Компания может предложить инвесторам купить свои акции ещё до выхода на биржу, то есть на стадии так называемого pre-IPO (IPO — Initial Public Offering). Полученные деньги компания может потратить на развитие, например на то, чтобы выпустить новый продукт и завоевать долю на перспективном рынке. Для инвестора это возможность вложиться в компанию по более низкой оценке, чем та, которую компания получит после выхода на биржу.
Как правило, на Западе к стадии pre-IPO выходят достаточно крупные стартапы, которые уже прошли начальные стадии развития, заняли свою нишу на рынке и построили эффективную бизнес-модель. В России на стадии pre-IPO можно было купить, например, акции фудтех-стартапа Mealjoy.
Брокеры через своё приложение дают доступ к одной из краудинвестинговых платформ с лицензией Банка России. Краудинвестинг (от англ. crowd — толпа, investing — инвестирование) — это инвестирование денежных средств в компании путём покупки их ценных бумаг, предлагаемых с помощью инвестиционной платформы, отмечал ЦБ. По данным регулятора, за 2021 год объём привлечённых средств с помощью краудинвестинга составил 4,74 млрд рублей.
Обычно на стадии pre-IPO наиболее активно участвуют венчурные фонды, приводил «Коммерсантъ» мнение одного из экспертов. Однако в последние годы число российских управляющих компаний (УК) и брокеров, которые стали активнее участвовать в инвестициях на стадии pre-IPO, увеличилось, рассказывало издание летом 2021 года. О планах предоставить розничным инвесторам возможность покупки акций на стадиях pre-IPO «Коммерсанту» сказали и в Сбербанке.
Правда, тогда вложиться в сегмент pre-IPO могли только квалифицированные инвесторы, порог входа составлял от 100 тысяч$. Вложения в непубличные компании рассматривались некоторыми инвесторами как альтернатива собственному бизнесу, сообщал «Коммерсантъ». Например, российские брокеры предлагали вложиться в международного производителя ПО с российскими корнями Acronis.
Показательно, как менялась оценка компании. К примеру, в 2019 году Acronis привлекла 147 млн $ от группы инвесторов во главе с Goldman Sachs, а оценка составила около 1 млрд $. На стадии pre-IPO компания уже оценивалась в 2,1 млрд $, а всего через месяц Acronis привлекла финансирование от фонда CVC Capital Partners уже исходя из оценки в 2,5 млрд $. Если компания выйдет на IPO, теоретически её оценка может вырасти ещё больше и тогда инвесторы смогут продать акции с выгодой.
Общий операционный риск. Продукт компании может оказаться невостребованным, а оценка — завышенной.
Чтобы постараться снизить этот риск, нужно внимательно изучать отчётность компании. Правда, стандарты раскрытия информации на стадии pre-IPO ниже обычных при IPO, приводил «Коммерсантъ» мнение экспертов из Сбербанка. Вероятно, стоит изучить рынок, на котором работает компания, чтобы понять, сможет ли она эффективно потратить привлекаемые деньги и позволит ли это ей вырасти.
Риск ликвидности. Это более специфический риск именно для стадии pre-IPO. Недавний стартап может так и не выйти на IPO, а, например, продаться стратегическому инвестору — крупной корпорации. В этом случае владельцы миноритарных пакетов могут попробовать продать акции на внебиржевом рынке, но цена рискует оказаться ниже ожидаемой, отмечают эксперты.
Иногда на стадии pre-IPO российские УК и брокеры могут предусмотреть дополнительную защиту миноритариев на случай продажи контрольного пакета. Тогда их акции тоже должны будут выкупить. Для этого инвестор подписывает дополнительное акционерное соглашение в приложении брокера.
Также на стадии pre-IPO может быть предусмотрен локап-период, когда инвестор не имеет права продать бумаги. Чтобы снизить риски ликвидности, инвестору необходимо увеличить свой горизонт инвестирования: вкладывать только те деньги, которые могут понадобиться через несколько лет. «Коммерсантъ» приводит слова представителя одной из УК: создавая инструмент вложений в pre-IPO, она исходила из ожиданий выхода компании на IPO или продажи стратегическому инвестору на сроке в пять лет.
Риски вложений на стадии pre-IPO — выше, чем в акции публичных компаний, но и потенциальная доходность выше. Прежде чем принимать решение об инвестициях в pre-IPO, нужно:
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru