header-image

Сколько стоит внимание

02.09.24

4 мин

Младшие школьники ещё не могут зарабатывать, но уже способны экономить деньги семьи. Очень важно донести до них идею, что обучение в школе — это работа. И то, насколько качественно ребёнок её выполняет, влияет на благосостояние семьи. Поговорим на эту тему с Ольгой Андреевой, федеральным экспертом Ассоциации развития финансовой грамотности.

Почему основная работа школьника — это учёба

Логично, если ребёнок не успевает по школьной программе, не сосредоточен на уроках, вам придётся нанимать репетиторов, тратить время и деньги на оплату дополнительных занятий по школьным предметам. А это серьёзная нагрузка на семейный бюджет.

Доходчиво объяснить ребёнку, как сильно качество его учёбы влияет на семейный бюджет, поможет стихотворение талантливого педагога Аллы Несериной «Сколько стоит внимание?». Алла Михайловна инсценировала его с учениками младших классов, чтобы школьники могли понять — время обучения имеет очень высокую цену. Оно позволяет не только хорошо учиться, но и серьёзно сэкономить семейный бюджет. Пример девочки Маши, которая с 1 класса была невнимательна и настолько плохо училась, что родителям пришлось нанять репетиторов по всем основным предметам, очень показателен.

Мы сказочку вам расскажем: Была в нашем классе Маша. Жили она да была… На уроках себя плохо вела. Конечно, она обаятельная, Но больно уж невнимательная. На ней кофта, конечно, новая, Но Маша-то избалованная! Скоро Маша попала в беду: А просто выходят двойки в году! Как же теперь ей диктанты писать? Как же ЕГЭ она будет сдавать? Пока Маша думала, что за дела, Репетитора мама дочке нашла! И сказал нашей Маше весь класс: — Ты деньги семьи тратишь сейчас!!! Где же твоё понимание? Вот же цена внимания! Ну-ка, милые ребята, Доставайте калькулятор!

Мы всё внимательно подсчитали: один урок репетитора стоит от 1000 рублей. Если репетитор будет проводить 2 урока русского языка и 2 урока математики в неделю до 11-го класса, то семья Маши потратит на это 1,6 млн рублей. А на эти деньги можно было бы купить 20 смартфонов или 15 ноутбуков, совершить 5 поездок на отдых в Турцию всей семьёй или купить автомобиль.

Мы расчёты показали Маше, В ужасе была подруга наша!

Через образ Маши мы можем донести до ребёнка информацию о том, что ему не нужно сейчас думать о самостоятельном заработке, но родители ждут, что он поможет экономить семейный бюджет. Ведь правильно и последовательно выполняя обязанности ученика, он помогает родителям логично распределять бюджет и пополняет свои знания бесплатно в общеобразовательных организациях.

Так гипотеза проекта Подтвердиться не смогла: Заработать могут дети Много денег, вот дела! Они могут на уроках Не болтать и не шалить И своим вниманьем могут Бюджет семейный сохранить!

Поощрять ли помощь по дому или успехи в учёбе деньгами

Не рекомендуется поощрять детей деньгами за выполнение обязанностей по дому или положительные оценки в школе. Понятно, что прилежно учиться каждый день — сложно, а порой просто не хочется. Но важно создавать положительную мотивацию к обучению — например, рассказать ребёнку, как много важного он узнает в школе для будущей профессии (если он мечтает стать пилотом или освоить другую специальность).

Если ребёнка поощрять материально, это будет в перспективе не очень благоприятно сказываться на личной мотивации. Когда пропадёт стимул в виде денежных вознаграждений, есть риск, что школьник не будет видеть смысла учиться дальше, не будет понимать, зачем ему поддерживать порядок в своей комнате и содержать личные вещи в чистоте.

В то же время наказывать лишением денег за слабую успеваемость — также плохая идея. Если ребёнок учится не очень хорошо, скорее всего, ему непонятен материал, либо он не может сосредоточиться на учебном процессе по другим причинам.

Менять ли сумму карманных денег в зависимости от успехов в учёбе

Все родители сталкиваются с вопросом, как правильно выдавать ребёнку деньги на карманные расходы, какую сумму и в рамках каких правил. Если говорить про общие рекомендации, то карманные деньги — это своего рода начало обучения ребёнка основам финансовой грамотности. Сумма и регулярность выдачи карманных денег — вопрос возможностей самих родителей.

  • Очевидно, что дошкольнику и ученику начальных классов не стоит давать крупные суммы денег.
  • У ребёнка подросткового возраста — другие интересы и потребность в расходах, в отличие от малыша. Подростку, например, хочется с друзьями сходить в кино, перекусить в кафе, купить цветы девушке в подарок.

Важно заранее обсудить всё, что касается карманных денег

Размер суммы, периодичность выдачи денег — это личный вопрос, и каждый родитель решает его с учётом своего опыта и убеждений. Что бы вы ни решили, проговорите это вместе, это поможет избежать недопонимания и двойных стандартов.

Также важно чётко установить, за какие провинности ребёнок может лишиться карманных денег и на какой срок. Например, прогулял школу — лишаешься карманных денег на неделю, испортил преднамеренно какие-либо вещи дома — на месяц. У ребёнка должен сформироваться чёткий алгоритм причинно-следственных связей: если что-то испортил намеренно, нарушил оговорённые правила, то последуют штрафные санкции.

Из личного опыта

Личный опыт показал, что не следует поощрять за хорошие отметки деньгами. Любой человек успешно занимается только тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Наша задача состоит в том, чтобы показать, что у каждого в семье есть свои дела и обязанности. Для ребёнка это учёба и, например, уборка игровой зоны. А если он ждёт, что за это будут платить, то из творческого делания его помощь и любая деятельность превратится в зарабатывание денег.

Заменив любовь и привязанность, как регуляторы поведения дошкольника, на денежное вознаграждение, вы заметите, что ценность этих чувств сначала снизится, а затем исчезнет. Суть финансового воспитания не в том, чтобы заменить родственные и добрые отношения в семье на денежные. Если вы договоритесь с ребёнком, за какие действия готовы давать вознаграждение, то проанализируйте ещё раз, что именно вы подменяете деньгами. Доплачивая за его прямые обязанности по обучению, помните, что тогда без оплаты он не будет качественно получать знания и применять их в дальнейшем по назначению.

header-icon

Тематические мультфильмы вам в помощь

  • Мультфильм «Про Миру и Гошу»: серии «Мама устала» и «Нехочуха»

После просмотра стоит обсудить, о чём мультфильм, к каким выводам дети пришли после просмотра.

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Родителям/

Сколько стоит внимание

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru