28.08.24
6 мин
В 2022 году по приглашению моей коллеги Е. А. Немировской, руководителя фонда и опытной приёмной мамы, я приняла участие в проекте «Маме важно» в сотрудничестве с благотворительным фондом «Расправь крылья». В рамках проекта я вела онлайн-занятия для дошкольников и младших школьников по финансовой грамотности, проводила для их родителей вебинары по основам финансовой безопасности и консультировала в сложных случаях.
Проект был направлен на выросших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые уже создали свои семьи, но не владеют знаниями о том, как осуществлять правильное взаимодействие в семье, как выстраивать отношения, беречь деньги, экономить и копить.
Приведу пример диалога с одной из участниц (условно назовём её Светлана), которая пришла на консультацию с проблемой: 6 кредитов, не могут платить, поскольку на это уходят все деньги семьи, а жить не на что. Но когда я посоветовала им проанализировать документы и подготовить заявление в суд на процедуру банкротства, то она решила сначала взять седьмой кредит на большой телевизор, а потом только «идти банкротиться».
Консультант: Когда вы брали пятый и шестой кредит, вы анализировали финансовое состояние семьи, свой бюджет, сможете ли вы платить по новым обязательствам, не погасив предыдущие долги?
Светлана: Да чего там анализировать, денег нет никогда!
Консультант: А если начать вести учёт, тогда будет понятно, куда они пропадают? Возможно, тогда вы сможете определить пути экономии и последовательного погашения предыдущих кредитов?
Светлана: А чего они не смотрят, что мы не можем платить, когда кредиты дают? Чего они сами не контролируют и дают?
Здесь очевидно перекладывание ответственности на кого-то предположительно более сильного. Условно: «Я ни при чём, банк сам виноват, а чего он деньги даёт». При этом Светлана осознаёт, что её неплатежи по кредитным обязательствам вредят как самой организации, которая не может получить свои деньги с процентами назад, так и её семье, поскольку уже по первому из просроченных кредитов было вынесено судебное решение, и коллекторы начали ей звонить.
Она продолжала пребывать в уверенности, что раз она – сирота, то государство ей должно. Потребительское отношение ко всем вокруг вылилось в то, что из-за долгов её семья могла лишиться имущества и средств к существованию при аресте банковских счетов.
Этот термин появился в 1967 году благодаря научной работе американского психолога Мартина Селигмана.
Выученная беспомощность — это состояние человека, в котором он не видит явной связи между своими усилиями и результатом.
Этим часто страдают дети-сироты, а затем и взрослые с опытом сиротства. Поскольку в процессе изъятия и перемещения в социальный приют или приёмную семью дети оказывались в ситуации, когда от их усилий и желаний ничего не зависело, они привыкли к такому положению дел и опустили руки.
При этом синдром выученной беспомощности не диагностируется как психическое расстройство или заболевание, поэтому его нельзя вылечить препаратами. Но это состояние можно узнать и скорректировать с помощью психолога или психотерапевта, научив таких взрослых более позитивно смотреть на жизнь и брать на себя ответственность за выбор действий в той или иной ситуации.
Психологи отмечают связь состояния выученной беспомощности у повзрослевших сирот с пессимизмом. Люди, у которых мир всегда несправедлив и агрессивен к ним, не видят в будущем ничего хорошего – они считают, что нет способа изменить эту жизнь и сделать её более успешной, позитивной и радостной.
К тому же люди, страдающие от выученной беспомощности, намного хуже заботятся о своём здоровье, считая, что нет необходимости что-то делать, если мы всё равно когда-нибудь умрём. Конечно, с течением времени и возрастом это приводит к серьёзным проблемам со здоровьем, к хроническим заболеваниям.
Люди в состоянии выученной беспомощности реже увольняются с нелюбимой работы, чаще терпят некомфортные и даже опасные для себя ситуации и не протестуют, не пытаются хоть что-то предпринять.
Если сознательно корректировать подобное состояние, можно значительно изменить качество жизни к лучшему. Если же этого не делать, то велик шанс попасть в отношения, построенные на абьюзе — физическом, психологическом или финансовом насилии одного партнёра над другим.
Позиция жертвы близка сиротам, она очень быстро становится выгодна в обществе: их жалеют, помогают, заботятся, а делать ничего и не нужно. Именно поэтому сироты часто попадают в созависимое состояние. Ведь жертва абьюзивных отношений находится в зависимости от агрессора, и в процессе насильственной формы взаимодействия он стремится эту зависимость усилить.
Самое сложное в этой истории, что абьюз иногда воспринимается самой жертвой как нечто неизбежное или даже обязательное. Жертва даже оправдывает такое отношение к себе, это видно, например, из таких фраз: «бьёт — значит любит»; «подумаешь, кричит, зато не бьёт». Именно поэтому жертва свыкается со своим состоянием, оно становится привычным. Жертва реже стремится выйти из таких отношений, потому что не считает это возможным и не верит, что сможет самостоятельно справиться с трудностями в повседневной жизни.
Приёмным родителям важно стремиться создавать ситуации успеха в процессе воспитания: в учёбе, спорте, активной деятельности на благо семьи, общества в целом. Ведь основной способ преодоления выученной беспомощности у приёмных детей – формирование оптимистичного жизненного настроя.
В период адаптации в новой семье у ребёнка много страхов. Но усилия приёмных родителей по привлечению ребёнка к различным видам деятельности и созданию ситуаций успеха помогут ему преодолеть страх новых действий и страх выбора, сформировать ростки внутренней уверенности.
Чтобы быть во взрослой жизни уверенными и пробивными людьми, дети должны получать разнообразный жизненный опыт, при этом не всегда выходить победителями в разных ситуациях. Каждый отдельный случай – это опыт, который нужно преобразовать, сделать выводы. Именно в этот момент и нужна помощь приёмных родителей – разобрать ситуацию, обсудить, сравнить поведение ребёнка до и после.
Одна из существенных ошибок взрослых — сравнение детей друг с другом и демонстрация личного опыта. Если у ребёнка не получается что-то сделать, а взрослые используют такие выражения – посмотри, ведь раньше ты совсем не умел кататься на велосипеде, а теперь почти получилось, или – я тоже не умел забивать гвозди, а потом научился, то ребёнок сравнивает себя с тем, кто уже что-то умеет, и ему кажется, что он тоже постепенно научится делать всё так же хорошо.
По капельке взращивая внутреннюю уверенность в том, что конкретный ребёнок может изменить неблагоприятные обстоятельства на достаточные для достижения цели, можно научить каждого из приёмных детей видеть возможности для реализации поставленных задач, несмотря на обстоятельства. И впоследствии эти дети не станут пополнять ряды взрослых сирот в состоянии выученной беспомощности. Они будут самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях.
#мнение
#дети
#родителям
Ольга Андреева
Федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ), педагог-психолог, автор книги «Мама, папа, дайте денег!»
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruМногие родители хотят, чтобы их дети учились только на пятёрки и четвёрки. Но далеко не всегда отличные оценки в школе помогают стать блестящим предпринимателем или заработать по-настоящему много денег. Рассказываем, почему троечники иногда финансово успешнее хорошистов и даже отличников.
Родителям так хочется, чтобы их дети росли умными, разносторонними людьми, которым интересен этот мир во всём его многообразии — его устройство, культура, история. В этом очень помогают музеи. И многие родители, строя планы на новый учебный год, который только начинается, обязательно впишут в эти планы посещение музеев. Давайте попробуем разобраться, как сделать пребывание в таких заведениях интересным для ребёнка.
Сегодняшняя экономическая ситуация в мире — хороший повод задуматься об экономии бюджета и вдумчивом потреблении всех ресурсов. Важно научить этому и наших детей. Своим опытом делится Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности.
Окружающий нас мир — это то, что создала природа и то, что сделал своими руками человек. Дети узнают об этом ещё в дошкольном возрасте и задают много вопросов. Например — как появились мои игрушки, гаджеты и вещи? Кто их придумал? Давайте разбираться вместе с Анной Деньгиной — экспертом Национального центра финансовой грамотности.