

23.04.24
7 мин
Не ценит деньги и раскидывает вещи! Почему попытки сделать из детей бережливых аккуратистов не приводят к результатам.
Процессный подход к вещам — не просто интересное и познавательное приключение, которое круто расширяет кругозор ребёнка, но и отличный инструмент для его экономического развития и коррекции финансового поведения.
Давайте рассмотрим пример с одеждой. Сразу сделаем оговорку, что в заданной ситуации ребёнок в целом может вести себя более желательным образом. У него нет особенностей развития и ментальных нарушений, которые требуют профессиональной коррекции.
Итак, допустим, что мы столкнулись с небрежным отношением к одежде и обуви: ребёнок делает всё возможное, чтобы снизить срок жизни вещей, и никакие разговоры и удобная система хранения не помогают ему вести себя по-другому. Что можно сделать в этой ситуации, если посмотреть через призму процессного подхода?
Как и из чего создавались эти вещи? Какие технологии, станки, оборудование были задействованы? Специалисты каких профессий участвовали в создании вещей?
Есть много инструментов для детей разных возрастов, которые могут помочь в этом: тематические мультфильмы и книжки, города профессий, экскурсии на производства, походы на выставки и в музеи. Среди базовых примеров:
Подобное погружение позволяет детям осознать, что любая вещь — это продукт труда. Чтобы создать что-то, нужно приложить много усилий: придумать, сконструировать и спроектировать, произвести, доставить, продать, потом ещё обслужить, если вещь требует ремонта или какого-то сопровождения. Всё это — производственная и сервисная цепочка, которая создаёт стоимость вещей. Каждое звено цепочки — это работники, технологии, время и деньги. Возможно, погружение в эти знания поможет ребёнку больше ценить то, что он держит в руках, лучше узнать о профессиях и даже задуматься о том, в какой сфере он хотел бы попробовать себя.
Кто тот человек, который придумал этот бренд одежды, кто запустил этот бизнес, кто владеет им сейчас? Что это за личность? Какие у неё правила и принципы жизни?
Изучение конкретных людей — авторов, создателей, изобретателей, предпринимателей и бизнесменов — создаёт ещё одну дополнительную ценность любой вещи.
Теперь тут есть не просто функциональная значимость, но и история, личный вклад, идея и идеология, которая отражает время, эпоху или просто какую-то очень острую проблему людей, решить которую предполагалось с помощью того или иного продукта.
Когда мир вещей приобретает лицо, у детей и подростков может развиваться долгоиграющий интерес: узнать больше, посмотреть кино, примерить эту роль на себя. Это может их вдохновить реализовывать идеи и поверить в свои силы: такой небольшой шаг в предпринимательство и желание не просто заработать деньги, но и воплотить какую-то свою мысль.
Для подобного личностного погружения в мир вещей подойдут художественные и документальные фильмы, встречи с авторами, книги — например, серия книг «Уроки жизни».
А что, если я буду не просто потребителем той или иной вещи/товара/продукта, а попробую создать сам что-то полезное для других или интересное для меня самого?
Это третий шаг, который поможет прочувствовать значимость и ценность любого предмета. Конечно, не каждого ребёнка можно замотивировать создавать что-то своими руками, особенно если это касается той области, где у него есть сложности. Важно найти баланс между той задачей, которую мы решаем, и точкой интереса ребёнка.
Например, вернёмся к теме разбросанной одежды и задаче создания определённой версии своей одежды или какого-то альтернативного решения, которые бы показали, сколько труда придётся вложить в этот процесс.
Конечно, когда пробуешь создать свой продукт или процесс руками, показать и предложить его аудитории, получить обратную связь — ценность основного продукта, той же самой одежды, становится значительно выше, утилитарное отношение может смениться на осознанное и уважительное.
И в завершение вспомним ещё один инструмент, который может повлиять на утилитарный подход молодого поколения к вещам: я называю его глобальным самосознанием.
У поколений зумеров и альфа есть идея заботы об экологии и об окружающем мире. Поэтому если дать им возможность сильнее погрузиться в вопросы ответственного производства и потребления, показать, как той или иной бренд, бизнес проявляет свою социальную ответственность перед сотрудниками, перед окружающей средой — это может способствовать тому, что они станут смотреть на вещи другими глазами.
Итак, подведём итоги. В статье мы затронули тему процессного подхода к разным вещам на примере одежды. Аналогичным образом можно смотреть на любые другие вещи или ресурсы, где вы видите проблемное поведение своих детей и хотите, чтобы они стали более осознанными потребителями, проявляли больше заботы и бережливости. Это не случится одномоментно: нужно время, поддержка, личная вовлечённость и поиск тех инструментов, которые зацепят ребёнка по возрасту и по смежным интересам.
#мнение
#дети
#семья
#родителям
В избранное
Казалось бы, давать детям деньги за хорошее поведение, учёбу или уборку дома — так себе идея. А есть ли у финансовой мотивации какие-то плюсы? И стоит ли вообще внедрять денежное стимулирование в жизнь детей? СберСова вместе с экспертом по финансовой грамотности Анной Деньгиной разбирается в вопросе.

Знаете ли вы, что по действующему законодательству граждане обязаны содержать своих нуждающихся родственников? Причём это относится не только к несовершеннолетним детям, но и к родителям, супругам, и даже братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и т.д. Наталья Мустафаева, эксперт по личным финансам, рассказывает, у кого какие основания для взыскания алиментов существуют, на какие суммы можно рассчитывать и как их получить.

Россияне чаще всего сталкиваются с брачными контрактами при просмотре голливудского кино. Доля тех, кто выбирает подобные договоры, в нашей стране ничтожно мала. Если в западных странах их заключают не менее 70% супружеских пар, то у нас — не более 5%. Адвокат Ксения Степанищева разбирает все особенности такого контракта, чтобы каждый мог решить, подойдёт ли этот вариант урегулирования семейных споров лично ему.


Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?