

25.11.22
5 мин
Вы постоянно пилите ребёнка, что тот не читает, а сами при этом не открываете книг, предпочитая им телефон или ноутбук? Подростки это прекрасно видят и делают вывод: книги — это что-то малоинтересное. Иначе родители посвящали бы им куда больше времени. Поэтому старайтесь сами больше читать, обсуждать прочитанное, искать в книгах то, что может заинтересовать детей, и обсуждать это с ними.
Не давите на ребёнка, не манипулируйте и не стимулируйте каким-то вознаграждением за прочитанную книгу («Мы за эту книгу столько денег отдали, а ты не читаешь», «Не прочтёшь хотя бы 30 страниц — не пойдёшь гулять», и т. д.). Психологи уверены, что ни к чему хорошему это не приведёт. И, разумеется, не заставляйте насильно. Чтение должно быть процессом исключительно добровольным и приносящим радость. Возможно, «клиент» пока просто не дозрел — не беда, дозреет позже.
Вы думаете, что «Евгений Онегин», «Отцы и дети» и «Преступление и наказание» — это то, что именно сейчас действительно необходимо вашему ребёнку? При выборе книги нужно ориентироваться не на ваши представления о пользе, а только на предпочтения подростка. А если он не признаётся, каковы его интересы — узнайте, что читают его сверстники, обсудите это с другими родителями. И предложите несколько книг на выбор. Это важный момент: выбор должен быть всегда.

Если ребёнку книга не нравится и читает он её через силу, только для того, чтобы угодить вам — значит, книгу можно и даже нужно отложить. И пусть это будет книжка, на которую сам ребёнок возлагал большие надежды и которую сам выбрал. Ничего страшного, зато теперь у человека появится возможность взяться за то, что ему действительно интересно.
По данным недавнего исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ситуация с детским чтением в стране за последние 15 лет значительно ухудшилась. Опрос показал, что во время летних каникул дети читают три-четыре книги, а подростки — только одну или две. 20% старшеклассников признались, что не любят читать книги и вообще считают чтение скучным занятием. Также выяснилось, что во многих семьях нет домашних библиотек и даже небольших подборок книг для подростков. Кроме того, за последние 15 лет был зафиксирован мощный отток читателей из библиотек: почти на 13% у детей и на 21% у подростков. По мнению директора Российской государственной детской библиотеки Марии Веденяпиной, уже в ближайшем будущем весьма вероятен риск получить нечитающее поколение.
Надёжный и проверенный способ — сначала посмотреть экранизацию какой-то книжки. А если фильм понравится, сообщить, что книга ещё интереснее, и далеко не всё из неё попало в фильм. Этот метод как работал в советское время (посмотрев сериал «Гостья из будущего», дети бежали в библиотеки за книжками про Алису Селезнёву), так работает и сегодня. Во всяком случае, многие фанаты Толкиена и Роулинг заинтересовались их книгами только после фильмов о Фродо Бэггинсе и Гарри Поттере.
Если ребёнку понравилась какая-нибудь книга, расспросите, что именно его привлекло в прочитанном. Может быть, он обнаружил какое-то сходство со своими мыслями и тревогами? Или отождествляет кого-то из героев с самим собой? А после поищите в интернете книги на схожую тематику. Не лишним будет и запомнить имя автора — не исключено, что другие его произведения тоже понравятся юному читателю.
Если ребёнок считает, что книги — это скучно, сходите с ним на книжную ярмарку. Во-первых, там у него будет возможность поразглядывать и полистать книги. Во-вторых, такие мероприятия почти всегда проходят в весёлом и увлекательном формате: с разными мастер-классами, квестами, встречами с авторами, автограф-сессиями — это всё также может привлечь подростка. Одно дело читать обычную книгу, и совсем другое — подписанную лично тебе!
Если ваш ребёнок прежде ещё хоть что-то читал, а потом вовсе перестал — ничего ужасного в этом нет. Давно замечено, что лет с тринадцати-четырнадцати дети начинают хуже учиться и больше общаться со сверстниками (и вживую, и в мессенджерах). Это совершенно естественный этап. Скорее наоборот — стоит беспокоиться, если ребёнок ни с кем не общается и всё время сидит с книжкой. Часто это может говорить о проблемах в общении с одноклассниками и уходе в свой мир.
#дети
#родителям
В избранное
Комментариев пока нет
Жизнь взрослого человека во многом зависит от его работы. Но выбрать профессию, к которой есть способности и которая приносит доход и моральное удовлетворение — непростая задача. Трудности с профессиональным самоопределением, неготовность решать бытовые вопросы и взрослые проблемы, недостаток финансовой грамотности осложняют интеграцию детей-сирот в общество. Даже если у них уже есть приёмная семья. Своим опытом с читателями СберСовы делится Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.

Получая карманные деньги, подросток очень быстро распределяет их на важные для него покупки. Но родителей это не устраивает. Они говорят, что нужно экономить. Подросток не осознаёт, зачем это делать. Как повлиять на него через экологическую повестку и привести к экономии и ресурсов, и денег? Рассказывает федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности Ольга Андреева.

Да, детям не нужно рассчитывать траты на коммунальные услуги, думать о покупке зимних ботинок или составлять экономичный и здоровый рацион на неделю. Карманные деньги выглядят в глазах родителей милым пустяком. Наверняка чада и спускать их будут на вредные конфеты и ничего не значащую ерунду. Небольшие суммы выступают средством, которое даст ребёнку дополнительную уверенность в себе: он может купить мороженое или лишний раз сходить в кино. Не хуже, чем товарищи. Однако карманные деньги могут выполнять более серьёзную задачу: быть образовательным инструментом.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000