В верности этого утверждения в определённый момент убеждается каждый родитель. Вот и я, мама с десятилетним стажем, пришла к такой же мысли. Пришла на самом деле давно, когда у нашей старшей, четырёхлетней тогда Веры появился младший братик Илья. Младенец, конечно, довольствовался простыми радостями (папа и мама рядом — уже хорошо), но дочке уже вовсю хотелось стать взрослой.
Проявилось это желание в том числе в интересе к деньгам — поначалу в игре в магазин, но чем старше становилась дочка, тем сильнее в ней была тяга к самостоятельности. Решающий момент наступил, когда Вера пошла в первый класс. Не скажу, что её очень уж соблазнил ассортимент школьного буфета, скорее вдохновил пример одноклассников, которые могли там что‑то покупать. Дочка пришла к нам и завела разговор о собственных финансах. Разговор был непростым, но удалось убедить Веру, что распоряжаться деньгами может тот, кто умеет считать. К ней это в тот момент не относилось.
Честно признаю, скорее всего, её убедили не наши доводы — так сложилось, что через несколько дней дочка отправилась на каникулы к бабушке, и та ей доказала на деле, насколько мы правы. Достаточно было похода на рынок — продавцы норовили то обсчитать, то обвесить. Вера сделала выводы — поняла, что надо очень хорошо дружить с математикой, чтобы распоряжаться деньгами.
Прошла пара лет, и дочка получила в подарок от родственников тысячу рублей. Мы решили, что контролировать траты не будем, понаблюдаем в сторонке. Варежки‑непромокайки, подарок близкому другу, кулёк конфет для всех членов семьи — и деньги кончились.
Дочка загрустила и всё чаще стала поднимать финансовую тему — рассказывала, например, что одноклассникам родители платят за хорошие оценки и помощь по дому. Разговоров было много. Мы объясняли Вере, насколько непросто нашей семье достаются деньги, что нам с мужем действительно тяжело совмещать работу в нескольких местах, что мы устаём. Во время совместных походов в магазин старались обращать внимание на ценники или пересматривать и обсуждать после покупок чеки. Дочь отказалась от идеи пятёрок за деньги, но карманные деньги всё равно хотела, так что мы предложили ей копить подаренные. Это сработало, но не скажу, что идеально — всё, что она получает от родственников, она не тратит. Возможно, дело в страхе. На эту мысль меня натолкнуло её поведение в магазине — выбирает самое копеечное, по акции. Сейчас стараемся с этим работать, объясняем, что дешёвое не всегда качественное и что важно не только экономить, но и радовать себя.
Нашей семье повезло — мы с мужем классические дети 90-х. Мужа мать растила одна, я из многодетной семьи, которой приходилось выкручиваться и постоянно экономить. Мы знаем цену деньгам, понимаем, насколько опасно транжирство, но понимаем и то, что во всём себя ограничивать нельзя — случится срыв. Но так получается не у всех семей — многие пары сложились из людей, в чьих семьях было совсем разное отношение к деньгам.
Сергей рос в семье, где деньги лежали «в тумбочке» — родители складывали зарплаты в общий кошелёк, но нашему герою и его братьям категорически запрещалось самовольно ими распоряжаться. Зато мать с отцом прислушивались к желаниям детей — если те объясняли, что им нужно и зачем, то требуемую сумму (в пределах разумного) родители старались выделить. В итоге у тогда ещё маленького Сергея сформировалось представление о том, что деньги не игрушка и ими нельзя распоряжаться в угоду сиюминутной прихоти. Похожую модель он хотел ввести и в своей семье.
В семье его жены практиковался совсем другой подход: Марию обеспеченные родители баловали, выдавали карманные не по графику, а по первому требованию. Она привыкла, что деньги и достаются, и тратятся легко. Тот же подход она прививает и Злате. Любой каприз дочки исполняется. В итоге у трёхлетней Златы есть собственная копилка, пополняют её родители по первому зову. Любимое занятие — походы по магазинам, семья частый гость в отделе игрушек, и любая понравившаяся тут же покупается. Правда, дома ребёнок приобретениями не особенно интересуется, ей больше нравится сам факт выбора и покупки.
Но зарабатывает в семье только отец, и он, выросший в семье с совсем другой моделью финансового поведения, не в восторге. У них с женой выработать совместную стратегию не вышло, и денежная тема вызывает много споров.
У родителей Артёма не было лишних денег, чтобы выдавать их детям. Мальчик был вторым сыном в семье. Одежда, игрушки — всё переходило ему по наследству от старшего брата. Так как разница в возрасте между ними была небольшая, ребята часто делили своё скромное имущество.
Отец Карины оставил семью, когда ей было два года. На плечи мамы легла забота о ней и старшем брате. Дети росли без изобилия, но и не в нужде: семью поддерживали многочисленные родственники.
Казалось бы, опыт почти схожий, но они сделали из него совсем разные выводы. Первые годы брака (а вместе они почти 10 лет) было сложно. Глава семьи, начав зарабатывать, просто спускал свою зарплату на всякие ненужные безделушки для дома. Тихая безропотная Карина никак не могла убедить мужа немного умерить свой пыл хотя бы в пользу продуктов.
Рождение детей высветило главную проблему — отец, лишённый в детстве собственных игрушек, решил, что такое не должно повториться с его собственными детьми. И Артём тащил малышам десятый по счёту набор кубиков, пятнадцатый мячик или очередную погремушку. Дети росли, менялись игрушки, а подход главы семьи оставался прежним. Да, папа хочет радовать наследников. Но, по мнению супруги, делает это чересчур рьяно. Ведь кроме игрушек детям нужны и одежда, и еда.
Совместные с Лизой и Пашей походы в магазин всегда опустошали кошелёк — ребята просили то игрушек, то сладостей, и отец никогда не отказывал. А затем подарил копилки и щедро пополнял их сдачей. Счастью малышей не было предела! Теперь они уже пробивали на кассе самостоятельно выбранные жвачки или леденцы и из своих же сбережений их оплачивали.
Когда близнецам исполнилось семь лет, родители стали отпускать их гулять самостоятельно. Как на беду, рядом с их домом открылась палатка с мороженым. И тут стало понятно, что дети берут пример с отца — дети быстро спустили все свои сбережения и начали клянчить деньги у родных. Сейчас Карина, дедушка и бабушка пытаются им объяснить, что всё подряд покупать не стоит, но дети их не слушают. Да и зачем — папа всё также легко отдаёт им сдачу. Его основной довод: «У меня в детстве ничего не было. Пусть у моих детей будет иначе». Возражения жены не слушает, а она опасается, что дети, повзрослев, так и не научатся экономить и тратить с умом.
И мой опыт, и опыт моих собеседников говорит, что прошлое во многом определяет наше настоящее, то, как мы живём сейчас. А возможно, и будущее — не только наше, но и детей. Очень важно помнить об этом и анализировать своё поведение, отделяя решения, продиктованные реальными обстоятельствами, от тех, причина которых — оставшийся в прошлом негативный опыт.
#дети
#родителям
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruВсё новое – это хорошо забытое старое. Постепенный уход от Болонской системы с её двухступенчатым образованием был анонсирован ещё в 2023 году. Предполагается, что это вернёт в российские вузы специалитет для большинства направлений обучения. Об этом и других новшествах системы высшего образования рассказали в статье СберСовы.
Мир быстро меняется: одни профессии уходят в прошлое, возникают новые. Каждый из нас так или иначе думает о перспективе. Но в реальности успех ждёт того, кто не просто заглядывает вперёд, а активно строит фундамент этого будущего. Для себя и, конечно, для своих детей.
Дети растут быстро. А пока они взрослеют, родители должны постараться создать своим потомкам достойные финансовые условия, научить детей дорожить деньгами и трудом, которым эти деньги заработаны. Рассказываем, почему важно копить на будущее ваших детей и как лучше это делать.