25.11.22
5 мин
Вы постоянно пилите ребёнка, что тот не читает, а сами при этом не открываете книг, предпочитая им телефон или ноутбук? Подростки это прекрасно видят и делают вывод: книги — это что-то малоинтересное. Иначе родители посвящали бы им куда больше времени. Поэтому старайтесь сами больше читать, обсуждать прочитанное, искать в книгах то, что может заинтересовать детей, и обсуждать это с ними.
Не давите на ребёнка, не манипулируйте и не стимулируйте каким-то вознаграждением за прочитанную книгу («Мы за эту книгу столько денег отдали, а ты не читаешь», «Не прочтёшь хотя бы 30 страниц — не пойдёшь гулять», и т. д.). Психологи уверены, что ни к чему хорошему это не приведёт. И, разумеется, не заставляйте насильно. Чтение должно быть процессом исключительно добровольным и приносящим радость. Возможно, «клиент» пока просто не дозрел — не беда, дозреет позже.
Вы думаете, что «Евгений Онегин», «Отцы и дети» и «Преступление и наказание» — это то, что именно сейчас действительно необходимо вашему ребёнку? При выборе книги нужно ориентироваться не на ваши представления о пользе, а только на предпочтения подростка. А если он не признаётся, каковы его интересы — узнайте, что читают его сверстники, обсудите это с другими родителями. И предложите несколько книг на выбор. Это важный момент: выбор должен быть всегда.
Если ребёнку книга не нравится и читает он её через силу, только для того, чтобы угодить вам — значит, книгу можно и даже нужно отложить. И пусть это будет книжка, на которую сам ребёнок возлагал большие надежды и которую сам выбрал. Ничего страшного, зато теперь у человека появится возможность взяться за то, что ему действительно интересно.
По данным недавнего исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ситуация с детским чтением в стране за последние 15 лет значительно ухудшилась. Опрос показал, что во время летних каникул дети читают три-четыре книги, а подростки — только одну или две. 20% старшеклассников признались, что не любят читать книги и вообще считают чтение скучным занятием. Также выяснилось, что во многих семьях нет домашних библиотек и даже небольших подборок книг для подростков. Кроме того, за последние 15 лет был зафиксирован мощный отток читателей из библиотек: почти на 13% у детей и на 21% у подростков. По мнению директора Российской государственной детской библиотеки Марии Веденяпиной, уже в ближайшем будущем весьма вероятен риск получить нечитающее поколение.
Надёжный и проверенный способ — сначала посмотреть экранизацию какой-то книжки. А если фильм понравится, сообщить, что книга ещё интереснее, и далеко не всё из неё попало в фильм. Этот метод как работал в советское время (посмотрев сериал «Гостья из будущего», дети бежали в библиотеки за книжками про Алису Селезнёву), так работает и сегодня. Во всяком случае, многие фанаты Толкиена и Роулинг заинтересовались их книгами только после фильмов о Фродо Бэггинсе и Гарри Поттере.
Если ребёнку понравилась какая-нибудь книга, расспросите, что именно его привлекло в прочитанном. Может быть, он обнаружил какое-то сходство со своими мыслями и тревогами? Или отождествляет кого-то из героев с самим собой? А после поищите в интернете книги на схожую тематику. Не лишним будет и запомнить имя автора — не исключено, что другие его произведения тоже понравятся юному читателю.
Если ребёнок считает, что книги — это скучно, сходите с ним на книжную ярмарку. Во-первых, там у него будет возможность поразглядывать и полистать книги. Во-вторых, такие мероприятия почти всегда проходят в весёлом и увлекательном формате: с разными мастер-классами, квестами, встречами с авторами, автограф-сессиями — это всё также может привлечь подростка. Одно дело читать обычную книгу, и совсем другое — подписанную лично тебе!
Если ваш ребёнок прежде ещё хоть что-то читал, а потом вовсе перестал — ничего ужасного в этом нет. Давно замечено, что лет с тринадцати-четырнадцати дети начинают хуже учиться и больше общаться со сверстниками (и вживую, и в мессенджерах). Это совершенно естественный этап. Скорее наоборот — стоит беспокоиться, если ребёнок ни с кем не общается и всё время сидит с книжкой. Часто это может говорить о проблемах в общении с одноклассниками и уходе в свой мир.
#дети
#родителям
Вам понравилась статья?
В избранное
Для современных подростков банковская карта – инструмент привычный. С детства они наблюдают за покупками родителей и едва ли сталкиваются с технологическими страхами, которые помешали бы им стать активными клиентами. Однако банковская карта – это больше, чем платёжное средство. Эксперт по финансовой грамотности Анна Деньгина предлагает посмотреть на привычный банковский продукт свежим взглядом.
Дети мечтают о собственных деньгах, но они заняты в школе и не имеют возможности ходить на работу. Есть ли способы несовершеннолетним хоть как-то заработать? Да, российские законы позволяют. Разберёмся вместе с экспертом Национального центра финансовой грамотности Анной Деньгиной, как можно использовать календарные праздники и свободное время для пополнения копилок детей трудовыми доходами.
Бывают разные причины, почему ребёнку трудно учиться в школе: кто-то не успевает и ему тяжело, а кто-то обгоняет и ему скучно. Выход есть — обучение на дому. Юридически и технически организовать его не так сложно, но потребуется высокий уровень дисциплины. Причём не только от школьника, но и от всей семьи.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.