Исследование, проведённое в 2014 году, включало опрос более 12 тысяч жителей Европы. Его выводы показали, что те дети, которые получали карманные деньги от родителей, лучше справлялись с финансовым планированием во взрослом возрасте. А ещё — у них реже были долги.
Неужели так просто? Секрет успеха — только в том, чтобы просто выдавать определённую сумму ребёнку? Не совсем.
Ещё в 1994 году канадские учёные пришли к более правдоподобным выводам. Изучая поведение детей от восьми до десяти лет, они выяснили, что дети совершают более обоснованные покупки, когда родители не просто вручают им какую-то сумму, но и сопровождают это разговорами о своих ожиданиях и об общей ответственности. В общем, ещё и беседуют о том, на что ребёнок эти деньги тратит, и действительно ли это стоящая вещь.
В наши дни думать о том, как человек будет распоряжаться деньгами, важно как никогда. Технологии изменили привычные денежные пути. Сегодня малышей не отправляют с пятью рублями в кулаке за кефиром. Зачем, если есть пластиковая карточка и онлайн-доставка? Масса доступных цифровых сервисов предлагает осуществлять денежные операции в два клика. Но при всей доступности новых инструментов риски никто не отменял. Низкая грамотность может выйти человеку боком, если он запутается с онлайн-кредитами, покупками в Сети или столкнётся с мошенниками.
И если смотреть шире — да, нашим детям придётся иметь дело с ещё более сложными финансовыми процессами. Глобальный и технологичный мир непредсказуем и нестабилен, в нём нужно ориентироваться быстро. Вряд ли сегодня возможно рассчитывать на успех, если твой единственный экономический опыт связан со свиньёй-копилкой под матрасом.
Финансовое образование во многих странах стало необходимой частью школьного обучения. Так, например, международная программа оценки грамотности учащихся PISA уже несколько лет оценивает финансовую грамотность подростков в разных странах мира. Судя по их отчёту 2018 года, финансовая активность детей из России является одной из самых низких, если сравнивать её с активностью подростков из стран Америки и Европы.
Не существует однозначных рекомендаций относительно возраста, в котором человеку впервые вручают пару купюр. Однако многие психологи предлагают ориентироваться на время, когда человек идёт в школу. Пусть местная столовая предлагает не так много интересных вариантов трат, зато у ребёнка появляется новый круг общения и новые устремления. Здесь интересны возможности делать самостоятельный выбор: спустить все деньги сейчас и поставить с товарищем новую игру в телефоне или попробовать отложить на вещь, которая тебе нужна.
Разумеется, для ученика начальной школы отсроченные удовольствия — это серьёзный вызов. Конечно, он будет делать ошибки, спускать деньги не на то и расстраиваться от своих же поступков. Главное, что должно появиться у человека в результате такого эксперимента — опыт и переживания, связанные с ним.
Каждая семья решает этот вопрос по-своему. Имеет смысл заранее решить, входят ли траты на общественный транспорт и перекус в ту сумму, которую вы даёте «просто так», или ребёнку нужно будет вести расчёт и оставить себе после кафе деньги на автобус.
Судя по одному из опросов, большинство родителей (45%) считают оптимальной суммой карманных денег до 250 рублей в неделю. Другой опрос, проведённый в этом году, говорит о том, что ученики начальной школы из городов-миллионников получают в среднем 366 рублей в неделю, ребята 10-12 лет — 433, 13-15 лет — 585.
Важно, чтобы это была не критичная сумма для вашей семьи. Если человек потратит их полностью, семья не должна впадать во вселенскую скорбь. Ведь это помешает ребёнку адекватно оценить свой опыт.
Одно из исследований Высшей школы экономики показало, что более трети россиян платит детям за хорошие оценки и работу по дому. Эта распространённая практика работает с целью мотивации, а также чтобы продемонстрировать детям, что деньги никому не достаются просто так: ради них приходится постараться. Однако проблем такой подход создаёт гораздо больше, чем выгод.
Лучше предложить простую подработку, за которую действительно можно получить деньги. Для подростков такой работой может быть репетиторство, выгул собак или бебиситтинг.
Из опроса, проведённого компанией Ipsos New Generation в 2021 году:
Хорошие новости состоят в том, что умение обращаться с деньгами можно развить. Особенно здорово учиться этому, если у тебя есть возможность регулярно получать небольшую сумму и самостоятельно ею распоряжаться. А потом обсуждать свои решения с кем-то, кто искренне заинтересован в твоём развитии.
#дети
#родителям
#инструкции
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruПодарки — большая статья расходов в бюджете семьи, особенно когда есть дети и их многочисленные друзья. В какой-то момент идеи заканчиваются, а на повестке дня встаёт вопрос — кто должен финансировать покупку презента, подрастающий ребёнок из своих карманных денег или всё же родители. Анна Деньгина, эксперт по финансовому развитию детей, делится собственным опытом и практикой.
Практически перед любой современной мамой встаёт проблема: ребёнок ещё маленький, но пора выходить на работу. С кем оставить малыша? Доверить бабушке? Нанять няню? Отдать в детский сад? Каждый вариант предполагает свои плюсы и минусы. Но если с садиком хотя бы понятно, как выбирать и чего ждать, то выбор между бабушкой и няней порождает множество вопросов. Давайте разберём их.
Перед тем, как регулярно давать детям карманные деньги, важно убедиться, что они понимают разницу между товарами и услугами, которые можно оплатить деньгами, и тем, что нельзя купить. Дети быстро усваивают, что любовь, дружбу и радость нельзя приобрести за деньги – эти ценности стали неотъемлемой частью их жизни с самого рождения. Такое понимание помогает малышам осознать, что родители дают свою любовь безвозмездно, вне зависимости от финансовых отношений. СберСова поговорила на эту тему с Ольгой Андреевой, федеральным экспертом Ассоциации развития финансовой грамотности.