19.06.24
5 мин
Как рассказать детям о разнице между «хочу» и «надо», дать представление о правилах поведения в магазине, зачем обговаривать сумму возможных трат? Давайте поразмышляем над этими вопросами.
Цель финансового воспитания — научить осознанно тратить и сберегать.
Признаемся честно, далеко не каждый взрослый может справиться с импульсивным желанием что-то купить. Почему же мы ждём осознанности от дошкольника? Откуда она возьмётся? Надо понимать, что ребёнку справиться со своими желаниями намного сложнее.
Дети перенимают модель родительского поведения, формируют навык обращения с финансами из семьи. Этот навык складывается не сразу, не за один год. Важно последовательно и планомерно учить малыша делать выбор: сначала еды, которую он хочет есть, затем продуктов, которые он может купить с вашей помощью, одежды, которую он наденет сегодня или выберет в магазине.
Затем вы будете учить ребёнка считать свои карманные деньги, потихоньку их экономить, а в дальнейшем — разумно управлять личными финансами. Если сын или дочь будет ощущать вашу поддержку, то не только станет помощником, но и применит все полученные от вас знания в будущей самостоятельной жизни.
Начинаем с простого и малого: во-первых, объясняем, что магазин — это место, где продают разные нужные вещи, игрушки и продукты.
Спросите ребёнка, знает ли он, как называют людей, которые покупают товар? Чтобы быть хорошим покупателем, нужно знать правила поведения в магазине. Расскажите о них: ▸ покупатель должен быть вежливым; ▸ в магазине нельзя кричать и шуметь; ▸ в магазине нельзя мусорить; ▸ покупатели должны соблюдать порядок в очереди.
Понятно, что перевозбуждённому от новых впечатлений, обилия товаров и вывесок малышу будет трудно выполнять эти правила, однако последовательное напоминание правил и призывы к их соблюдению в конце концов сработают.
Поговорите с сыном/дочерью о том, кто работает в магазине. Кто такие продавец, кассир, какие функции у охранника. Что делает каждый из сотрудников магазина? Кто предлагает товар, взвешивает, упаковывает? Кто пробивает товар на кассе, выбивает чек, берёт деньги за товар, даёт сдачу? Кто смотрит за порядком?
Для тренировки языковой памяти и логики рассуждений предлагаю вам поиграть с малышом в словесную игру «Какой магазин?», где логика рассуждений строится на том, что бывают отдельные магазины для конкретных товаров.
Например, если продаётся хлеб — это хлебный магазин, мясо — мясной, молоко — молочный, овощи — овощной, цветы — цветочный, обувь — обувной, продукты — продуктовый и т. д.
Можно и дальше развивать эту логику и потренироваться с ребятами объединять названия разных покупок в категории.
Задаём вопросы — в хлебном магазине какой товар можно купить? Ответ: разные сорта хлеба, батоны, пирожки, булочки, пироги, ватрушки, сушки, бублики, сухари.
А кто из вас знает, как называется магазин для сладкоежек? Где продают торты, пирожные, печенье, конфеты? Ответы детей чаще всего звучат так — любимый магазин, сладкий, тортовый. Однако вам придётся объяснить малышу, что это кондитерский магазин.
Большие магазины, в которых продают и продукты, и зубную пасту, и тетради, называют маркетами или супермаркетами. Самые большие магазины — мегамаркеты и торговые центры.
В них ребёнок зачастую теряется. Сколько хватает ширины взгляда — вокруг одни полки и множество товаров. Хочется взять всё и сразу. Кстати, так многие взрослые и поступают. Обратите внимание, сколько некупленных товаров оставлено возле кассы, когда люди начинают анализировать и соотносить количество денег в наличии и стоимость положенных в тележку товаров.
Не забудьте ответить ребёнку на вопрос, почему в магазине все вещи лежат на полках, но брать их просто так нельзя. Тем самым вы подведёте разговор к повторению правил поведения в магазине.
Поставьте себе задачу: купить буквально две позиции — к примеру, хлеб и печенье — и выйти из магазина как можно быстрее. Во время похода проговаривайте всё, что делаете, сыну/дочери — это очень важный этап социализации. Ребёнок не сможет понять логику ваших действий, если вы её не озвучите.
Но есть один способ, как в магазине занять ребёнка, чтобы у него не было желания всё хватать с полок. Попробуйте игру «Маленький контролёр» — она поможет сформировать навыки планирования и осознанных покупок.
Став повзрослее и освоившись в магазине, дети смогут выполнить более сложные поручения: просите их в магазине смотреть на цену, срок годности товаров, их качество. Объясняйте, чем грозит покупка продуктов с истекшим сроком годности или по завышенной цене.
Взрослым обычно довольно трудно даётся решение отпустить контроль, особенно когда это касается денег. Однако на данном этапе обучения ребёнка основам бережного обращения с деньгами важно и нужно давать ему возможность самостоятельно распоряжаться деньгами. Пусть по магазину он ходит с вами, выбирает товар с вашей помощью, но на кассе он расплачивается сам, своими деньгами. Сам получает сдачу, учится взаимодействовать за пределами семьи, зная, что рядом человек, который за него заступится, если возникнет необходимость.
Всегда с родителями договариваемся о том, что детям важно обозначать границы дозволенных покупок. Это очень важно сделать, возможно, придётся повторять неоднократно. Дети, ворвавшись в заманчивый мир магазинных полок и не имея пока внутренних ограничений, понимания личного и семейного бюджета, принципов экономии в семье, могут приобретать небезопасные товары и навредить себе или окружающим.
Родителям надо чётко обосновать, какие покупки не разрешаются, против каких приобретений они резко возражают. Например, продукты, которые вредны для здоровья, опасные вещи типа спичек, фейерверков и т. д. Это касается ограничений на какие-то продукты по состоянию здоровья, например, не совсем полезных сладостей — лучше обойтись не запретом, а игрой.
Когда ваши дети впервые совершат необдуманные покупки, спонтанные, обусловленные сиюминутным желанием, то после беседы с вами и объяснения, что следующих карманных денег придётся ждать несколько дней, они неизбежно познакомятся с таким чувством, как сожаление. И каждый раз вы будете проводить с ними беседу, мягко и последовательно объясняя, почему так получилось и что надо сделать, чтобы в будущем подобных проблем не возникало. На самом деле в этот момент вы способствуете формированию личности, которая может соотносить свои возможности с желаниями.
Дайте детям возможность совершать ошибки, помните: ▸ собственные ошибки — лучший учитель; ▸ стоимость ошибок в детстве довольно мала и не подорвёт семейный бюджет; ▸ возможность исправить ошибки — это шанс приобрести бесценный опыт решения проблем.
Вам понравилась статья?
В избранное
Идём в музей с ребёнком — о чём важно не забыть
Родителям так хочется, чтобы их дети росли умными, разносторонними людьми, которым интересен этот мир во всём его многообразии — его устройство, культура, история. В этом очень помогают музеи. И многие родители, строя планы на новый учебный год, который только начинается, обязательно впишут в эти планы посещение музеев. Давайте попробуем разобраться, как сделать пребывание в таких заведениях интересным для ребёнка.
Банковские карты. Как подростку получить максимум и не попасть к мошенникам
Для современных подростков банковская карта – инструмент привычный. С детства они наблюдают за покупками родителей и едва ли сталкиваются с технологическими страхами, которые помешали бы им стать активными клиентами. Однако банковская карта – это больше, чем платёжное средство. Эксперт по финансовой грамотности Анна Деньгина предлагает посмотреть на привычный банковский продукт свежим взглядом.
5 вопросов об акселераторах: зачем школьники и студенты идут в бизнес
Если раньше подросток-бизнесмен был чем-то необычным, то с развитием социальных сетей и распространением интернета разработать собственный ИТ‑продукт можно самостоятельно и без стартового капитала. Возьмите 10 самых дорогих компаний мира, 9 из них относятся к технологической сфере и были стартапами всего 10‑15 лет назад. Основатели многих международных корпораций открыли свой бизнес, когда сами были ещё совсем юными.
Как планировать покупку бытовой техники: 7 советов
Вы купили или арендовали квартиру, и там нет ничего из нужных вам гаджетов и приборов? А может быть, осознали, что вам в ближайшее время необходима кофемашина или домашний кинотеатр? Масштабные покупки одновременно притягивают и пугают: не каждый готов легко расстаться с достаточно крупной суммой. Как не прогадать с покупкой техники и при этом сэкономить – в подборке советов СберСовы.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru