

Если вы уже разговаривали с ребёнком о личных и общих потребностях, то он должен понимать, что у всех желания и нужды отличаются. А чтобы ребёнок мог понять, как потребности вообще сопоставляются с возможностями, в первую очередь вместе проанализируйте ваши финансы. Вероятно, для многих это будет первый опыт составления и анализа семейного бюджета — и это здорово! И такое исследование важно делать не только один раз для показательной демонстрации детям. Регулярный анализ доходов и расходов поможет при общении с супругом или партнёром понять общие семейные планы и затраты на них.
Ребёнку важно показать, как выстраивается взрослый мир расчётов. Конечно, родители делают это с поправкой на возраст. Так, детям в возрасте 6-7 лет необходимо рассказать, что семейный бюджет складывается из денег, которые зарабатывают своим трудом все члены семьи.
Беседу о бюджете стоит начать с повторения уже пройденной темы — удовлетворить все потребности на 100% невозможно, поэтому нужно учиться выбирать то, что тебе нужно больше всего на данный момент. Например, деньги на еду, проезд, на оплату коммунальных услуг. Семейный бюджет предполагает и средства на вторичные желания.

Действительно, такое может быть, и это особенность детской психики. Ребёнок воспринимает очень много информации, и ему обязательно нужно поделиться тем, что он узнал, с другими. Если вы не хотите, чтобы информацию о ваших доходах узнали соседи по подъезду, воспитатели в детском саду и все друзья, то не озвучивайте реальные цифры. Можно нарезать несколько бумажек, проговорив, что мы представляем: это доходы, мы их распределяем по статьям расходов.
Удобнее всего нарисовать на листке бумаги круглую диаграмму. Из рисунка ребёнок поймёт не только то, как много заработали мама и папа, но и то, что в тратах участвуют все члены семьи, а в доходах — только работающие, пенсионеры и студенты, получающие стипендию.
Таким образом вы сможете объяснить ребёнку на понятных примерах, что бюджет — это средства, которые зарабатывают и тратят члены вашей семьи.
Личные примеры и реальный жизненный опыт родственников отлично подходят для объяснения детям финансового состояния семьи и способов его улучшения.
Представим, что папа доверил Андрюше составить бюджет семьи на один день. На помощь может прийти авторское стихотворение:
Доверили Андрюше
Вести бюджет семьи.
— Сперва куплю игрушек,
Ведь мне нужны они!
В доме много разных круп —
На обед мы сварим суп.
Купим вкусное мороженое,
Купим булочки творожные.
Купим книжек и газет,
Это выдержит бюджет!
Может, купим попугая —
Пусть по комнате летает.
С птицей станет веселей —
Попугайчик всех милей!
Купим дедушке носки,
Брату — лыжи и коньки,
Купим бабушке платок,
Папе купим молоток,
Маме купим платье.
Ну, пожалуй, хватит.
Больше денег в доме нет,
Невелик у нас бюджет!
Обсудите с ребёнком, правильно ли Андрюша распорядился бюджетом семьи. Если он считает, что неправильно, то почему?

Подведите ребёнка к выводу, что в первую очередь покупаются самые необходимые вещи — продукты питания, одежда, лекарства, а не сладости. Также важно не забыть запланировать расходы на транспорт. А игрушки можно купить, если останутся лишние деньги.
Многие родители ждут от детей поведения взрослого человека: один раз услышал, усвоил и действуешь правильно. Однако для дошкольника такая схема усвоения знаний не работает. Ему надо повторять неоднократно, рассказать правила много-много раз, чтобы они усвоились и он начал действовать по новой схеме.
Именно поэтому, когда желания приобрести что-либо сильны, а карманных денег не хватает, может возникнуть ситуация, когда ребёнок без разрешения взял деньги из сумки мамы или из кошелька папы.
Обсудите с ребёнком его мечты. Можно составить список и выбрать из него какой-то предмет, на который ребёнок сможет накопить самостоятельно.
Установите правило — откладываем в копилку часть карманных денег и ни при каких обстоятельствах не берём их оттуда.
Чтобы ребёнок быстро увидел результат, запланируйте для начала не очень дорогие покупки, на которые накопить получится достаточно быстро. А дальше можно будет начинать откладывать деньги на большие и дорогие вещи.
Помните, что ребёнку в этом возрасте пока ещё трудно осознать длительные временны́е отрезки, у него не хватает терпения и нет понимания, на сколько дней/недель можно планировать. Поэтому схема накопления может быть примерно такая: «через 10 дней у папы день рождения, и мы будем откладывать монетки в копилку для того, чтобы ты мог купить подарок сам».
Какой результат в процессе накопления мы получим? Ребёнок приобретает умение краткосрочного планирования, получает удовольствие и от процесса накопления, и от покупки подарка на «свои» деньги, и от радости родного человека!
В возрасте 6-7 лет копилка должна быть симпатичная, привлекающая внимание и обязательно прозрачная — иначе ребёнок может не выдержать и через несколько дней просто открыть её, чтобы посмотреть, сколько же там накопилось. Вспомните, как Карлсон прилетал к Малышу и каждый день выкапывал персиковую косточку, чтобы проверить, как она прорастает.

Для закрепления темы и развития понимания, что такое семейный бюджет, зачем родители планируют покупки и как распределяют свои доходы, рекомендуем посмотреть с ребёнком тематические мультфильмы и задать вопросы про поведение героев.
#дети
#родителям
#финансы и деньги
#бюджет
В избранное
Комментариев пока нет
Лето, каникулы, список литературы на лето — знакомая формула для родителей всех школьников. Современный мир требует не только академических знаний, но и умения мыслить стратегически, принимать решения и находить нестандартные подходы в разных ситуациях. Постоянный автор СберСовы и эксперт по финансовой грамотности Анна Деньгина рассказывает о книгах, которые помогут детям разных возрастов развить предпринимательское мышление, финансовую грамотность и другие важные для жизни навыки.

Родители хотят облегчить взросление своих детей с самых первых дней жизни. Некоторые приносят свёрток из роддома и сразу же начинают копить на образование, другие – на первую квартиру и подушку безопасности. Один из простых и надёжных способов – открыть детский вклад. Он помогает сохранить накопления для ребёнка и приумножить их за счёт процентов. А ещё он учит детей, что деньги могут работать и приносить доход. В итоге к 18-летию у человека сформирован ощутимый капитал, который станет хорошим подспорьем для начала самостоятельной жизни. Подробнее – в материале СберСовы.

Казалось бы, давать детям деньги за хорошее поведение, учёбу или уборку дома — так себе идея. А есть ли у финансовой мотивации какие-то плюсы? И стоит ли вообще внедрять денежное стимулирование в жизнь детей? СберСова вместе с экспертом по финансовой грамотности Анной Деньгиной разбирается в вопросе.

Должны ли бабушки и дедушки заботиться о внуках — забирать из детского сада или школы, водить на кружки? И как быть, если взгляды бабушки и дедушки на воспитание не совпадают со взглядами родителей их внуков? Об этом — в материале СберСовы.


Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000