Мама с папой учили делиться, чтобы не прослыть среди друзей жадиной-говядиной. Сегодня делиться — основа целой экономической концепции, которая меняет мир вокруг нас.
Концепция шеринга в её современном виде принадлежит Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, соавторам книги «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption». В 2010 году Ботсман выступила на конференции TED с рассказом о новой социально-экономической модели, которая «станет революцией в нашем потреблении товаров и услуг». Спустя десятилетие стало очевидно, что Ботсман была права.
Сама идея общего пользования не нова. Общежития, библиотеки и пункты проката существуют на протяжении многих лет. Но если раньше стремление к совместному пользованию было обусловлено дороговизной — мало кто мог позволить себе автомобиль, смокинг или нарядное платье на один вечер — то сейчас всё больше людей сознательно стремятся к ограничению потребления. Гораздо разумнее и выгоднее, когда вещь «работает» — используется и приносит доход, а не простаивает в гараже или пылится в шкафу. Коэффициент полезного использования вещей существенно увеличивается.
Сейчас традиционные пункты выдачи сменили технологичные площадки для быстрой аренды или обмена. Как пояснял директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок, современная шеринг-экономика базируется на принципиально иной поведенческой модели потребления.
Советские люди брали в аренду, потому что купить что-нибудь нужное было сложно. Современные пользователи шеринг-сервисов приобретать могут, но не хотят — они предпочитают не засорять жизненное пространство лишними вещами и не тратить ресурсы на их производство.
Идея совместного потребления получила развитие в самых разных секторах экономики. Это давно уже не только аренда машин и квартир. Кажется, не осталось уже такого товара, который какой-нибудь стартап не пытался бы превратить в объект шеринга. На площадках обмена вещами можно найти предложения взять в аренду животных, цветочные букеты и пакеты из бутиков, чтобы похвастаться перед подписчиками в соцсетях. Согласно исследованию РАЭК и «ТИАР-Центра», объём экономики совместного потребления в России по итогам 2020 года составил 1,07 трлн рублей, а годовой прирост рынка шеринг-услуг — 39%.
Несмотря на огромное количество форм проявления, самым заметным явлением в концепции совместного потребления остаётся каршеринг.
Впервые совместно использовать автомобили догадались ещё в 1948 году в Цюрихе — жилищные кооперативы сбрасывались на покупку авто на весь дом. Счастливые обладатели права пользования автомобилем бронировали транспорт по телефону заранее и забирали ключ из общего сейфа. Такая практика дожила до 1998 года. В 70-х и 80-х во Франции и Нидерландах пытались запустить и более амбициозные проекты, объединяющие людей по месту жительства или общим интересам для совместной покупки автомобиля, однако дело не пошло.
Сервисы, похожие на современный каршеринг, начали появляться в 90-х. Катализатором стала возможность завести машину без ключа, и некоторые компании разрешили завершать аренду в любом удобном месте. Активнее всего каршеринг развивался в Швейцарии и Германии. Вскоре подобные сервисы появились в США. В 1998 году житель Портленда Дэйв Брук запустил самый первый каршеринг в Америке. Компания Carshare Portland начиналась с одной машины и пары соседей Брука, а уже через четыре года в Соединённых Штатах работало 30 разных компаний. По экспертным оценкам, к 2011 году уже около 600 городов по всему миру успешно поддерживали каршеринг. Если в 2010 году количество автомобилей общего пользования составляло около 32 тысяч транспортных средств, то к 2021 году оно выросло до 610 тысяч штук.
Каршеринг в России появился в 2012 году, и уже через пару лет московский рынок стал одним из самых быстроразвивающихся в мире. К началу 2020 года Москва собрала крупнейший автопарк в мире, а по данным РАЭК и «ТИАР-Центра», рынок каршеринга в 2020 году составил 22,4 млрд рублей.
История совместного проживания, пожалуй, самая древняя — миллионы лет назад люди жили племенами и вели общее хозяйство. По сей день племена, обитающие на Борнео, строят один длинный деревянный дом, в котором проживает всё племя.
В традиционном понимании коливинг — это общежитие либо хорошо знакомая людям постарше коммуналка. Однако сейчас люди часто ищут совместное жильё по доброй воле, объединяясь под эгидой общих ценностей, интересов или целей в жизни. Такое жильё можно снять как на несколько ночей, так и на месяц. Это даёт жителям большую гибкость, однако из-за текучки посетителей цены в коливингах не самые низкие. Впрочем, условия жилья в современных коливингах могут сравниться с хорошими гостиницами и имеют не так много общего со знакомыми многим коммуналками, как может показаться на первый взгляд.
Современная история коливинга началась совсем недавно. В 2015 году в Нью-Йорке был запущен Common coliving — на сегодняшний день у них уже 25 коворкинг-пространств в 6 городах США. У сети есть приложение, в котором жители могут общаться друг с другом. Для того, чтобы сплотить их ещё больше, в коливингах регулярно проводится множество мероприятий — от бранчей до занятий по стрельбе из лука. В 2016 году в Великобритании открылся The Collective — первое масштабное коливинг-пространство, за 5 лет распространившееся по разным странам мира. Эта компания позиционирует себя как место, где можно найти своих единомышленников, освоить новые навыки и насладиться удобной, беззаботной жизнью. В Нью-Йорке и Берлине с 2017 года работает Quarters Coliving — их пространства призывают объединяться молодых профессионалов, которых интересует бизнес и творчество.
В России коливинги начали появляться в 2016 году. Один из первых возник в Санкт-Петербурге. Благодаря тому, что стоимость аренды не превышала 15 тысяч рублей в месяц, пространство пользовалось большой популярностью. Коливинги, которые работают в России сегодня, ощутимо дороже. Чаще это апарт-отели, и комната в таком пространстве обойдётся минимум в 40 тысяч в месяц на одного человека. Эксперты считают, что у формата коливингов в России есть будущее, но только если жить в них будет выгоднее, чем в съёмной квартире — арендная ставка должна быть как минимум на 20–30% ниже рынка.
Родиной фудшеринга считается Германия. Валентин Турн, немецкий исследователь и журналист, озаботился проблемой еды, ежедневно тоннами оказывающейся на свалке. В 2012 году он запустил сайт, на котором люди даром отдавали ненужные им продукты.
Другая значимая фигура в истории фудшеринга — Рафаэль Фельмер, автор эксперимента «Пять лет без денег». Когда он искал всё необходимое для жизни в пунктах бесплатной раздачи, то неоднократно обнаруживал в мусорных баках супермаркетов вполне пригодные продукты целыми партиями. Так ему пришла идея договориться с магазинами и забирать у них еду с истекающим сроком годности, которую он, в свою очередь, раздавал нуждающимся.
Вскоре Фельмер и Турн объединили свои проекты на одной платформе, которая существует до сих пор.
Фудшеринг играет важную социальную роль, причём не только как способ накормить бедных, но и как инструмент в борьбе с перепотреблением.
В 2015 году российские активисты решили взять пример с немецких фудсейверов и адаптировали европейский опыт к нашим реалиям. Волонтёры наладили сотрудничество с кафе и магазинами и стали распределять излишки еды. Существуют также мобильные приложения, в которых можно приобрести еду из кафе и ресторанов со скидкой от 50%. По оценкам ТИАР-Центра и РАЭК, благодаря фудшерингу в России только за 2018 год было спасено 7 тысяч тонн еды.
Но даже если не хочется есть чужую еду и жить в чужом доме, к возможностям шеринга стоит присмотреться внимательнее. «В современном мире каждый человек должен быть не только юридически, но и финансово грамотен. Такой подкованный человек может сэкономить в любой экономике. А как подсказывают подсчёты, в шеринг-экономике возможностей для оптимизации расходов действительно много», — отмечает Александр Чулок.
#сэкономить
#бюджет
Вам понравилась статья?
В избранное
Почему у одних людей получается откладывать деньги, а другие живут от зарплаты до аванса, «изобретая вечно чудеса баланса»? Причём вторые могут зарабатывать намного больше первых и всё равно не справляться с задачей создания финансовой подушки безопасности. Рассказываем, как научиться копить деньги.
В мегаполисе все куда-то торопятся, и иногда счёт до следующей встречи идёт на минуты. Чтобы сохранить не только время, но и деньги, важно правильно выбрать способ передвижения. Как сэкономить, перемещаясь по городу, и сколько придётся потратить на личное авто или общественный транспорт – разбираемся в материале СберСовы.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru