5 показателей плохой компании: чек-лист инвестора

24.01.22

9 мин

header-image

Исследование данных по американскому рынку акций за 1983–2006 годы показало, что 39% компаний принесли инвесторам убытки. На реальных примерах рассказываем о красных флажках, которые помогут избежать инвестиций в такие компании.

Падение доли рынка и выручки

Обычно выручка более важна для оценки компании, чем прибыль. Прибыль подвержена воздействию разовых факторов. Например, компания может продать актив и это увеличит прибыль в отдельный период.

Выручка же показывает, насколько востребована продукция, которую производит компания, — это более стабильный показатель. К примеру, Netflix долгое время был убыточным, при этом его выручка росла, а инвесторы высоко его оценивали. Рынок был готов мириться с убытками — с учётом того, что компания увеличивает свою долю на растущем рынке стриминга.

При этом долгосрочное падение доли компании на рынке может быть сигналом, что компания теряет своё положение. К примеру, в 2007–2010 годах доля Nokia на рынке смартфонов снизилась с 49,4% до 34,2% — компания проигрывала конкуренцию Apple, представившей первый iPhone в 2007 году, и Samsung. Выручка Nokia за эти годы снизилась с 70 $ до 56 млрд $, что также было негативным сигналом.

В итоге к 2013 году рыночная доля Nokia снизилась до 3%, а её акции подешевели в несколько раз. Спустя год, в 2014 году, бизнес Nokia по производству смартфонов всего за 7,2 млрд $ купил Microsoft, хотя на пике в 2007 году компания стоила 152 млрд $.

Компания тратит деньги без перспектив

Если компания тратит больше денег, чем к ней приходит, то у неё отрицательный денежный поток (Free Cash Flow, FCF). Если у компании отрицательный FCF на протяжении многих лет, то это повод задуматься, ради чего она «сжигает кеш».

К примеру, у Netflix FCF был отрицательный в 2015–2019 годах, компания тратила много заёмных денег на производство контента. Но это дало ожидаемый результат: бизнес компании вырос и появилась прибыль.

В отличие от Netflix, американская нефтяная компания Enron в 1990-е годы тратила деньги на сомнительные бизнес-проекты, например строительство электростанции в Индии. Чтобы проект окупился, электричество нужно было продавать по гораздо более высоким ценам, чем могли себе позволить жители Индии.

Неудачные сделки

Даже если бизнес компании растёт и остаётся прибыльным, свободными деньгами ещё нужно грамотно распорядиться. Неудачные сделки, которые приводят к списанию убытка, уменьшают капитал инвесторов.

К примеру, по итогам IV квартала 2020 года американский телекоммуникационный гигант AT&T получил рекордный чистый убыток в 13,9 млрд $ — в основном из-за списания 15,5 млрд $ в результате падения оценки стоимости принадлежащего ему оператора спутникового ТВ DirecTV. Стриминговые сервисы отвоёвывают зрителей у кабельных каналов, из-за этого стоимость DirecTV падала.

В феврале 2021 года AT&T решила выделить DirecTV в отдельную компанию, то есть провести так называемый спин-офф, продав 30% доли в ней исходя из оценки в 16,2 млрд $. Учитывая, что AT&T потратила на покупку DirecTV в 2015 году 66 млрд $, суммарный убыток телеком-гиганта за 5 лет составил 50 млрд $.

Сомнения в честности менеджмента

Легендарный инвестор Уоррен Баффет ставил этот индикатор на первое место. Если менеджмент компании был замешан в корпоративных скандалах, это серьёзный повод задуматься об отказе от инвестиций в неё.

К примеру, о возможном мошенничестве платёжной системы из Германии Wirecard Financial Times писал ещё за несколько лет до того, как оно было раскрыто. Издание, со ссылкой на отчёт независимой исследовательской компании, сообщало о фальсификации отчётности и объёма операций Wirecard в Азии. В итоге компания обанкротилась, а инвесторы в акции потеряли почти все вложенные деньги.

Затяжное падение акций

Обычно изменение графика цены не должно влиять на оценку компании: инвесторы могут продавать акции из-за общего пессимизма. Однако снижение отдельной акции на протяжении долгого времени — повод подробнее изучить ситуацию в компании, так как это может сигнализировать о том, что инвесторы пессимистично смотрят на её перспективы. Пример — падение акций Nokia в 2007–2013 годах.

На что смотреть инвестору, чтобы определить плохие акции

  1. Аналитические отчёты о том, где говорилось бы о размере рынка, на котором работает компания, например рынке видеоигр. Если он растёт быстрее выручки компании, значит, она теряет долю рынка и уступает конкурентам. Также некоторые отчёты сразу содержат рыночную долю каждой компании — такой, например, выпускает компания «ТМТ Консалтинг» по рынку телекоммуникаций в России.
  2. Показатель свободного денежного потока — его можно посмотреть в отчётности компаний или на специальных сайтах с финансовыми показателями (скринерах). Также необходимо изучить, насколько перспективны или рискованны проекты компании.
  3. История прошлых сделок компании — слияния и поглощения, выделения отдельных компаний и пр., а также скандалы, связанные с её менеджментом.
  4. График котировок — его можно увидеть в приложении брокера.

Что ещё почитать:

  • В краткосрочной перспективе акция может падать в цене из-за изменений в настроениях инвесторов. Когда — и стоит ли их продавать, рассказываем здесь.
  • Для оценки компаний «на лету» используют мультипликаторы. О том, какие из них стоит использовать в первую очередь, читайте тут.
  • Главными угрозами, как считают инвесторы, в 2022 году будут высокая инфляция, рост ставок ведущих центробанков и коронавирус. О том, как снизить эти риски, — в этой статье.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Вам понравилась статья?

В избранное

Другие статьи этого раздела

СберСова/Инвестиции/

5 показателей плохой компании: чек-лист инвестора

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru