались только полезные и рациональные подарки, стоит признать, что вряд ли это на 100% возможно. Не только для детей, но и для взрослых доля бесполезности нормальна, подобные приобретения нередко приносят нам много радости. Но чтобы польза всё-таки увеличивалась, надо больше обсуждать потребности, делиться идеями, а также отказывать в каких-то покупках, которых ребёнок добивается вне праздника.

Например, друг моего сына занимается баскетболом. В какой-то момент Данич захотел домой кольцо и баскетбольный мяч, причём срочно! Я могла бы сразу заказать сама, но сказала, что это отличный вариант для подарка на день рождения, включи в вишлист, и кто-то из гостей обязательно выберет его. Так и случилось.

Можно ли дарить ребёнку деньги?

Если ребёнок хочет получить деньги вместо подарков, это нормально. Это его право. Мой сын внёс деньги в свой вишлист в пять лет, потому что у него была идея накопить 42 000 рублей на квадроцикл, и он это сделал с учётом подаренных денег.

Однако тут стоит обсудить несколько моментов

  • Получит ли ребёнок искреннюю радость от денег, а не от чего-то вещественного?
    Я тоже сталкивалась с этим на практике. Когда сын делал упор на деньги, то потом грустил из-за того, что красивых пакетов с подарками было мало. В пять-шесть лет ребёнку ещё трудно оценить, большая сумма или маленькая. Однако с возрастом он начнёт понимать, что подарили много, а значит, можно потратить либо отложить деньги на свою цель.
  • Если сумма получается реально большая, стоит позаботиться о безопасности.
    Лучше открыть счёт в банке, а вопрос, как потратить деньги, останется в поле общего диалога. Запретить тратить подаренную сумму на эмоциональные покупки скорее нельзя, но поделиться своим мнением, которое может предостеречь от неразумных трат, можно и нужно.

Я практикую именно такой подход. Крупные накопления сына лежат на отдельном счёте, к которому у него нет доступа. Но когда он просит — мы обсуждаем, как он хочет их потратить, я говорю ему свои аргументы за или против этих трат, он размышляет и принимает финальное решение. Далее я перевожу ему сумму и скрин с тем, сколько денег списано и сколько осталось, чтобы он понимал: баланс его счёта-копилки уменьшился.

Кстати, хорошая практика, если в вишлисте будут подарки, ограниченные по сумме, например, 5000 рублей. Но при этом будут и другие варианты с точки зрения бюджета. Например, 500 или 1000 рублей.

Гости бывают с разными финансовыми возможностями, так что все смогут выбрать вариант в рамках своего бюджета. Но можно сделать и более ровную по цене подборку — например, от 700 до 2000 рублей.

Если ребёнок хочет реально дорогую вещь, лучше всего подарить это через деньги и с помощью отношения к этому как к финансовой цели. Тогда все деньги отправляются в копилку, и в лучшем случае их хватит на что-то крупное. А может, и нет, и процесс накоплений нужно продолжать.

Что дарить друзьям вашего ребёнка?

Это вопрос того же вишлиста. Когда впереди маячит день рождения друга, надо спросить, есть ли у него вишлист. Далее оценить, что хочется подарить и сколько денег можно потратить.

У детей, конечно, есть ожидание, что платить будут родители, ведь личных денег может не хватить или жалко их тратить. Но если ребёнок ничего не вкладывает в подарок своим друзьям, это обесценивает опыт.

Однажды мы с сыном (тогда ему было шесть лет) искали, что подарить на день рождения его старшему сводному брату. Зашли в магазин, и Данич выбрал конструктор за 20 000 рублей. Я сказала, что это слишком большой бюджет, и спросила, готов ли он выделить свои накопления на такую дорогую вещь. Нет, не готов! Давай смотреть другие варианты.

В итоге подобрали конструктор за 6000 рублей. Я говорю, что могу выделить только 3000 рублей, и спрашиваю, готов ли он взять из своей копилки тоже 3000 рублей. Да, готов! Отлично! Это подарок от нас двоих не просто на словах, но и на деле.

Хорошая практика, как всегда, где-то посередине.

Вот что можно делать регулярно, чтобы вовлекать ребёнка делать свой вклад в подарки:

  • составьте календарь дней рождений друзей вместе с ребёнком.
    Прямо на целый год. Сюда же можно добавить общие праздники. Мы делаем это в таблице годового планирования подарков;
  • записывайте, что хотят друзья, что им вообще нравится;
  • откройте совместный счёт «Фонд подарков» и определите его бюджет. Ежемесячно пополняйте счёт.

Например, средний презент другу стоит 2000 рублей. Предположим, что у ребёнка пять друзей, то есть общая сумма составит 10 000 рублей. Выдавайте ребёнку 500 рублей в месяц и 500 платите сами. В год получится 12 000 рублей. Да, всё это ваши деньги — но они попадают в общий фонд частично через руки ребёнка, а значит, включают его в процесс, он понимает свой вклад и его ценность.

Когда будет меняться ситуация, например, ребёнок начнёт зарабатывать, можно уменьшать свой вклад. И сообщить ему, что его вклад в подарки друзьям увеличивается, а ваш уменьшается.

Помните, что вода камень точит. И если с ранних лет (3+) вести с детьми разговор о личных потребностях, желаниях, учить ответственному отношению к финансам, то во взрослой жизни люди смогут делать осознанный выбор, будут лучше понимать других, научатся радовать близких и самих себя. А не совершать хаотичные праздные траты, которые могут проделать никому не нужную дыру в бюджете.

#дети

#родителям

#финансы и деньги

В избранное

Комментариев пока нет

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2025 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru

    На этом сайте используются Cookies.

    Подробнее