Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяСпецпроекты
header-image

Почему приёмным детям бывает сложно определиться с профессией

19.02.25

5 мин

Жизнь взрослого человека во многом зависит от его работы. Но выбрать профессию, к которой есть способности и которая приносит доход и моральное удовлетворение — непростая задача. Трудности с профессиональным самоопределением, неготовность решать бытовые вопросы и взрослые проблемы, недостаток финансовой грамотности осложняют интеграцию детей-сирот в общество. Даже если у них уже есть приёмная семья. Своим опытом с читателями СберСовы делится Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.

Содержание

В чём, собственно, проблема

Если мы попросим старшеклассника рассказать о своих планах на ближайшие 5-10 лет, получим довольно неопределённый ответ: либо розовые очки искажают картину, либо, наоборот, чёрные не позволяют увидеть хоть что-то.

Поэтому при выборе профессии важно готовить подростка не только к социальному благополучию, но и к реальному труду и борьбе за своё место в жизни. И реализоваться он сможет только благодаря профессии, которая ему интересна.

Ответы приёмных родителей на мои вопросы по самоопределению их детей показали целый ряд сложностей:

  • есть большая разница между реальностью и представлениями приёмных детей о жизни;
  • дети с опытом сиротства демонстрируют пассивную жизненную позицию, на первый план выходят непринятие себя как личности и неспособность к сознательному выбору (направления обучения, профессии, типа поведения в конкретной жизненной ситуации и в целом своей судьбы);
  • у них плохие навыки коммуникации, есть сложности в общении с людьми. Приёмные дети — умелые манипуляторы, и к любому диалогу они подходят с позиции своей выгоды (это говорит о проблеме с социальным интеллектом);
  • «файловая система» таких детей перегружена отрицательным опытом, негативными установками и образцами поведения. Положительных ценностей и образцов успеха почти нет. Это объясняет агрессивную реакцию (манипуляции, истерики, угрозы) в ситуациях, когда надо принимать решения;
  • дети легко принимают асоциальные формы поведения как норму (так как именно это видели в ранний период своего развития);
  • отсутствие социального семейного опыта приводит к тому, что дети не понимают материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики.

В приёмной семье у ребёнка больше возможностей получить качественные профессиональные навыки

Приёмные родители помогут ребёнку с выбором профессии — они понимают ресурсы и ограничения подростка, видят способности и склонности. От этого во многом зависит успешность трудовой деятельности и самочувствие человека. Если выбранная профессия интересна, то поход на работу радует, человек удовлетворён результатом, доходом, пользой, которую он приносит обществу.

Дайте право самостоятельного выбора

Не показывайте огорчение, если решение ребёнка вас не устроило. Он должен понимать, что при любом — удачном или неудачном — раскладе вы поддержите его в смене направления профессионального развития. Да, это трудный, но необходимый этап (сама переживала такое). Даже если сын или дочь выбирают будущую профессию, на ваш взгляд, не совсем удачно — это только их решение.

Тренируем практику осознанного выбора

Подростку важно выбрать сферу деятельности, в которой он будет чувствовать себя значимым и востребованным. Чтобы сделать лучший выбор, предложите ребёнку заполнить анкету. Его задача — как можно добросовестнее и точнее ответить на предложенные вопросы.

image
Практика «Выбор профессии»

Критикуем, но поддерживаем. Идём к логичному результату

Если вы видите, что ребёнок выбрал профессию, которая не подходит ему, попробуйте выяснить причину этого решения. Нередко критичность мышления у приёмных подростков развита не очень сильно, поэтому ребёнок может просто не понимать, с какими сложностями он столкнётся в ходе обучения. Проговорите вместе все плюсы и минусы такого выбора.

Кропотливый труд приёмных родителей даёт удивительные результаты. Делится Мария В., г. Подольск, семеро приёмных детей:

«Мне одной без мужа с приёмными детьми было очень тяжело. Четверо старших очень сложные были. И по учёбе, и по здоровью, и по поведению. Старшему сейчас 22 года. Окончил институт. Две специальности получил. В заграничные плаванья ходит в очень крупных компаниях. Я результатом довольна, хотя он был самый проблемный по поведению.

Его брату 21 год. С ним было очень много проблем в обучении. И здоровье слабое, мы из болячек не вылезали. Поступил в техникум на мастера по компьютерной технике. Но прогулы привели к тому, что его хотели отчислить, пожалели и перевели на автодело. И оказалось, что ему очень интересно это направление. Окончил с отличием. Пошёл в армию. Подписал после срочной службы контракт. Получил свою квартиру. На работе его ценят. Доволен всем.

Их сестре 23 года. Училась тяжело, в школе было много протестов, не хотела заниматься. Но сама поступила и окончила медицинский колледж. Вышла замуж. Работает по специальности и живёт в семье мужа».

Профессия и целеполагание: крепкая связь

Практика «Мой обычный день через 10 лет»

Предложите подростку описать, каким он видит свой обычный день через 10 лет — максимально подробно, начиная с самого утра: где просыпается, что вокруг, как выглядит его жилище, что ест, что надевает, где работает, что делает в течение дня. Терпеливо и без критики выслушайте подростка. Затем предложите вычленить из его картины основные мысли.

Например:

  • стабильный высокий доход;
  • владение дорогостоящими вещами (машина, квартира);
  • работа, требующая знаний вузовского уровня.

Именно из понимания, каким подросток хочет видеть свой обычный день, выявляются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. Одной из них и становится получение профессиональных навыков и самореализация во взрослом мире.

header-icon

Из этого формируются задачи, которые необходимо решить в ближайшие 10 лет:

  • получить образование, которое позволит быть востребованным на рынке труда;
  • чтобы в жизни было место отдыху, надо искать работу, которая будет приносить стабильный доход, не забирая всё время и силы;
  • чтобы обладать всеми теми вещами, которые ребёнок перечислил, необходимо изучить основы финансовой грамотности, вести бюджет, понимать пользу разумного потребления и экономии для достижения поставленных целей;
  • так как приобретение профессии требует получения среднего или высшего профессионального образования, возможно, ему придётся переехать в другой город, жить на съёмной квартире или в общежитии. А значит, пора осваивать бытовые навыки и ведение самостоятельного бюджета в режиме распределения на неделю, затем на месяц.

Связываем мечты и реальность

О чём бы ни рассказал подросток, описывая свой день — это его сокровенные мысли и мечты. Если у вас доверительные отношения, он покажет свои истинные ценности. Помогите ему найти дело по душе, независимо от перспективности профессии, опираясь на его устойчивые интересы. Тогда сын или дочь найдут место, где им будет комфортно, где они смогут реализовать свои способности.

Часто в своих рассуждениях подросток исходит из того, что у него «будет много денег». Возможно, в результате обсуждения сумму получится уменьшить до реальных масштабов. Но остаётся вопрос — где их взять? Чаще всего вы услышите: «Мне государство должно, у меня на счёте есть, я знаю». В такой ситуации старайтесь перевести разговор в русло обсуждения профессиональных намерений подростка.

#дети

#родителям

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2025 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru

    СберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.