28.08.24
6 мин
В 2022 году по приглашению моей коллеги Е. А. Немировской, руководителя фонда и опытной приёмной мамы, я приняла участие в проекте «Маме важно» в сотрудничестве с благотворительным фондом «Расправь крылья». В рамках проекта я вела онлайн-занятия для дошкольников и младших школьников по финансовой грамотности, проводила для их родителей вебинары по основам финансовой безопасности и консультировала в сложных случаях.
Проект был направлен на выросших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые уже создали свои семьи, но не владеют знаниями о том, как осуществлять правильное взаимодействие в семье, как выстраивать отношения, беречь деньги, экономить и копить.
Практически каждая семья, которая обращалась ко мне за консультацией, была на грани банкротства физического лица из-за беспечного отношения к финансам и неправильных ожиданий от государства и общества.
Приведу пример диалога с одной из участниц (условно назовём её Светлана), которая пришла на консультацию с проблемой: 6 кредитов, не могут платить, поскольку на это уходят все деньги семьи, а жить не на что. Но когда я посоветовала им проанализировать документы и подготовить заявление в суд на процедуру банкротства, то она решила сначала взять седьмой кредит на большой телевизор, а потом только «идти банкротиться».
Консультант: Когда вы брали пятый и шестой кредит, вы анализировали финансовое состояние семьи, свой бюджет, сможете ли вы платить по новым обязательствам, не погасив предыдущие долги?
Светлана: Да чего там анализировать, денег нет никогда!
Консультант: А если начать вести учёт, тогда будет понятно, куда они пропадают? Возможно, тогда вы сможете определить пути экономии и последовательного погашения предыдущих кредитов?
Светлана: А чего они не смотрят, что мы не можем платить, когда кредиты дают? Чего они сами не контролируют и дают?
Здесь очевидно перекладывание ответственности на кого-то предположительно более сильного. Условно: «Я ни при чём, банк сам виноват, а чего он деньги даёт». При этом Светлана осознаёт, что её неплатежи по кредитным обязательствам вредят как самой организации, которая не может получить свои деньги с процентами назад, так и её семье, поскольку уже по первому из просроченных кредитов было вынесено судебное решение, и коллекторы начали ей звонить.
Она продолжала пребывать в уверенности, что раз она – сирота, то государство ей должно. Потребительское отношение ко всем вокруг вылилось в то, что из-за долгов её семья могла лишиться имущества и средств к существованию при аресте банковских счетов.
Этот термин появился в 1967 году благодаря научной работе американского психолога Мартина Селигмана.
Выученная беспомощность — это состояние человека, в котором он не видит явной связи между своими усилиями и результатом.
Этим часто страдают дети-сироты, а затем и взрослые с опытом сиротства. Поскольку в процессе изъятия и перемещения в социальный приют или приёмную семью дети оказывались в ситуации, когда от их усилий и желаний ничего не зависело, они привыкли к такому положению дел и опустили руки.
При этом синдром выученной беспомощности не диагностируется как психическое расстройство или заболевание, поэтому его нельзя вылечить препаратами. Но это состояние можно узнать и скорректировать с помощью психолога или психотерапевта, научив таких взрослых более позитивно смотреть на жизнь и брать на себя ответственность за выбор действий в той или иной ситуации.
Психологи отмечают связь состояния выученной беспомощности у повзрослевших сирот с пессимизмом. Люди, у которых мир всегда несправедлив и агрессивен к ним, не видят в будущем ничего хорошего – они считают, что нет способа изменить эту жизнь и сделать её более успешной, позитивной и радостной.
К тому же люди, страдающие от выученной беспомощности, намного хуже заботятся о своём здоровье, считая, что нет необходимости что-то делать, если мы всё равно когда-нибудь умрём. Конечно, с течением времени и возрастом это приводит к серьёзным проблемам со здоровьем, к хроническим заболеваниям.
Люди в состоянии выученной беспомощности реже увольняются с нелюбимой работы, чаще терпят некомфортные и даже опасные для себя ситуации и не протестуют, не пытаются хоть что-то предпринять.
Способ борьбы с выученной беспомощностью – это прежде всего осознать наличие проблемы, диагностировать её и признать своё состояние. Затем нужна вдумчивая работа взрослого человека с психологом либо психотерапевтом.
Если сознательно корректировать подобное состояние, можно значительно изменить качество жизни к лучшему. Если же этого не делать, то велик шанс попасть в отношения, построенные на абьюзе — физическом, психологическом или финансовом насилии одного партнёра над другим.
Позиция жертвы близка сиротам, она очень быстро становится выгодна в обществе: их жалеют, помогают, заботятся, а делать ничего и не нужно. Именно поэтому сироты часто попадают в созависимое состояние. Ведь жертва абьюзивных отношений находится в зависимости от агрессора, и в процессе насильственной формы взаимодействия он стремится эту зависимость усилить.
Самое сложное в этой истории, что абьюз иногда воспринимается самой жертвой как нечто неизбежное или даже обязательное. Жертва даже оправдывает такое отношение к себе, это видно, например, из таких фраз: «бьёт — значит любит»; «подумаешь, кричит, зато не бьёт». Именно поэтому жертва свыкается со своим состоянием, оно становится привычным. Жертва реже стремится выйти из таких отношений, потому что не считает это возможным и не верит, что сможет самостоятельно справиться с трудностями в повседневной жизни.
Приёмным родителям важно стремиться создавать ситуации успеха в процессе воспитания: в учёбе, спорте, активной деятельности на благо семьи, общества в целом. Ведь основной способ преодоления выученной беспомощности у приёмных детей – формирование оптимистичного жизненного настроя.
В период адаптации в новой семье у ребёнка много страхов. Но усилия приёмных родителей по привлечению ребёнка к различным видам деятельности и созданию ситуаций успеха помогут ему преодолеть страх новых действий и страх выбора, сформировать ростки внутренней уверенности.
Чтобы быть во взрослой жизни уверенными и пробивными людьми, дети должны получать разнообразный жизненный опыт, при этом не всегда выходить победителями в разных ситуациях. Каждый отдельный случай – это опыт, который нужно преобразовать, сделать выводы. Именно в этот момент и нужна помощь приёмных родителей – разобрать ситуацию, обсудить, сравнить поведение ребёнка до и после.
Одна из существенных ошибок взрослых — сравнение детей друг с другом и демонстрация личного опыта. Если у ребёнка не получается что-то сделать, а взрослые используют такие выражения – посмотри, ведь раньше ты совсем не умел кататься на велосипеде, а теперь почти получилось, или – я тоже не умел забивать гвозди, а потом научился, то ребёнок сравнивает себя с тем, кто уже что-то умеет, и ему кажется, что он тоже постепенно научится делать всё так же хорошо.
Важно: чтобы избежать неравного сравнения, не надо сопоставлять ребёнка с другими детьми, а тем более со взрослыми. Эффективнее сравнивать ребёнка с ним самим в прошлом.
По капельке взращивая внутреннюю уверенность в том, что конкретный ребёнок может изменить неблагоприятные обстоятельства на достаточные для достижения цели, можно научить каждого из приёмных детей видеть возможности для реализации поставленных задач, несмотря на обстоятельства. И впоследствии эти дети не станут пополнять ряды взрослых сирот в состоянии выученной беспомощности. Они будут самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях.
Вам понравилась статья?
В избранное
Комфортная среда: онлайн и офлайн возможности Сбера для родителей
Современный банк способен не только выдать кредит, открыть депозит и совершить перевод. Сейчас банк — это полноценный помощник для родителей, который рассчитает размер детского пособия, поделится советом по воспитанию от эксперта и даже повысит финансовую грамотность маленьких и взрослых.
Зачем подростку экономия
Получая карманные деньги, подросток очень быстро распределяет их на важные для него покупки. Но родителей это не устраивает. Они говорят, что нужно экономить. Подросток не осознаёт, зачем это делать. Как повлиять на него через экологическую повестку и привести к экономии и ресурсов, и денег? Рассказывает федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности Ольга Андреева.
Зачем говорить детям о страховании
Поговорите со своим ребёнком о страховании — что это, как и от чего можно защититься с помощью страховых инструментов. Будет полезно напомнить себе и объяснить ребёнку, насколько важно предвидеть риски. Многие люди не задумываются о ситуациях, которые способны нарушить привычный размеренный ход жизни. Мы не можем их предугадать, а вот обезопасить себя от последствий — вполне реально. СберСова рассуждает на эту тему вместе с Ольгой Андреевой, федеральным экспертом Ассоциации развития финансовой грамотности.
Школа жизни: почему троечники иногда оказываются богаче отличников
Многие родители хотят, чтобы их дети учились только на пятёрки и четвёрки. Но далеко не всегда отличные оценки в школе помогают стать блестящим предпринимателем или заработать по-настоящему много денег. Рассказываем, почему троечники иногда финансово успешнее хорошистов и даже отличников.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru