

22.11.22
5 мин
У каждого родителя есть представление об идеальном ребёнке. Как он должен выглядеть, говорить, вести себя, учиться. Мы сопоставляем этот идеал с собственным отпрыском — и порой сильно расстраиваемся.
В электронном журнале появляется двойка, или сын ближе к полуночи заявляет, что не написал сочинение, не выучил стих, потерял физкультурную форму, без справки от родителей в школу не пойдёт. Понятно, что подобные известия вызывают изумление, огорчение, озабоченность. Как не рассердиться, если ребёнок далёк от идеала, и как не огорчиться, если он не так хорош, какими были мы в его возрасте — если верить нашим воспоминаниям.
Самый невинный проступок в нашей интерпретации имеет либо признаки трагедии — «станешь дворником» и «иди договаривайся, чтобы за тебя ЕГЭ сдавали». Ещё чаще подобные инциденты влекут за собой неадекватное наказание: «Форму потерял, бестолочь? Я сейчас твой джойстик от плейстейшена потеряю в окно. Вместо формы дедовы рейтузы выдам».
До определённого возраста, лет до 12, дети безропотно принимают наш гнев, почти не пытаясь сопротивляться. Мама с папой воспитывают — это их право и обязанность. Правда, при этом одни дети уходят в себя и замыкаются, другие стойко сносят невзгоды и принимают за правило общение через обесценивание, третьи обмякают и окончательно теряют уверенность в себе.
С подростками 14+ дело обстоит куда хуже. Эмоциональные выпады родителей в общении с ними обычно приводят к не менее эмоциональной и редко адекватной реакции.
Обеспокоенность за детей свойственна родителям. Хорошо, если она оправдана. А вот излишняя настороженность, одёргивание, предъявление претензий в пылу гнева — и часто на пустом месте — способствуют развитию неуверенности, несамостоятельности, инфантильности и устойчивой зависимости от контроля взрослых.

Во-первых, способность вовремя останавливаться и считать до десяти — качество самурая. Обладают им не все.
Во-вторых, мы не приучены рефлексировать, отслеживать собственные эмоции, выходить из стереотипов поведения тех, кто воспитывал нас самих. А уж во время разгара чувств обнаруживать причинно-следственные связи — это высший пилотаж, который мало кому доступен.
Наконец, последнее. Почему-то мы предпочитаем выбирать в союзники манипуляцию и власть. Увы, редкий родитель обладает способностью экологично и безболезненно доносить точку зрения до ребёнка. Ещё меньше тех, кто способен выслушивать оппонента. Выпустить пар из-под крышечки проще, чем снять чайник с плиты.
Техника дыхания и принятия решений — простой способ выровнять сердцебиение, привести чувства и голову к единому знаменателю, в равновесие. Принимайте решение и реагируйте «после седьмого вдоха», не раньше.
Если вас замкнуло — не ждите пожара, не откладывайте ремонт. Попытайтесь разобраться с тем, что стало для вас триггером, запустившим цепную реакцию. Порой это банальный страх за ребёнка и его будущее. Но дорогу в жизнь нашим детям придётся прокладывать самим. Задача родителя — бережно вести по пути самостоятельности, поддерживая и ободряя, а не пугая и разрушая.
Соберитесь с духом и скажите сыну:
«Милый, понимаю, некоторые уроки могут даваться нелегко. Но двойка — плохая оценка. Она говорит о том, что ты чего-то не понимаешь. Давай разбираться вместе. Готова помогать, если нужно».
Как же часто оказывается, что двойка — вовсе не двойка. Это на самом деле может быть, например, конфликт с учителем, который оценкой демонстрирует своё отношение, или следствие проблем в отношениях с одноклассниками, или результат перегруженности дополнительными занятиями. Если двойка — просто двойка, значит, её можно легко исправить. Достаточно чуть-чуть поддержать своего ребёнка и позаниматься с ним. Если двойка скрывает нечто большее — вы поймёте, как поступить.
Обращаться к чувствам ребёнка, как и к собственным эмоциям — нормальное свойство взрослых и удивительная способность, которую стоит в себе развивать. История с потерей физкультурной формы может оказаться не такой простой, как видится.
Возьмите за правило задавать вопросы о чувствах:
«Поговорим? Вроде ты не рассеянный. Куда-то торопился и поэтому потерял форму? Может быть, ты по какой-то причине не хочешь идти на урок? Может, считаешь, что эта форма тебе не идёт, стесняешься в ней появляться на людях?»
Действуйте в зависимости от ответа.
Например, «давай выберем то, что тебе однозначно понравится», «знаю секцию, где ты подкачаешься», «предлагаю сходить к эндокринологу — жить станет гораздо легче, если разобраться с лишним весом»…
Один из учителей как-то сказал про Эйнштейна: «Из этого мальчика не выйдет ничего хорошего!» Согласитесь, что он ошибся, причём сильно. Так что давайте не повторять чужих ошибок.
#дети
#семья
#родителям
В избранное
Комментариев пока нет
Каждое лето родители по всей стране собирают своих детей в школу. Новый рюкзак, сменка, ручки, линейки, школьная форма, проездной, кружки и секции – список можно продолжать бесконечно. В прошлом году мы считали, во сколько обходятся сборы в школу, но вот наступил 2025, и пришло время всё пересчитать заново. Что подорожало и сколько теперь стоит подготовка к учебному году — в материале СберСовы.

Сегодняшняя экономическая ситуация в мире — хороший повод задуматься об экономии бюджета и вдумчивом потреблении всех ресурсов. Важно научить этому и наших детей. Своим опытом делится Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.

С советских времён процедура регистрации окружена особым вниманием — вокруг прописки до сих пор остаётся много страхов и мифов. На деле сегодня этот вариант учёта жителей не имеет такого значения и оформляется в разы проще, чем когда-то. Сейчас сделать временную регистрацию можно онлайн не выходя из дома — достаточно открыть Госуслуги. Подробнее — в материале СберСовы.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000