05.10.21
3 мин
Иванов — собирательный образ россиянина со средними доходами и средним уровнем жизни. Не бедного и не богатого. А «Потребительский индекс Иванова», который с 2013 года ежеквартально измеряют специалисты SberCIB Investment Research — это отражение того, как и на что тратят деньги россияне, как меняются их предпочтения и потребительское поведение. Но главное — как сами Ивановы оценивают экономическую ситуацию в стране сейчас и в обозримом будущем.
Методика расчёта похожа на ту, что используется в квартальных исследованиях самого Росстата и в потребительских индексах стран ЕС. При этом «Индекс Иванова» содержит намного больше вопросов, относящихся к потребительскому поведению людей со средним уровнем дохода. То есть этот индекс приближен к потребностям людей, а не к абстрактной макроэкономике.
Как же выглядит этот самый средний человек и как меняются его предпочтения?
Так, доля Ивановых, пытающихся экономить на отдыхе и развлечениях, снижается начиная с осени прошлого года, по данным СБЕР Про | Медиа (sber.pro). Сейчас таких россиян — 40 и 45% соответственно, что на 4–6 процентных пунктов (п. п.) меньше, чем в первом квартале 2021 года и на 20 п. п. ниже, чем во втором квартале 2020 года.
Доля тех, кто пытался меньше тратить на еду в ресторанах и кафе, достигла нового минимума — 45% (51% в I квартале 2021 года, 68% — во II квартале 2020 года).
Этому способствует и рост доходов. Средняя зарплата выросла с 38,7 тысяч рублей до 40 тысяч. Подросли и сбережения, в среднем на 5% — до 54 тысяч рублей. А доля дохода, направляемого на сбережения, увеличилась с 7,2 до 7,5%. Доля тех, кто считает, что сейчас не время для сбережений, стала ниже и составила 39%.
Доля Ивановых, покупающих в интернете, превышает 60%. Этот показатель не растёт с 2019 года, однако ассортимент того, что люди заказывают, постоянно увеличивается. Так, за год доля опрошенных, заказывающих еду из ресторанов, выросла с 38 до 42%.
Ещё один важный факт — 26% Ивановых готовы отказаться от недостаточно экологичных товаров. Ещё в первом квартале этот показатель был намного скромнее — 18%. Доля тех, кто готов переплачивать за товары и услуги с меньшей нагрузкой на окружающую среду, составляет 22%. Причём среди них 16% считают оправданной пятипроцентную наценку за экологичность, а 6% согласны платить и больше.
«Индекс Иванова» — самый масштабный в России индекс потребительской уверенности и один из самых известных российских потребительских индексов за рубежом. На его выводы опираются многие исследования потребительского поведения россиян и оценки экономического положения в стране. В мае 2020 года он достиг минимального значения в –36%, но с тех пор настроения россиян постепенно улучшились — в первом полугодии 2021 года индекс составил –17%.
Вам понравилась статья?
В избранное
Сколько заплатят за декретный отпуск в 2023 году
От чего зависит продолжительность декретного отпуска и какое пособие можно получить от государства? Как рассчитывается сумма и кто может на неё претендовать? Какие лимиты и сроки выплат действуют в 2023 году? Подробнее — в статье СберСовы.
Договор поколений: финансовое воспитание от бабушки и дедушки
Начиная финансовое воспитание, родители надеются на быстрое усвоение детьми полученных знаний. Что может этому помешать? Отсутствие согласованных действий между родственниками из разных поколениями. Следовательно, необходимо договариваться со всеми взрослыми членами семьи. Ольга Андреева, федеральный эксперт АРФГ, рассказывает, как создать единый вектор развития финграмотности в рамках одной семьи.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru