Онлайн-курсыЖурналПроверь себяСпецпроектыПодкасты

Зачем и как рассказывать ребёнку про семейный бюджет

17.04.24

7 мин

Зачем и как рассказывать ребёнку про семейный бюджет

Когда в магазине ребёнок сгребает сладости в прикассовой зоне, родители зачастую строго говорят — положи, у меня денег нет. А потом оплачивают свои покупки. Что же получается? С точки зрения дошкольника, происходит обман. Люди, которым он максимально доверяет, вдруг обманывают его. СберСова совместно с федеральным экспертом АРФГ Ольгой Андреевой разбираются, как избежать такой ситуации и не допустить разочарования ребёнка.

Про семейный бюджет нужно рассказывать даже дошкольникам

Если вы уже разговаривали с ребёнком о личных и общих потребностях, то он должен понимать, что у всех желания и нужды отличаются. А чтобы ребёнок мог понять, как потребности вообще сопоставляются с возможностями, в первую очередь вместе проанализируйте ваши финансы. Вероятно, для многих это будет первый опыт составления и анализа семейного бюджета — и это здорово! И такое исследование важно делать не только один раз для показательной демонстрации детям. Регулярный анализ доходов и расходов поможет при общении с супругом или партнёром понять общие семейные планы и затраты на них.

Для чего дошкольнику знать про семейный бюджет

Ребёнку важно показать, как выстраивается взрослый мир расчётов. Конечно, родители делают это с поправкой на возраст. Так, детям в возрасте 6-7 лет необходимо рассказать, что семейный бюджет складывается из денег, которые зарабатывают своим трудом все члены семьи.

«Объясните, что и доходы семьи, и расходы могут уменьшаться или увеличиваться в зависимости от обстоятельств, потребностей, здоровья членов семьи, успехов на работе и в учёбе. Например, папа получил премию — доходы увеличились; мама увольняется с работы — доходы уменьшатся, и так далее».

Беседу о бюджете стоит начать с повторения уже пройденной темы — удовлетворить все потребности на 100% невозможно, поэтому нужно учиться выбирать то, что тебе нужно больше всего на данный момент. Например, деньги на еду, проезд, на оплату коммунальных услуг. Семейный бюджет предполагает и средства на вторичные желания.

Ещё раз повторим:

  1. Необходимые покупки — это вещи, без которых человек не может обойтись.
  2. Желаемые покупки — это вещи, которые купить хочется, но без которых можно обойтись.

А вдруг он всем расскажет про наши доходы и расходы?

Действительно, такое может быть, и это особенность детской психики. Ребёнок воспринимает очень много информации, и ему обязательно нужно поделиться тем, что он узнал, с другими. Если вы не хотите, чтобы информацию о ваших доходах узнали соседи по подъезду, воспитатели в детском саду и все друзья, то не озвучивайте реальные цифры. Можно нарезать несколько бумажек, проговорив, что мы представляем: это доходы, мы их распределяем по статьям расходов.

Удобнее всего нарисовать на листке бумаги круглую диаграмму. Из рисунка ребёнок поймёт не только то, как много заработали мама и папа, но и то, что в тратах участвуют все члены семьи, а в доходах — только работающие, пенсионеры и студенты, получающие стипендию.

«Дети осознают, что доход семьи складывается из нескольких составляющих, а расходы очень разные. Важно донести до ребёнка мысли, что надо меньше расходовать деньги по пустякам и что деньги надо беречь».

Таким образом вы сможете объяснить ребёнку на понятных примерах, что бюджет — это средства, которые зарабатывают и тратят члены вашей семьи.

Какие примеры могут стать образцовыми

Личные примеры и реальный жизненный опыт родственников отлично подходят для объяснения детям финансового состояния семьи и способов его улучшения.

Представим, что папа доверил Андрюше составить бюджет семьи на один день. На помощь может прийти авторское стихотворение:

Доверили Андрюше
Вести бюджет семьи.
— Сперва куплю игрушек,
Ведь мне нужны они!
В доме много разных круп —
На обед мы сварим суп.
Купим вкусное мороженое,
Купим булочки творожные.
Купим книжек и газет,
Это выдержит бюджет!
Может, купим попугая —

Пусть по комнате летает.
С птицей станет веселей —
Попугайчик всех милей!
Купим дедушке носки,
Брату — лыжи и коньки,
Купим бабушке платок,
Папе купим молоток,
Маме купим платье.
Ну, пожалуй, хватит.
Больше денег в доме нет,
Невелик у нас бюджет!

Обсудите с ребёнком, правильно ли Андрюша распорядился бюджетом семьи. Если он считает, что неправильно, то почему?

Ещё раз напомним правильный порядок распределения расходов:

  1. обязательные платежи;
  2. желательные расходы;
  3. длительные накопления;
  4. необязательные расходы.

Подведите ребёнка к выводу, что в первую очередь покупаются самые необходимые вещи — продукты питания, одежда, лекарства, а не сладости. Также важно не забыть запланировать расходы на транспорт. А игрушки можно купить, если останутся лишние деньги.

Разговор провели, а ребёнок нарушает запреты

Многие родители ждут от детей поведения взрослого человека: один раз услышал, усвоил и действуешь правильно. Однако для дошкольника такая схема усвоения знаний не работает. Ему надо повторять неоднократно, рассказать правила много-много раз, чтобы они усвоились и он начал действовать по новой схеме.

Именно поэтому, когда желания приобрести что-либо сильны, а карманных денег не хватает, может возникнуть ситуация, когда ребёнок без разрешения взял деньги из сумки мамы или из кошелька папы.

Что делать в этом случае

  1. Поговорите о личных границах. «Сумка мамы — её личная вещь. Деньги в моём кошельке — мои личные, я (папа) сам ими распоряжаюсь». Поэтому, нарушив личные границы, ребёнок огорчил вас.
  2. Предложите ребёнку поразмышлять, как бы он чувствовал себя, если бы вы взяли его вещь и отдали кому-то другому. Какие чувства он испытывал бы? Был бы возмущён, огорчён?
  3. Поступок такого рода расстроил вас. Сообщите об этом ребёнку в спокойной форме. Если вы будете кричать, повышать голос, он запомнит эмоцию — свой страх, но не поймёт причины вашего гнева.
  4. Объясните ребёнку, что подобные действия уменьшают доверие, и в результате этого происшествия вы уже не сможете быть с ним открытым и доверять ему.
  5. Завершите разговор разработкой «пакта о ненападении»: договорённостью, что подобного больше в вашей семье быть не должно, на просьбы о выделении карманных средств вы всегда реагируете, а вот о выдаче дополнительных денег надо договариваться.
    «И если я тебе отказал, это не значит, что я не люблю тебя или жадный. Это значит, что прямо сейчас я не могу выделить тебе деньги, но мы можем обсудить, когда смогу, или накопить на нужную вещь постепенно».

Накопления в дошкольном возрасте

Обсудите с ребёнком его мечты. Можно составить список и выбрать из него какой-то предмет, на который ребёнок сможет накопить самостоятельно.

Установите правило — откладываем в копилку часть карманных денег и ни при каких обстоятельствах не берём их оттуда.

Чтобы ребёнок быстро увидел результат, запланируйте для начала не очень дорогие покупки, на которые накопить получится достаточно быстро. А дальше можно будет начинать откладывать деньги на большие и дорогие вещи.

Помните, что ребёнку в этом возрасте пока ещё трудно осознать длительные временны́е отрезки, у него не хватает терпения и нет понимания, на сколько дней/недель можно планировать. Поэтому схема накопления может быть примерно такая: «через 10 дней у папы день рождения, и мы будем откладывать монетки в копилку для того, чтобы ты мог купить подарок сам».

Какой результат в процессе накопления мы получим? Ребёнок приобретает умение краткосрочного планирования, получает удовольствие и от процесса накопления, и от покупки подарка на «свои» деньги, и от радости родного человека!

Важный аспект

В возрасте 6-7 лет копилка должна быть симпатичная, привлекающая внимание и обязательно прозрачная — иначе ребёнок может не выдержать и через несколько дней просто открыть её, чтобы посмотреть, сколько же там накопилось. Вспомните, как Карлсон прилетал к Малышу и каждый день выкапывал персиковую косточку, чтобы проверить, как она прорастает.

Для закрепления темы и развития понимания, что такое семейный бюджет, зачем родители планируют покупки и как распределяют свои доходы, рекомендуем посмотреть с ребёнком тематические мультфильмы и задать вопросы про поведение героев.

Тематические мультфильмы вам в помощь

  • Мультфильм «Уроки тётушки Совы» (серия «Семейный бюджет»)
  • Мультфильм «Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности» (серия «То, что нужно»)
  • Мультфильм «Богатый бобрёнок» (серии «Семья», «Слова Хочу и Надо»).

#дети

#родителям

#финансы и деньги

#бюджет

В избранное

Комментариев пока нет

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2025 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru

    На этом сайте используются Cookies.

    Подробнее