Онлайн-курсыЖурналПроверь себяСпецпроектыПодкасты
Почему полезно показывать ребёнку, как всё работает

Почему полезно показывать ребёнку, как всё работает

23.04.24

7 мин

Почти у каждого родителя, который начинает заниматься финансовым воспитанием ребёнка, возникает вопрос — как же научить его ценить деньги, беречь вещи, аккуратно относиться к ресурсам. Говоришь, говоришь, ругаешь иногда, а воз и ныне там: все карманные он потратил на чипсы, вещи в комнате снова разбросаны, свет горит и днём и ночью. Что сделать, чтобы это изменить? Разбираемся вместе с Анной Деньгиной — экспертом Национального центра финансовой грамотности.

Что такое процессный подход

Не ценит деньги и раскидывает вещи! Почему попытки сделать из детей бережливых аккуратистов не приводят к результатам.

К решению этой задачи можно подходить с разных сторон: через личный пример, домашние правила и запреты, систему мотивации для выработки полезных привычек. Я же предлагаю пойти другим путём и посмотреть на вопрос через призму процессного подхода. Суть его в том, чтобы как можно раньше показать ребёнку не просто какой-то предмет, который нужен ему для чего-то, но и залезть поглубже — исследовать, изучить, как же устроен этот предмет изнутри, как он работает, как он был создан.

Процессный подход к вещам — не просто интересное и познавательное приключение, которое круто расширяет кругозор ребёнка, но и отличный инструмент для его экономического развития и коррекции финансового поведения.

Давайте рассмотрим пример с одеждой. Сразу сделаем оговорку, что в заданной ситуации ребёнок в целом может вести себя более желательным образом. У него нет особенностей развития и ментальных нарушений, которые требуют профессиональной коррекции.

Итак, допустим, что мы столкнулись с небрежным отношением к одежде и обуви: ребёнок делает всё возможное, чтобы снизить срок жизни вещей, и никакие разговоры и удобная система хранения не помогают ему вести себя по-другому. Что можно сделать в этой ситуации, если посмотреть через призму процессного подхода?

Разобраться в производственной цепочке

Как и из чего создавались эти вещи? Какие технологии, станки, оборудование были задействованы? Специалисты каких профессий участвовали в создании вещей?

Есть много инструментов для детей разных возрастов, которые могут помочь в этом: тематические мультфильмы и книжки, города профессий, экскурсии на производства, походы на выставки и в музеи. Среди базовых примеров:

Подобное погружение позволяет детям осознать, что любая вещь — это продукт труда. Чтобы создать что-то, нужно приложить много усилий: придумать, сконструировать и спроектировать, произвести, доставить, продать, потом ещё обслужить, если вещь требует ремонта или какого-то сопровождения. Всё это — производственная и сервисная цепочка, которая создаёт стоимость вещей. Каждое звено цепочки — это работники, технологии, время и деньги. Возможно, погружение в эти знания поможет ребёнку больше ценить то, что он держит в руках, лучше узнать о профессиях и даже задуматься о том, в какой сфере он хотел бы попробовать себя.

Главное — набраться терпения: потребуется много раз повторить ваши тезисы и ответить на вопросы. 📌 Когда ты что-то сделал — например, поделку в школу — ты же вложил свои усилия, время, иногда деньги? 📌 Тебе было бы приятно, если бы её сломали, бросили, сделали дырки? 📌 В любой вещи есть своя ценность и труд, который вложили люди. Лучше всего донести эти мысли до малышей ещё в детском саду. Но не стоит питать иллюзий, что в подростковом возрасте такие идеи найдут своё отражение в реальности. Поэтому можно исследовать дальше.

Узнать, кто стоит у истоков

Кто тот человек, который придумал этот бренд одежды, кто запустил этот бизнес, кто владеет им сейчас? Что это за личность? Какие у неё правила и принципы жизни?

Изучение конкретных людей — авторов, создателей, изобретателей, предпринимателей и бизнесменов — создаёт ещё одну дополнительную ценность любой вещи.

Теперь тут есть не просто функциональная значимость, но и история, личный вклад, идея и идеология, которая отражает время, эпоху или просто какую-то очень острую проблему людей, решить которую предполагалось с помощью того или иного продукта.

Когда мир вещей приобретает лицо, у детей и подростков может развиваться долгоиграющий интерес: узнать больше, посмотреть кино, примерить эту роль на себя. Это может их вдохновить реализовывать идеи и поверить в свои силы: такой небольшой шаг в предпринимательство и желание не просто заработать деньги, но и воплотить какую-то свою мысль.

Для подобного личностного погружения в мир вещей подойдут художественные и документальные фильмы, встречи с авторами, книги — например, серия книг «Уроки жизни».

Попробовать сделать самому

А что, если я буду не просто потребителем той или иной вещи/товара/продукта, а попробую создать сам что-то полезное для других или интересное для меня самого?

Это третий шаг, который поможет прочувствовать значимость и ценность любого предмета. Конечно, не каждого ребёнка можно замотивировать создавать что-то своими руками, особенно если это касается той области, где у него есть сложности. Важно найти баланс между той задачей, которую мы решаем, и точкой интереса ребёнка.

Например, вернёмся к теме разбросанной одежды и задаче создания определённой версии своей одежды или какого-то альтернативного решения, которые бы показали, сколько труда придётся вложить в этот процесс.

Вот какие могут быть идеи:

  • костюм на предстоящую вечеринку или праздник;
  • участие в конкурсе на создание тематической коллекции одежды;
  • разработка эскиза одежды для персонажа в метавселенной или скина для игрового персонажа;
  • прототип робота, который мог бы решать задачу неубранной одежды.

Конечно, когда пробуешь создать свой продукт или процесс руками, показать и предложить его аудитории, получить обратную связь — ценность основного продукта, той же самой одежды, становится значительно выше, утилитарное отношение может смениться на осознанное и уважительное.

В разговоре со своим семилетним ребёнком о ценности вещей я люблю приводить пример из личного опыта. В начале моей профессиональной карьеры на финансовом рынке у меня была склонность тратить много денег на одежду, ценность которой была неочевидна для меня. Это было похоже на эмоциональный шопинг: когда тебе грустно, ты устал — идёшь и покупаешь. И вот однажды я решила изменить эту ситуацию и подумала — а что поможет мне, с одной стороны, тратить меньше денег на одежду, а с другой — ценить свои вещи? — Как ты думаешь, что я сделала? — Ну, мам, это всем известная история, — уже смеётся мой сын. — Ты просто сшила сама себе нестандартное платье и пошла в нём куда-то там в гости, где все удивились, какое красивое платье у тебя, и спросили, где ты его купила!

Расширение горизонтов и экологичное мышление

И в завершение вспомним ещё один инструмент, который может повлиять на утилитарный подход молодого поколения к вещам: я называю его глобальным самосознанием.

У поколений зумеров и альфа есть идея заботы об экологии и об окружающем мире. Поэтому если дать им возможность сильнее погрузиться в вопросы ответственного производства и потребления, показать, как той или иной бренд, бизнес проявляет свою социальную ответственность перед сотрудниками, перед окружающей средой — это может способствовать тому, что они станут смотреть на вещи другими глазами.

Например, своего сына я начала погружать в тему утилизации старой одежды, когда один из брендов, которые он любил, запустил такую программу в России. Ребёнку было чуть меньше 5 лет, но удивительным образом сама мысль о том, что старые футболки и штанишки мы сдадим на утилизацию и переработку, заставляла его складывать вещи на полки, чтобы они были сданы в лучшем состоянии.

Итак, подведём итоги. В статье мы затронули тему процессного подхода к разным вещам на примере одежды. Аналогичным образом можно смотреть на любые другие вещи или ресурсы, где вы видите проблемное поведение своих детей и хотите, чтобы они стали более осознанными потребителями, проявляли больше заботы и бережливости. Это не случится одномоментно: нужно время, поддержка, личная вовлечённость и поиск тех инструментов, которые зацепят ребёнка по возрасту и по смежным интересам.

Начать можно с того, чтобы выбрать какое-то одно направление, которое вам хочется улучшить, и проводить свои эксперименты с погружением в процессы. Уверена, что вам самим будет интересно и полезно.

#мнение

#дети

#семья

#родителям

В избранное

Комментариев пока нет

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2025 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru

    На этом сайте используются Cookies.

    Подробнее