Перейти в тест по финансовой грамотности
Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяСпецпроекты
header-image

Как увлечь ребёнка уроками финграмотности

12.07.23

4 мин

Большинство россиян признаются в нехватке знаний, которые позволяли бы им эффективно управлять семейным бюджетом, формировать сбережения и инвестировать. Одна из возможных причин такого положения вещей — отсутствие привычки обсуждать с детьми финансовые вопросы. Но отношение к деньгам формируется в самом юном возрасте, и грамотный подход к тратам и накоплениям — один из самых важных навыков, которые родитель может передать ребёнку. О том, почему важно разговаривать с детьми на тему денег и как сделать этот процесс комфортным для всех — в нашей статье.

Деликатная тема

Как показывают личные наблюдения, в России разговаривать о деньгах с детьми в целом не принято. Финансы и всё, что с ними связано — зарплаты, расходы, накопления и т. д. — относятся к числу личных и деликатных тем. Взрослым зачастую дискомфортно обсуждать финансовые вопросы открыто, тем более с детьми, и они предпочитают говорить о деньгах сдержанно и иносказательно.

Но дети уже в 5-7 лет способны мыслить логически и понимать сложные причинно-следственные связи. В этом возрасте они активно наблюдают за родителями, слушают разговоры и копируют поведение. Даже если не объяснять финансовые вопросы ребёнку открыто — например, почему вы поехали погулять в парк на метро, а не на такси — подход родителей к тратам и накоплениям и тон, в котором они комментируют свои или чужие финансовые решения, будут напрямую влиять на отношение детей к деньгам в будущем.

Таким образом, родителям маленьких детей стоит проанализировать собственные финансовые привычки. Как показывают наши опросы, россияне в большинстве своём признают, что им не хватает знаний, которые позволяли бы им грамотно управлять доходами и расходами, а также формировать сбережения, в том числе долгосрочные. Есть и позитивный момент: люди всё чаще проявляют интерес к этой теме и стремятся повысить уровень знаний.

Учите, играя

Прежде всего ребёнку в возрасте 5-7 лет нужно усвоить, что деньги — ограниченный ресурс. Важно объяснить: деньги получают за труд, а у каждой вещи есть цена, и не всегда возможно купить понравившуюся вещь здесь и сейчас. Но при грамотном финансовом планировании можно получать в будущем то, на что не хватает денег в моменте.

Финансовое планирование — это в первую очередь умение ставить цели и расставлять приоритеты. Научить этому можно с помощью различных игр. Например, положите перед ребёнком игрушку, его любимые сладости, пару яблок и пачку чая. Дайте ему определённую сумму и скажите, что он может потратить её либо на одну игрушку, либо на предложенные продукты питания. Обсудите с ним причины того или иного выбора.

Если же ребёнок захочет всё — расскажите, что он может купить, например, только сладости, а остаток отложить. И в следующий раз, когда вы дадите ему новую сумму, он приплюсует к ней свои накопления и сможет купить и игрушку.

Обсуждайте с ребёнком его мечты, просите аргументировать, почему стоит исполнить то или иное его желание. Есть разница между аргументом «я хочу этот смартфон, потому что у всех ребят есть, а у меня нет» и «я хочу этот смартфон, потому что он оснащён большой памятью и на него можно установить такие-то образовательные приложения».

В качестве упражнения по развитию мышления можно предложить ребёнку встать на ваше место и предположить, по каким причинам вы можете согласиться на покупку, а по каким — отказать.

Если вы не можете выполнить желание немедленно, помогите ребёнку найти рациональный выход из ситуации. Например, предложите накопить на желаемую вещь, чтобы купить её позже, или выбрать более бюджетный вариант сейчас.

Наглядно объяснить значение денег может помочь «Детская монополия». В то время как в классической монополии игроки покупают и продают недвижимость, строят дома и отели, платят налоги и т. д., в детской монополии акцент делается на покупке и продаже билетов на аттракционы. В целом правила игры более просты и разработаны таким образом, чтобы в них мог разобраться пятилетний малыш. В этой игре он обретает свободу выбора, учится тратить деньги с умом, развивает логическое мышление.

Увлечь ребёнка можно также с помощью книги «Финансовая грамотность в сказках. История монетки» (0+)», которая содержит основные понятия о деньгах и несложные задания в виде игры.

Зачем нужно заниматься финансовым образованием ребёнка? С чего лучше начать и как расставить приоритеты? Как научить детей откладывать деньги? Ответы на эти и другие вопросы — в новом онлайн-курсе СберСовы «Как воспитать финансово грамотного ребёнка». Пять познавательных уроков с живыми увлекательными задачами будут интересны и детям, и их родителям.

Визуализируйте финансовые процессы

Одна из проблем обучения малыша финграмотности — фактически полный переход на безналичные платежи. Все покупки и оплата счетов совершаются по банковской карте, ребёнок не видит процессов финансового взаимодействия. Визуализируйте их.

Ходите с ребёнком по магазинам. Пусть он наблюдает, как вы расплачиваетесь за покупки. Делать это желательно наличными — чтобы было видно, как вы отдаёте за продукты деньги, как считаете сдачу. Объясняйте, по какому принципу кладёте товары в корзину, что сколько стоит, что взяли, а что не стали брать и почему. Здесь важно проследить, чтобы у ребёнка не сформировалось мнение, что цена товара всегда отражает качество или наоборот. Важно привить рациональный подход к тратам и способность адекватно оценивать свои желания и возможности.

Не бойтесь давать ребёнку карманные деньги

Распоряжаясь личными средствами, растущий человек развивает логическое мышление, учится ответственности, самостоятельности, постановке целей и расстановке приоритетов.

Карманные деньги можно начинать давать примерно с 6-7 лет, когда малыш идёт в школу. При этом стоит разделять средства на обязательные расходы, такие как оплата школьных обедов или проезда в транспорте, и собственно карманные деньги — своеобразную надбавку на необязательные мелочи.

Чтобы определить сумму карманных денег, нужно понять, на что ребёнок их будет тратить. Первые несколько раз можно совершить покупку вместе с ним — обсудить желаемое и его стоимость, помочь расплатиться и посчитать сдачу. Объяснив азы, постепенно давайте школьнику большую свободу и приучайте к финансовому планированию.

Здесь можно выбирать различные стратегии поведения. Например, некоторые родители выдают карманные деньги в строго оговорённый день одинаковыми суммами. Если речь о младшекласснике — ежедневно или через день. Ребятам подросткового возраста — раз в неделю или даже две. Проявляйте последовательность, объясните, что в другие дни поступлений не будет.

Важно донести

Если ребёнку захочется ежедневно радовать себя приятными мелочами, не стоит тратить всё в первый день. Проговорите, что можно купить и какую-то дорогую вещь, если откладывать часть карманных денег на эту цель.

Школьнику старшего возраста можно завести банковскую карту. Детскую карту, которая привязывается к отдельному счёту взрослого, предлагают многие банки. Так молодое поколение научится совершать безналичные операции, в том числе в онлайн-магазинах и на маркетплейсах, а вы сможете следить за тем, где и на что он тратит деньги.

Расскажите о пользе накоплений

Схема накоплений проста и подходит как детям, так и взрослым. Стоит поставить финансовую цель, рассчитать сумму, которую нужно откладывать, так, чтобы не ограничивать себя слишком сильно. Это может быть, например, 5% от общего размера карманных денег.

Завершающий шаг — наметить сроки, в которые можно купить желаемую вещь, придерживаясь графика накоплений. Объясните ребёнку, что откладывать оговорённую сумму в копилку (или на счёт — как решите) нужно сразу же после получения карманных денег. Расскажите, что такой лайфхак убережёт от соблазна сделать спонтанную покупку.

Купите ему красивую копилку: пусть процесс формирования сбережений станет позитивным и увлекательным. Если он хочет накопить быстрее, можно придумать систему бонусов, которые помогут увеличить накопления.

Не стоит платить ребёнку за хорошие оценки или рутинные домашние дела — лучше предложить заработать на дополнительных услугах: например, лишний раз выгулять собаку, сходить за продуктами для пожилой соседки, помочь убраться на даче, разобрать ящики со старыми вещами на балконе и т. д.

Отношение человека к тратам и накоплениям формируется в самом юном возрасте и с большой вероятностью будет влиять на его финансовое поведение и благосостояние во взрослой жизни. Если вы с раннего возраста будете учить ребёнка рационально обращаться с деньгами, это убережёт его от недальновидных финансовых решений и станет фундаментом благосостояния во взрослой жизни.

#дети

#родителям

#финансы и деньги

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru