header-image

Почему дети не могут удержаться и всё тратят

19.06.24

5 мин

Маленькими детьми в возрасте 5-7 лет движет сиюминутное желание. Всемогущее «хочу» подчиняет себе не только детей, но и заражает окружающих — требуя желаемого, ребёнок идёт на манипуляции и вымогательства, применяет грозное оружие — истерики. Как это прекратить и о чём стоит договориться заранее? СберСова рассуждает вместе с Ольгой Андреевой, федеральным экспертом Ассоциации развития финансовой грамотности.

Как научить делать осознанный выбор между «хочу» и «надо»

Как рассказать детям о разнице между «хочу» и «надо», дать представление о правилах поведения в магазине, зачем обговаривать сумму возможных трат? Давайте поразмышляем над этими вопросами.

Цель финансового воспитания — научить осознанно тратить и сберегать.

Признаемся честно, далеко не каждый взрослый может справиться с импульсивным желанием что-то купить. Почему же мы ждём осознанности от дошкольника? Откуда она возьмётся? Надо понимать, что ребёнку справиться со своими желаниями намного сложнее.

Дети перенимают модель родительского поведения, формируют навык обращения с финансами из семьи. Этот навык складывается не сразу, не за один год. Важно последовательно и планомерно учить малыша делать выбор: сначала еды, которую он хочет есть, затем продуктов, которые он может купить с вашей помощью, одежды, которую он наденет сегодня или выберет в магазине.

Затем вы будете учить ребёнка считать свои карманные деньги, потихоньку их экономить, а в дальнейшем — разумно управлять личными финансами. Если сын или дочь будет ощущать вашу поддержку, то не только станет помощником, но и применит все полученные от вас знания в будущей самостоятельной жизни.

Знакомим с понятием «магазин» и объясняем, как надо себя в нём вести

Начинаем с простого и малого: во-первых, объясняем, что магазин — это место, где продают разные нужные вещи, игрушки и продукты.

Спросите ребёнка, знает ли он, как называют людей, которые покупают товар? Чтобы быть хорошим покупателем, нужно знать правила поведения в магазине. Расскажите о них: ▸ покупатель должен быть вежливым; ▸ в магазине нельзя кричать и шуметь; ▸ в магазине нельзя мусорить; ▸ покупатели должны соблюдать порядок в очереди.

Понятно, что перевозбуждённому от новых впечатлений, обилия товаров и вывесок малышу будет трудно выполнять эти правила, однако последовательное напоминание правил и призывы к их соблюдению в конце концов сработают.

Кто работает в магазине, какие у этих людей функции

Поговорите с сыном/дочерью о том, кто работает в магазине. Кто такие продавец, кассир, какие функции у охранника. Что делает каждый из сотрудников магазина? Кто предлагает товар, взвешивает, упаковывает? Кто пробивает товар на кассе, выбивает чек, берёт деньги за товар, даёт сдачу? Кто смотрит за порядком?

Для тренировки языковой памяти и логики рассуждений предлагаю вам поиграть с малышом в словесную игру «Какой магазин?», где логика рассуждений строится на том, что бывают отдельные магазины для конкретных товаров.

Например, если продаётся хлеб — это хлебный магазин, мясо — мясной, молоко — молочный, овощи — овощной, цветы — цветочный, обувь — обувной, продукты — продуктовый и т. д.
Можно и дальше развивать эту логику и потренироваться с ребятами объединять названия разных покупок в категории.
Задаём вопросы — в хлебном магазине какой товар можно купить? Ответ: разные сорта хлеба, батоны, пирожки, булочки, пироги, ватрушки, сушки, бублики, сухари.
А кто из вас знает, как называется магазин для сладкоежек? Где продают торты, пирожные, печенье, конфеты? Ответы детей чаще всего звучат так — любимый магазин, сладкий, тортовый. Однако вам придётся объяснить малышу, что это кондитерский магазин.

Почему в магазине все вещи лежат на полках, но брать их просто так нельзя?

Большие магазины, в которых продают и продукты, и зубную пасту, и тетради, называют маркетами или супермаркетами. Самые большие магазины — мегамаркеты и торговые центры.

В них ребёнок зачастую теряется. Сколько хватает ширины взгляда — вокруг одни полки и множество товаров. Хочется взять всё и сразу. Кстати, так многие взрослые и поступают. Обратите внимание, сколько некупленных товаров оставлено возле кассы, когда люди начинают анализировать и соотносить количество денег в наличии и стоимость положенных в тележку товаров.

Не забудьте ответить ребёнку на вопрос, почему в магазине все вещи лежат на полках, но брать их просто так нельзя. Тем самым вы подведёте разговор к повторению правил поведения в магазине.

Поставьте себе задачу: купить буквально две позиции — к примеру, хлеб и печенье — и выйти из магазина как можно быстрее. Во время похода проговаривайте всё, что делаете, сыну/дочери — это очень важный этап социализации. Ребёнок не сможет понять логику ваших действий, если вы её не озвучите.

Игра «Маленький контролёр»

Но есть один способ, как в магазине занять ребёнка, чтобы у него не было желания всё хватать с полок. Попробуйте игру «Маленький контролёр» — она поможет сформировать навыки планирования и осознанных покупок.

header-icon

Задача: помочь вам в магазине при совершении покупок.

  1. Перед походом в магазин проведите вместе с сыном/дочерью ревизию холодильника, посмотрите, какие продукты в доме ещё есть, а какие надо докупить.
  2. Составьте точный список покупок. Покажите ребёнку, что вы планируете свои действия и не делаете лишних покупок под влиянием желания купить что-то в красивой упаковке или по скидочной цене. Это отличный пример для него, как можно удержаться от спонтанной покупки.
  3. Если у ребёнка в руках будет список покупок, то у него есть дело, которым он занят, у него меньше времени на то, чтобы бегать по магазину и хватать с полок всё, что нравится. Даже если он пока не умеет читать и не может разобрать ваш почерк, он держит этот список, вы советуетесь с ним, всё ли по записям купили. В том случае, если вы взяли что-то сверх запланированного, поясняете, почему это важно купить.
  4. В качестве игрового момента в список можно добавить пункт «новый продукт», и тогда ребёнок самостоятельно сможет выбрать что-то новое, попробовать этот продукт сам или поделиться с членами семьи. Поинтересуйтесь у него, стоит ли в дальнейшем покупать этот продукт.
  5. Если ребёнок уже способен прочитать рукописный текст, то, выступая в роли контролёра, он поможет вам сберечь семейный бюджет. Роль важная, она покажет ему значимость повседневной экономии и правильных привычек — в магазин нужно идти со списком товаров и более или менее строго ему следовать. Если задача выполнена, лишнего ничего не приобрели, по списку всё купили, то контролёр может получить небольшое вознаграждение в зависимости от ваших предварительных договорённостей.
  6. Не забывайте о нематериальном вознаграждении — обязательно похвалите маленького помощника, выделите его роль в сохранении семейного бюджета. Моральное удовлетворение от того, что задание выполнено — такая же важная часть формирования финансовой грамотности.

Став повзрослее и освоившись в магазине, дети смогут выполнить более сложные поручения: просите их в магазине смотреть на цену, срок годности товаров, их качество. Объясняйте, чем грозит покупка продуктов с истекшим сроком годности или по завышенной цене.

Обучение даст результаты в перспективе. А пока — терпение, только терпение

Взрослым обычно довольно трудно даётся решение отпустить контроль, особенно когда это касается денег. Однако на данном этапе обучения ребёнка основам бережного обращения с деньгами важно и нужно давать ему возможность самостоятельно распоряжаться деньгами. Пусть по магазину он ходит с вами, выбирает товар с вашей помощью, но на кассе он расплачивается сам, своими деньгами. Сам получает сдачу, учится взаимодействовать за пределами семьи, зная, что рядом человек, который за него заступится, если возникнет необходимость.

  • Если ребёнок нетвёрдо владеет счётом в пределах 100, теряется при подсчётах, то вы помогаете при совершении покупок. Управляете процессом покупок, которые делает сын/дочь, но при этом уважаете свободный выбор и желания.
  • При этом важно давать возможность свободного выбора. Да, малыш будет совершать ошибки в подсчётах, выборе товаров, получении сдачи — но на ошибках, как известно, учатся.
  • Вы ждёте у кассы, а ребёнок выбирает покупки самостоятельно, при этом соотнося количество денег в руках со стоимостью конкретного продукта. В этот момент он получает опыт самостоятельной покупки.

Всегда с родителями договариваемся о том, что детям важно обозначать границы дозволенных покупок. Это очень важно сделать, возможно, придётся повторять неоднократно. Дети, ворвавшись в заманчивый мир магазинных полок и не имея пока внутренних ограничений, понимания личного и семейного бюджета, принципов экономии в семье, могут приобретать небезопасные товары и навредить себе или окружающим.

Родителям надо чётко обосновать, какие покупки не разрешаются, против каких приобретений они резко возражают. Например, продукты, которые вредны для здоровья, опасные вещи типа спичек, фейерверков и т. д. Это касается ограничений на какие-то продукты по состоянию здоровья, например, не совсем полезных сладостей — лучше обойтись не запретом, а игрой.

Повторение — мать учения

Когда ваши дети впервые совершат необдуманные покупки, спонтанные, обусловленные сиюминутным желанием, то после беседы с вами и объяснения, что следующих карманных денег придётся ждать несколько дней, они неизбежно познакомятся с таким чувством, как сожаление. И каждый раз вы будете проводить с ними беседу, мягко и последовательно объясняя, почему так получилось и что надо сделать, чтобы в будущем подобных проблем не возникало. На самом деле в этот момент вы способствуете формированию личности, которая может соотносить свои возможности с желаниями.

Дайте детям возможность совершать ошибки, помните: ▸ собственные ошибки — лучший учитель; ▸ стоимость ошибок в детстве довольно мала и не подорвёт семейный бюджет; ▸ возможность исправить ошибки — это шанс приобрести бесценный опыт решения проблем.

header-icon

Тематические мультфильмы вам в помощь

  • Азбука денег тётушки Совы — Карманные деньги (Уроки тётушки Совы), серия 4
  • м/ф «Три кота», серия «Поход в магазин»
  • м/ф «Три кота», сезон 3, серия 35 — «Баллы»
  • Мультфильм «Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности» (серии «Золотое яблоко», «Оракул»)
  • Мультфильм «Богатый бобрёнок» (серии «Хочу и Надо», «Как мы принимаем решения»)
header-icon

Что ещё почитать

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Родителям/

Почему дети не могут удержаться и всё тратят

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru