Обычно выручка более важна для оценки компании, чем прибыль. Прибыль подвержена воздействию разовых факторов. Например, компания может продать актив и это увеличит прибыль в отдельный период.
Выручка же показывает, насколько востребована продукция, которую производит компания, — это более стабильный показатель. К примеру, Netflix долгое время был убыточным, при этом его выручка росла, а инвесторы высоко его оценивали. Рынок был готов мириться с убытками — с учётом того, что компания увеличивает свою долю на растущем рынке стриминга.
При этом долгосрочное падение доли компании на рынке может быть сигналом, что компания теряет своё положение. К примеру, в 2007–2010 годах доля Nokia на рынке смартфонов снизилась с 49,4% до 34,2% — компания проигрывала конкуренцию Apple, представившей первый iPhone в 2007 году, и Samsung. Выручка Nokia за эти годы снизилась с 70 $ до 56 млрд $, что также было негативным сигналом.
В итоге к 2013 году рыночная доля Nokia снизилась до 3%, а её акции подешевели в несколько раз. Спустя год, в 2014 году, бизнес Nokia по производству смартфонов всего за 7,2 млрд $ купил Microsoft, хотя на пике в 2007 году компания стоила 152 млрд $.
Если компания тратит больше денег, чем к ней приходит, то у неё отрицательный денежный поток (Free Cash Flow, FCF). Если у компании отрицательный FCF на протяжении многих лет, то это повод задуматься, ради чего она «сжигает кеш».
К примеру, у Netflix FCF был отрицательный в 2015–2019 годах, компания тратила много заёмных денег на производство контента. Но это дало ожидаемый результат: бизнес компании вырос и появилась прибыль.
В отличие от Netflix, американская нефтяная компания Enron в 1990-е годы тратила деньги на сомнительные бизнес-проекты, например строительство электростанции в Индии. Чтобы проект окупился, электричество нужно было продавать по гораздо более высоким ценам, чем могли себе позволить жители Индии.
Даже если бизнес компании растёт и остаётся прибыльным, свободными деньгами ещё нужно грамотно распорядиться. Неудачные сделки, которые приводят к списанию убытка, уменьшают капитал инвесторов.
К примеру, по итогам IV квартала 2020 года американский телекоммуникационный гигант AT&T получил рекордный чистый убыток в 13,9 млрд $ — в основном из-за списания 15,5 млрд $ в результате падения оценки стоимости принадлежащего ему оператора спутникового ТВ DirecTV. Стриминговые сервисы отвоёвывают зрителей у кабельных каналов, из-за этого стоимость DirecTV падала.
В феврале 2021 года AT&T решила выделить DirecTV в отдельную компанию, то есть провести так называемый спин-офф, продав 30% доли в ней исходя из оценки в 16,2 млрд $. Учитывая, что AT&T потратила на покупку DirecTV в 2015 году 66 млрд $, суммарный убыток телеком-гиганта за 5 лет составил 50 млрд $.
Легендарный инвестор Уоррен Баффет ставил этот индикатор на первое место. Если менеджмент компании был замешан в корпоративных скандалах, это серьёзный повод задуматься об отказе от инвестиций в неё.
К примеру, о возможном мошенничестве платёжной системы из Германии Wirecard Financial Times писал ещё за несколько лет до того, как оно было раскрыто. Издание, со ссылкой на отчёт независимой исследовательской компании, сообщало о фальсификации отчётности и объёма операций Wirecard в Азии. В итоге компания обанкротилась, а инвесторы в акции потеряли почти все вложенные деньги.
Обычно изменение графика цены не должно влиять на оценку компании: инвесторы могут продавать акции из-за общего пессимизма. Однако снижение отдельной акции на протяжении долгого времени — повод подробнее изучить ситуацию в компании, так как это может сигнализировать о том, что инвесторы пессимистично смотрят на её перспективы. Пример — падение акций Nokia в 2007–2013 годах.
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.