Исследование, проведённое в 2014 году, включало опрос более 12 тысяч жителей Европы. Его выводы показали, что те дети, которые получали карманные деньги от родителей, лучше справлялись с финансовым планированием во взрослом возрасте. А ещё — у них реже были долги.
Неужели так просто? Секрет успеха — только в том, чтобы просто выдавать определённую сумму ребёнку? Не совсем.
Ещё в 1994 году канадские учёные пришли к более правдоподобным выводам. Изучая поведение детей от восьми до десяти лет, они выяснили, что дети совершают более обоснованные покупки, когда родители не просто вручают им какую-то сумму, но и сопровождают это разговорами о своих ожиданиях и об общей ответственности. В общем, ещё и беседуют о том, на что ребёнок эти деньги тратит, и действительно ли это стоящая вещь.
В наши дни думать о том, как человек будет распоряжаться деньгами, важно как никогда. Технологии изменили привычные денежные пути. Сегодня малышей не отправляют с пятью рублями в кулаке за кефиром. Зачем, если есть пластиковая карточка и онлайн-доставка? Масса доступных цифровых сервисов предлагает осуществлять денежные операции в два клика. Но при всей доступности новых инструментов риски никто не отменял. Низкая грамотность может выйти человеку боком, если он запутается с онлайн-кредитами, покупками в Сети или столкнётся с мошенниками.
И если смотреть шире — да, нашим детям придётся иметь дело с ещё более сложными финансовыми процессами. Глобальный и технологичный мир непредсказуем и нестабилен, в нём нужно ориентироваться быстро. Вряд ли сегодня возможно рассчитывать на успех, если твой единственный экономический опыт связан со свиньёй-копилкой под матрасом.
Финансовое образование во многих странах стало необходимой частью школьного обучения. Так, например, международная программа оценки грамотности учащихся PISA уже несколько лет оценивает финансовую грамотность подростков в разных странах мира. Судя по их отчёту 2018 года, финансовая активность детей из России является одной из самых низких, если сравнивать её с активностью подростков из стран Америки и Европы.
Не существует однозначных рекомендаций относительно возраста, в котором человеку впервые вручают пару купюр. Однако многие психологи предлагают ориентироваться на время, когда человек идёт в школу. Пусть местная столовая предлагает не так много интересных вариантов трат, зато у ребёнка появляется новый круг общения и новые устремления. Здесь интересны возможности делать самостоятельный выбор: спустить все деньги сейчас и поставить с товарищем новую игру в телефоне или попробовать отложить на вещь, которая тебе нужна.
Разумеется, для ученика начальной школы отсроченные удовольствия — это серьёзный вызов. Конечно, он будет делать ошибки, спускать деньги не на то и расстраиваться от своих же поступков. Главное, что должно появиться у человека в результате такого эксперимента — опыт и переживания, связанные с ним.
Каждая семья решает этот вопрос по-своему. Имеет смысл заранее решить, входят ли траты на общественный транспорт и перекус в ту сумму, которую вы даёте «просто так», или ребёнку нужно будет вести расчёт и оставить себе после кафе деньги на автобус.
Судя по одному из опросов, большинство родителей (45%) считают оптимальной суммой карманных денег до 250 рублей в неделю. Другой опрос, проведённый в этом году, говорит о том, что ученики начальной школы из городов-миллионников получают в среднем 366 рублей в неделю, ребята 10-12 лет — 433, 13-15 лет — 585.
Важно, чтобы это была не критичная сумма для вашей семьи. Если человек потратит их полностью, семья не должна впадать во вселенскую скорбь. Ведь это помешает ребёнку адекватно оценить свой опыт.
Одно из исследований Высшей школы экономики показало, что более трети россиян платит детям за хорошие оценки и работу по дому. Эта распространённая практика работает с целью мотивации, а также чтобы продемонстрировать детям, что деньги никому не достаются просто так: ради них приходится постараться. Однако проблем такой подход создаёт гораздо больше, чем выгод.
Лучше предложить простую подработку, за которую действительно можно получить деньги. Для подростков такой работой может быть репетиторство, выгул собак или бебиситтинг.
Из опроса, проведённого компанией Ipsos New Generation в 2021 году:
Хорошие новости состоят в том, что умение обращаться с деньгами можно развить. Особенно здорово учиться этому, если у тебя есть возможность регулярно получать небольшую сумму и самостоятельно ею распоряжаться. А потом обсуждать свои решения с кем-то, кто искренне заинтересован в твоём развитии.
Вам понравилась статья?
В избранное
Как мотивировать ребенка на выбор профессии
Кем быть, куда пойти учиться, какая профессия мне подходит? Раньше многие родители отвечали на эти вопросы за своих детей, решая таким образом их будущее. Сейчас авторитарный подход кажется устаревшим, и подростки всё чаще сами выбирают будущую профессию. Только как подвести их к выбору? Как сделать так, чтобы ваш ребёнок захотел выбрать и понимал, что ему нужно?
Откуда деньги растут: что об этом говорят дети
Финансовая грамотность начинается с самого детства. В школах дети изучают множество предметов, мы отправляем их на разные кружки и секции, но очень часто забываем научить их грамотно обращаться с деньгами. Задача взрослых — обратить внимание на своё финансовое поведение, привычки и показывать правильный пример своим детям. Команда Персонального финансового планирования Сбера совместно со СберКлевером решили обратить внимание на важность детской финансовой грамотности и пообщались напрямую с детьми. Мы выяснили, кем они видят себя в будущем, как представляют финансовую подушку и что планируют делать с большими суммами денег. Подробнее — в видеоролике.
Как понять, что твой ребёнок предприниматель
Две трети родителей хотят видеть своих детей предпринимателями, при этом 83% самих подростков считают предпринимательство привлекательным. Эта впечатляющая статистика заставляет задуматься: как же распознать в своём ребёнке будущего предпринимателя и помочь ему развить эти навыки с детства? Разбираемся вместе с Анной Деньгиной — экспертом Национального центра финансовой грамотности.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru