IPO (от англ. initial public offering) — первичное предложение акций компаний для неограниченного круга инвесторов. После IPO акции могут свободно обращаться на бирже, а их цена зависит от действий широкого круга инвесторов.
Рынок может оценить компанию иначе по сравнению с оценкой самой компании и ограниченным числом банков, готовящих IPO. Так что в первые дни и недели после размещения котировки могут резко меняться.
Чаще всего главная цель IPO для компании — получить деньги на развитие, что положительно скажется на доходах в будущем. Поэтому сразу после размещения стоимость акций, как правило, растёт благодаря интересу инвесторов. Подсчитано, что инвестор, который бы участвовал во всех стартах торгов в США в 2012 году и продавал акции к концу первого дня, получил бы средний доход 17,9 %.
Однако иногда после размещения акции могут дешеветь, как в случае с этими компаниями.
IPO сервиса по вызову такси инвесторы ждали с нетерпением несколько лет. Инвестбанки, готовившие размещение, оценили компанию в $120 млрд — дороже трёх крупнейших американских автоконцернов General Motors, Ford и Chrysler Fiat вместе взятых. Между тем компания к тому моменту была глубоко убыточной: в 2017—2018 гг. потери составили $2,2 млрд и $1,8 млрд соответственно. Традиционно, это объясняли необходимостью много тратить на развитие компании.
Компания сама снизила свою оценку до $82 млрд в надежде привлечь инвесторов, но IPO получилось катастрофическим. В первые 2 дня торгов 9—10 мая 2019 года акции подешевели больше чем на 18 %. И сейчас котировки Uber находятся ниже цены размещения ($45 за акцию): чуть дороже $26 по состоянию на середину апреля 2020 года.
Одна из причин падения стоимости акций в первые недели — неудачное время для IPO. Как раз в эти дни произошел новый виток торговой войны между Китаем и США: 10 мая президент США Дональд Трамп ввёл очередные пошлины на товары из Китая, 13 мая Китай ответил тем же.
Так что в середине мая 2019 года рынки в целом падали, но не так сильно, как акции Uber. Считается, что главная причина падения — убытки компании, которые во II квартале 2019 года по сравнению с I кварталом выросли почти в 4 раза, до рекордных $5,2 млрд. Добавило пессимизма инвесторам и неудачное размещение главного конкурента Uber — Lyft — в марте 2019 года.
Вообще, IPO технологических компаний в последнее время проходят неудачно. С момента выхода на биржу в 2019 году их акции в среднем выросли только на 8 %, хотя весь высокотехнологичный индекс Nasdaq Composite прибавил примерно 35 %, подсчитал Wall Street Journal (WSJ). Инвесторы разочаровываются в компаниях, генерирующих огромные убытки в попытке захватить рынки, замечает издание.
Фото: Unsplash
Размещение одной из крупнейших компаний в мире в 2004 году тоже было признано неудачным. Компания предложила инвесторам аукцион: кто больше заплатит, тот получит акции. Однако из-за этого Google привлек меньше денег, чем если бы IPO проходило по привычной схеме. Обычно до размещения акции получают крупные институциональные инвесторы, после — все желающие. Одна из причин неудачи — банки-организаторы IPO не были заинтересованы в том, чтобы цена акций росла. Кроме того, менеджмент компании не стал отвечать на некоторые вопросы о компании, что вызвало настороженность инвесторов.Падение могло бы быть больше, если бы не случайность: из-за высокого спроса на акции среди инвесторов на Nasdaq произошли технические сбои. Поэтому не все заявки были исполнены. Кроме того, банкам-организаторам IPO пришлось начать активно скупать акции, чтобы поддержать котировки. Это обычная практика, так как неудачное IPO плохо сказывается на репутации инвестбанков.Однако уже после первого дня котировки устремились вниз: $31 за акцию в конце торгов 22 мая, $25,87 — 5 июня, $20,04 — 2 августа и, наконец, $17,73 — 4 сентября. То есть всего за несколько месяцев они подешевели больше чем на 50 %.
Производитель автомобилей спецагента Джеймса Бонда провёл IPO на Лондонской фондовой бирже в октябре 2018 года. Размещение должно было стать поворотным моментом для компании: с момента основания в 1913 году она 7 раз объявлялась банкротом, но в XXI веке сумела наладить бизнес. За год до IPO — в 2017 году — она впервые с 2010 года получила прибыль.
Но несмотря на хорошие финансовые результаты и всемирную известность марки инвесторы не продемонстрировали оптимизма: за первую неделю торгов акции подешевели больше чем на 10 %.
Цена в первые дни снижалась, потому что инвесторы беспокоились о рисках. Между 2016 и 2022 гг. компания планировала выпускать по одной новой модели в год — и инвесторам эта стратегия показалась слишком агрессивной, писала Reuters. Спрос на автомобили цикличен — когда рынок насыщен, продажи новых машин падают, пока покупатели не захотят сменить автомобиль. Инвесторы опасались, что при снижении спроса компания снова окажется в убытках, — разработка новых моделей с нуля требует больших вложений.
В 2019 году компания смогла показать прибыль, но меньше, чем ожидали аналитики. В апреле 2020 года, спустя 15 месяцев после размещения, акции компании торгуются в 7 раз дешевле цены размещения. В этом году увеличить продажи мог выход нового фильма о Бонде, запланированный на апрель, писала WSJ, но он был перенесён.
Не стоит вкладываться в компании только из-за хайпа вокруг их появления на бирже: нужно изучить отчетность компании, которая перед IPO становится доступной всем инвесторам.
Хорошо, если компания показывает прибыль и у неё низкая долговая нагрузка. На что ещё стоит обратить внимание в отчётах компаний, мы рассказывали в этой статье. В любом случае, стратегия спекулирования на краткосрочных колебаниях — рискованная.
Как показывает пример Google, если бизнес-модель компании может стабильно увеличивать прибыль, то в долгосрочной перспективе акции компании растут. Главное, не продавать акции при первом падении, если вы уверены в компании, не вкладываться в акции одной компании и заранее ограничивать убытки по отдельным вложениям.
#инвестиции
Вам понравилась статья?
В избранное
Инвесторы с солидными накоплениями, а также те, кто хочет максимально снизить риски, обычно больше заботятся не о том, чтобы заработать, а о сохранении капитала. Рассказываем, что собой представляет защитная стратегия инвестирования и как её использовать.
В конце апреля 2020 года произошло историческое событие: цены на нефть на МосБирже опустились до минус $37. Многие инвесторы, торговавшие сложными производными инструментами, цена которых зависит от сырья, потеряли на этом деньги. Рассказываем, как работает механика таких инструментов — фьючерсов и опционов — и почему это скорее спекулирование, а не инвестиции.
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruСберБанк обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования Cookies. Подробно рассказываем, как CберБанк обрабатывает и защищает ваши персональные данные на странице.