05.10.21
3 мин
Иванов — собирательный образ россиянина со средними доходами и средним уровнем жизни. Не бедного и не богатого. А «Потребительский индекс Иванова», который с 2013 года ежеквартально измеряют специалисты SberCIB Investment Research — это отражение того, как и на что тратят деньги россияне, как меняются их предпочтения и потребительское поведение. Но главное — как сами Ивановы оценивают экономическую ситуацию в стране сейчас и в обозримом будущем.
Методика расчёта похожа на ту, что используется в квартальных исследованиях самого Росстата и в потребительских индексах стран ЕС. При этом «Индекс Иванова» содержит намного больше вопросов, относящихся к потребительскому поведению людей со средним уровнем дохода. То есть этот индекс приближен к потребностям людей, а не к абстрактной макроэкономике.
Как же выглядит этот самый средний человек и как меняются его предпочтения?
Так, доля Ивановых, пытающихся экономить на отдыхе и развлечениях, снижается начиная с осени прошлого года, по данным СБЕР Про | Медиа (sber.pro). Сейчас таких россиян — 40 и 45% соответственно, что на 4–6 процентных пунктов (п. п.) меньше, чем в первом квартале 2021 года и на 20 п. п. ниже, чем во втором квартале 2020 года.
Доля тех, кто пытался меньше тратить на еду в ресторанах и кафе, достигла нового минимума — 45% (51% в I квартале 2021 года, 68% — во II квартале 2020 года).
Этому способствует и рост доходов. Средняя зарплата выросла с 38,7 тысяч рублей до 40 тысяч. Подросли и сбережения, в среднем на 5% — до 54 тысяч рублей. А доля дохода, направляемого на сбережения, увеличилась с 7,2 до 7,5%. Доля тех, кто считает, что сейчас не время для сбережений, стала ниже и составила 39%.
Доля Ивановых, покупающих в интернете, превышает 60%. Этот показатель не растёт с 2019 года, однако ассортимент того, что люди заказывают, постоянно увеличивается. Так, за год доля опрошенных, заказывающих еду из ресторанов, выросла с 38 до 42%.
Ещё один важный факт — 26% Ивановых готовы отказаться от недостаточно экологичных товаров. Ещё в первом квартале этот показатель был намного скромнее — 18%. Доля тех, кто готов переплачивать за товары и услуги с меньшей нагрузкой на окружающую среду, составляет 22%. Причём среди них 16% считают оправданной пятипроцентную наценку за экологичность, а 6% согласны платить и больше.
«Индекс Иванова» — самый масштабный в России индекс потребительской уверенности и один из самых известных российских потребительских индексов за рубежом. На его выводы опираются многие исследования потребительского поведения россиян и оценки экономического положения в стране. В мае 2020 года он достиг минимального значения в –36%, но с тех пор настроения россиян постепенно улучшились — в первом полугодии 2021 года индекс составил –17%.
#финансы и деньги
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruВам понравилась статья?
В избранное
Нередко можно услышать обидную присказку — если ты такой умный, то почему такой бедный. При этом если посмотреть на поступки и высказывания некоторых очень богатых и статусных людей, может показаться, что далеко не все они отличаются большим умом. Рассказываем, как определяется уровень интеллекта и как он влияет на нашу способность зарабатывать деньги.
Лучший способ почувствовать себя взрослым и самостоятельным — начать зарабатывать деньги. И пусть сначала будут небольшие суммы, но они самые ценные, лично заработанные. Если сын или дочь найдут работу в свободное от учёбы время (в тултип: например, в период каникул) и начнут зарабатывать, обязательно поддержите их и подскажите, как выстраивать отношения с потенциальными работодателями. СберСова поговорила на эту тему с Ольгой Андреевой, федеральным экспертом Ассоциации развития финансовой грамотности.
До Нового года остались считанные недели, а значит, уже можно начинать подготовку к любимому празднику. В статье расскажем, на чём можно сэкономить, чтобы остаться с деньгами на каникулах, как правильно подготовиться к празднику, чтобы встретить Новый 2025 год во всеоружии, на чём можно сэкономить и где недорого отдохнуть на каникулах. А бонусом вы узнаете, что такое шринкфляция.
Каждый день мы сталкиваемся с тысячами товарных знаков. Они окружают нас повсюду — шильдики на капотах автомобилей, звуковые заставки телепередач, бирки на одежде и даже формы упаковки любимых напитков. СберСова рассказывает, зачем нужен товарный знак и как самому его зарегистрировать.