

25.11.22
5 мин
Вы постоянно пилите ребёнка, что тот не читает, а сами при этом не открываете книг, предпочитая им телефон или ноутбук? Подростки это прекрасно видят и делают вывод: книги — это что-то малоинтересное. Иначе родители посвящали бы им куда больше времени. Поэтому старайтесь сами больше читать, обсуждать прочитанное, искать в книгах то, что может заинтересовать детей, и обсуждать это с ними.
Не давите на ребёнка, не манипулируйте и не стимулируйте каким-то вознаграждением за прочитанную книгу («Мы за эту книгу столько денег отдали, а ты не читаешь», «Не прочтёшь хотя бы 30 страниц — не пойдёшь гулять», и т. д.). Психологи уверены, что ни к чему хорошему это не приведёт. И, разумеется, не заставляйте насильно. Чтение должно быть процессом исключительно добровольным и приносящим радость. Возможно, «клиент» пока просто не дозрел — не беда, дозреет позже.
Вы думаете, что «Евгений Онегин», «Отцы и дети» и «Преступление и наказание» — это то, что именно сейчас действительно необходимо вашему ребёнку? При выборе книги нужно ориентироваться не на ваши представления о пользе, а только на предпочтения подростка. А если он не признаётся, каковы его интересы — узнайте, что читают его сверстники, обсудите это с другими родителями. И предложите несколько книг на выбор. Это важный момент: выбор должен быть всегда.

Если ребёнку книга не нравится и читает он её через силу, только для того, чтобы угодить вам — значит, книгу можно и даже нужно отложить. И пусть это будет книжка, на которую сам ребёнок возлагал большие надежды и которую сам выбрал. Ничего страшного, зато теперь у человека появится возможность взяться за то, что ему действительно интересно.
По данным недавнего исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ситуация с детским чтением в стране за последние 15 лет значительно ухудшилась. Опрос показал, что во время летних каникул дети читают три-четыре книги, а подростки — только одну или две. 20% старшеклассников признались, что не любят читать книги и вообще считают чтение скучным занятием. Также выяснилось, что во многих семьях нет домашних библиотек и даже небольших подборок книг для подростков. Кроме того, за последние 15 лет был зафиксирован мощный отток читателей из библиотек: почти на 13% у детей и на 21% у подростков. По мнению директора Российской государственной детской библиотеки Марии Веденяпиной, уже в ближайшем будущем весьма вероятен риск получить нечитающее поколение.
Надёжный и проверенный способ — сначала посмотреть экранизацию какой-то книжки. А если фильм понравится, сообщить, что книга ещё интереснее, и далеко не всё из неё попало в фильм. Этот метод как работал в советское время (посмотрев сериал «Гостья из будущего», дети бежали в библиотеки за книжками про Алису Селезнёву), так работает и сегодня. Во всяком случае, многие фанаты Толкиена и Роулинг заинтересовались их книгами только после фильмов о Фродо Бэггинсе и Гарри Поттере.
Если ребёнку понравилась какая-нибудь книга, расспросите, что именно его привлекло в прочитанном. Может быть, он обнаружил какое-то сходство со своими мыслями и тревогами? Или отождествляет кого-то из героев с самим собой? А после поищите в интернете книги на схожую тематику. Не лишним будет и запомнить имя автора — не исключено, что другие его произведения тоже понравятся юному читателю.
Если ребёнок считает, что книги — это скучно, сходите с ним на книжную ярмарку. Во-первых, там у него будет возможность поразглядывать и полистать книги. Во-вторых, такие мероприятия почти всегда проходят в весёлом и увлекательном формате: с разными мастер-классами, квестами, встречами с авторами, автограф-сессиями — это всё также может привлечь подростка. Одно дело читать обычную книгу, и совсем другое — подписанную лично тебе!
Если ваш ребёнок прежде ещё хоть что-то читал, а потом вовсе перестал — ничего ужасного в этом нет. Давно замечено, что лет с тринадцати-четырнадцати дети начинают хуже учиться и больше общаться со сверстниками (и вживую, и в мессенджерах). Это совершенно естественный этап. Скорее наоборот — стоит беспокоиться, если ребёнок ни с кем не общается и всё время сидит с книжкой. Часто это может говорить о проблемах в общении с одноклассниками и уходе в свой мир.
#дети
#родителям
В избранное
Комментариев пока нет
Если раньше подросток-бизнесмен был чем-то необычным, то с развитием социальных сетей и распространением интернета разработать собственный ИТ‑продукт можно самостоятельно и без стартового капитала. Возьмите 10 самых дорогих компаний мира, 9 из них относятся к технологической сфере и были стартапами всего 10‑15 лет назад. Основатели многих международных корпораций открыли свой бизнес, когда сами были ещё совсем юными.

Учёба в обычной средней школе у сына не задалась. Мы перепробовали, кажется, все формы обучения: обычные и частные школы, домашнее и альтернативное образование. О собственном опыте поиска оптимальной стратегии обучения ребёнка рассказывает мама Анна Пономарёва.

Кредитование – сложный финансовый инструмент, про который надо последовательно и поэтапно рассказывать детям. Это поможет им в будущем использовать возможности банковских ссуд без вреда для личного и семейного бюджета. Своим опытом с читателями СберСовы поделилась Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.

Часто родители жалуются, что дети ведут себя как потребители, живут с уверенностью, что им все должны. А сами не стараются учиться, не помогают дома. И у родителей возникает закономерный вопрос: в чём причина такого отношения? Рассказывает Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000